Прагматическая педагогика Д.Дьюи.
Педагогика - это философия. Все определения становятся конкретными и испытываются. Некоторые работы стали переводить в 1927 году. Школа и общество. Многие идеи Дьюи были созвучны советской педагогике. Он посещал советские школы.
Дьюи – представитель прагматизма. Самое значимое – опыт. Опыт с точки зрения пользы. Инструментализм. Ветвь прагматизма. Всякая идея с точки зрения полезности для конкретного индивида. Если идея полезна, то хорошо.
Для Дьюи знание – инструмент действия разума. Для него нет абсолютного знания, нет абсолютной истины. Все строится на опытном знании. Поэтому он не признает априорных форм знания. Ответственность нужно рассматривать инструментально. Все надо рассматривать как цели, к которым надо подвести ребенка через опыт. Все абстрактные теории ничего не дают. Из практики, в практике и для практики.
Человек должен осуществлять контроль над собой. Все страсти могут быть сняты в ожидании того, что что-то будет еще лучше. Роль педагога – помочь осуществить интерес индивида. Педагог должен помочь воспитаннику реализовать интересы и создать орудия. Все надо делать не навязанно.
Личные интересы не должны ограничивать интересны других. Мастерство педагога в том, что бы балансировать между индивидуальным и общественным. Образование индустриального общества должно быть спорным.
Образование должно служить демократии. Дьюи убежден, что между образованием и развитием демократии есть тесная связь. Воспитание инициативного и активного гражданина. Образование – главный инструмент общества. Формирование гражданственности. Школа должна быть вовлечена в процесс формирования демократии.
Он критикует схоластическую составляющую. Школа для слушающего. Пассивные способности. Акцент на учебниках и на учителях. Это обезличивает детей. Должен создаться коллектив. Каждый хочет перещеголять другого в развитии. Школа передает знания.
Школа должны быть трудовой. Главное место должен занимать труд. Дисциплина труда. Развитие вокруг технических наук. Знания освещают труд. Человек, который получает теорию, приобщается к опыту, к человеческим ценностям, рациональности. Все должно идти из практики.
Эпоха утилитарности требовала утилитарных школ.
Педагогика Р.Штайнера.
Настоящее – миг. Оно быстро исчезает, становится прошлым, но дает основания для будущего. Понятие «современность» не исключает из себя эти три состояния времени. Современность – то, что определяет развитие, движение в представимом будущем.
Основными тенденциями эпохи постиндустриализма становятся роботизация, компьютеризация, бурный технологический прогресс, информационный бум и прочее. Общество приобретает вид информационного. Кардинально меняется профессиональная структура общества. Растут требования к людям, занятым в промышленности. Таким образом, требуется образование совершенно другого качества. На первый план выходят знания и информация. Узкая специализация работника теперь не годится. Для овладения новой сложной техникой нужно постоянно получать новые знания. Возникает потребность в работниках гибридных, сквозных профессий. Решающую роль в производстве играет творческий потенциал работников.
Таким образом, в условиях постиндустриализма возникает потребность в людях с широкими знаниями. Кроме того, возникает большее количество альтернатив. Всё это не могло не привести к пересмотру и модернизации идей образования. Сущность новой модели образования стала обсуждаться в разных направлениях философии. Общим основанием для этих направлений было то, что идеи в образовании стали базироваться на антропоцентризме.
Учитель, общество должны заботиться о создании свободной атмосферы. Учитель должен научить человека смотреть только в себя, для этого нужно предоставить возможность каждому человеку идти своим путем, но иногда нужно протянуть руку помощи. Культура постмодерна характеризуется плюрализмом, рождением нового человека (активного, творчески думающего, приобщающегося к множественности культурных кодов). Ролан Барт, оценивая роль нашей эпохи, настаивает на необходимости формирования в людях открытости, толерантности, адогматизма, поэтического мышления.
Идеи перенесения центра тяжести с социума на самого человека были выдвинуты не в 20 в., а несколько раньше. Эти идеи готовились примерно с конца 19 в. Эта идея философии Шопенгауэра и Ницше, Р. Штайнера.
Штайнер. Социалист. 1919 под Штутгартом он основал школу для рабочих табачной фабрике и их детей в местечке Waldorf которая развивает программу развития всех людей. В основе антропософский подход. Он ставит перед системой воспитания человека будущего сохранить и развить субстанцию детства. Если человек не имеет детства он не становится тем кем мог бы стать.
Школьная программа врезается в детскую.
Детство сокращается извне и изнутри. В детство приходят взрослые. Например через телевизор впитывая заложенные в них прагматизм. От взрослых переходит цинизм. В основе антропософии:
1. Уважение человеческой личности как цели образования.
2. Предельно снять директивность. Только индивидуальный подход, воспитание – штучное производство.
3. Не вывести учащегося на какой-то путь а дать материал чтобы человек занял самостоятельную позицию.
4. Сделать воспитание и школу свободными.
Штайнер решает вопросы педагогики с точки зрения того, что заложено в человеке. Педагогика должна раскрыть скрытые способности. Поэтому школа призвана развивать и находить индивидуальные задатки. Только в этом случае общество будет ощущать приток новых творческих школ. Государство не должно вмешиваться, регламентировать деятельность школы. Школа должна строиться на глубоком знании человека. Школа должна опираться на законы развития человека, законы душевной жизни, а эти законы одни для всех людей. Образование должно быть одинаковое от 7 до 12 лет. В более позднем возрасте, от 15 лет, можно вводить специализацию. Первым условием для работы школы является подбор учителей. Необходим особый склад ума, чтобы уметь правильно работать с детьми.
Крайняя специализация не нужна. В такой школе учатся от 7 до 20 лет. Все предметы направлены на делание индивидуальности.
Первое условие – подбор учителей. Нужен контакт, определенный склад ума.
Педагогика А.С. Макаренко.
Разработал теорию воспитания человека через коллектив. Основной закон жизни коллектива. Движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.
Стадии:
1. Сплочение коллектива. Важна роль педагогики. Кончается когда в коллективе вырабатывается актив.
2. Сплочение вокруг общей цели коллектива. Усиливается влияние коллектива. Актив не только поддерживает требования педагогика и он сам предъявляет их к членам коллектива. Главней работа педагога с активом. Преодоление противоречий – требований актива и отстающей части.
3. Расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого. Каждый отличает за коллектив и коллектив за каждого отдельно. Общие оценки, каждый думает как все.
Идея Макаренко – подключить к воспитанию коллектив.
Три вида целей перед коллективным и каждым членом:
1. Близкая – завтрашняя радость (дети, завтра пойдем в цирк)
2. Средняя, нужна время чтобы подготовиться и реализовать цель (соревнования через 2 недели)
3. Далекая – реально ощутимо но понятно что она произойдет не скоро (окончание школы)
Нужно постоянно ставить все новые и новые задачи. Человек не знающий свои планов человек жалкий.
Принцип параллельности действия. В его основе – требование воздействовать на воспитанника непосредственно через человека. По мере воздействия трех сил:
1. Влияние педагога
2. Актива.
3. Всего коллектива.
Большое значение стилю внутреколлективных отношений, он считал что для того чтобы коллектив успешно реализовал свои задачи и принцип, нужно чтобы в коллективе
1. Был major. Постоянная бодрость и готовность коллектива к действию.
2. Ощущение собственного достоинства. Достигается из представления достоинств, гордости за коллектив.
3. Дружеское единение всех членов. Ощущение защищенности.
Долгое время конца 20х-начала 30х годов авторитет Макаренко был непоколебим. Он воспитывал человека-коллективиста. Он-де певец который формирует человека, подчиненного коллективу, человека, который с радостью принимает насилие над собой внешних сил. В его теории коллектива, говорили, нет дела до личности, она полностью нивелируется.
Такой подход сейчас отвергается педагогами. Основная цель – воспитание независимой личности, а у Макаренко она растворена в коллективе.
Если общество будет или есть коагуляции индивидуалистов это может привести к хаосу и диктатуре. Растет влияние тех кто хотят установить в нем порядок.