Педагогические идеи философии Д.Локка.
Знание и познание становятся важными ценностями. Победили свободомыслие и рационализм. Вера в безграничные возможности человеческого интеллекта, освобождение от ограничений которые ранее были наложены на него. Оптимистичная обстановка о том, что человек силой разума может изменить любые обстоятельства. Модифицировать общество, преодолеть время и пространство.
Географически начало формироваться в Англии, потом Франция, потом другие государства. Эхо доходит и до России. Французская декларация прав гражданина и Американская декларация прав человека.
Середина 17 века –начало. Или раннее. Можно ограничить этот период двумя масштабными социальными событиями. Начало просвещения – 1688 славная революция в Англии, почти бескровное свержение Стюартов, приход Маколея, создание конституционной монархии. Завершается эпоха 1789 ВФР.
Несколько фаз:
1. Умеренное или рациональное просвещение. Влияние Ньютона и Локка.
2. Скептическая фаза. Франция. Преодоление католицизма. Вольтер.
3. Революционная фаза, тесно связанная со скептической. Жёсткая критики общественных порядков и перестройка общества на новых рациональных началах. Переустройство общество невозможно без изменения человека. Руссо, а за океаном в Северной Америке Пэйн Джериссон.
Цели найти – причины деятельности человеческого разума. Критике подверглись все формы отношений в частности религиозные правовые и общественные отношения.
Творцы и властители дум переоценили возможности рационального познания человека. Славная революция дала веру в то что можно изменить бескровно общество, но ВФР показала сторону террора и хаоса, инстинкт толпы. Были положены естественные границы эпохе просвещения. Это наивная искренняя вера безграничные возможности разума. Кант говорил что» просвещение это выход человека из состояния несовершеннолетия (неспособность пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-либо другого, оно возникло по вине человека и связано не с недостатком рассудка а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без принуждения). Девиз просвещение «Имей мужество пользоваться умом».
Известен как философ представитель эмпиризма и сенсуализма и как политический мыслитель оставивший трактаты о двух формах государственного правления – сторонник либерализма. Его работа «мысли о воспитании». Был написан по просьбе друзей которые обратились с советом как воспитывать сына. Локка вспоминают по словосочетанию tabula rasa поскольку Локк так представлял сознание по рождению. Контентум. Сочетание: развитие тела, формирование моральных основ поведения, выбор подводящей образовательной программы на учение. Воспитание + обучение + физическое развитие. В первую роль играет представление что именно образование создает человека. Антропологический конструктивизм. Локк советует при этом родителям внимательно наблюдает за людьми и воспитывать их интересному им. Педагогическая программа имеет целевую аудиторию. Его взгляды ограничены двумя пунктами: социальная принадлежность и гендерная принадлежность. Речь идет о воспитании мальчиков и мальчиков из благородных семей – джентльменов. Англия периода Локка это страна начинающая колониальную экспансию, начинает становиться важным игроком на политической арене. Кадры имеют важные значения. Джентльмен может состояться в социальном плане в одной из этих ролей – управленец предприниматель или военный. К этим ролям обучение и готовить. Качества характера – самостоятельность инициативность независимость от внешних мнений, совокупность норм поведения, умение подчинять других своей воле и себя своей воля для решения задач. Необходимо строгое физическое воспитание. Нравственное воспитание – способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и следовать неуклонно советам разума, умственное воспитание подчиняется развитию характера и воспитывается деловой человек, семейное воспитание – обучение ремеслу. Внешние обстоятельства – среда – формирует человека, поэтому ее нужно выстроить соответствующим образом. Очень плохо относится к массовой школе. В школе пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков. Джентльмен воспитывается дома. Огромна роль и подборка воспитателей. Описывает опрос формирование необходимых навыков послушания и уважения старших чтобы не было вседозволенности, но при этом без жесткого принуждения и физических наказаний, лишь в крайней мере. Отношения с отцом на взаимоуважении но с осознанием старшинства. Мораль из пользы личности. Поведение джентльмена разумно, руководит страстями и подчинен велению рассудка. Это можно через разумное ограничение прихотей, но давать разумно желаемое. Первоначально страх и уважение к воспитателю а потом любовь и дружба. Учитываются интересы качества ребенка. Нужно наблюдать господствующие наклонности, сообразно им должны подбираться и методы. Бороться в плоть до мер физического принуждения с ленью и капризами. Нужно понять откуда они берутся и устранить причины. Умственное обучение подчинено цели сделать делового человека. Комплексное разностороннее образование. Второй язык французский континентальный. Точные науки астрономия и география. То что преподают сейчас в военных училищах. Правоведение, бухгалтерия этика верховая езда и танцы. Каждый предмет приносит ребенку пользу и готовит его к жизни. Локк предлагал и это было в новации что в качестве мотива к обучению нужно брать любопытства а со временем нужно научиться заниматься неинтересными вещами. Локк обращал внимание и на воспитание люде из простых семей. Если джентльмен должен подчинять себе людей то массовое воспитание должно формировать привычку подчиняться. В зависимости от того где окажется ребенок из простой семьи. Школа как образовательная среда должна играть свою роль в этом смысле. Работа Локка стала педагогическим бестселлером.