Педагогические идеи Августина.
Считают что его Исповедь учебник лучший сотни других по педагогике. Он сам преподавал риторику, но оно быстро закончилось. Много читал проповедей, потому что был епископом. Для ииусина главное вера. Уразумей чтобы уверовать и уверуй чтобы уразуметь. А верить надо в прежде всего нравственные заповеди бога.
Образование это то что направлено к Богу к свету.
Августинизм идет от Платона через Плотина. Разум как бы насыщается этим светом, заподвеями которые бог дает и этот разум просветляется. Главный вопрос «Каким должен быть человек в мире? Какое его правлиьно отношенеи к миру и творцу?» для этого надо было понять благо и понять что такое зло какова их природа.
И вот Августин ставит вопросы:
1. Что такое зло? (что такое грех, порок). Грех есть результат порчи человеческой природы после грехопадения. К первородному греху который имел место добавляются новые грехи потому что человечество не перестает грешить и человечество становится массой греха и зла. Поэтому зло есть недостаток добра. И она различает в зле: а) проступки – страсть портит душу и тело. Если страсть к алкоголю то она портит и душу и тело. б) преступления. Страсти которые приносят вред другому. Тем не менее всякий грех это некое соперничество с Богом и «безуспешное искание блага, которое может дать только Бог». Поэтому все грехи двоякого происхождения. Во-первых это побуждение собственных мыслей. Вторая это уговор со стороны.
2. Как спастись от греха? Августин не терял надежу на спасение человека. Спасение это спасение от развращения страсти неведения незнания. Само спасение и есть образование. Само спасение объяснимо актом божественного благоволения. То есть это дар Бога. Почему дар? Разве сам человек не может спастись от невежества? Собственных сил у человека не достаточно для человека, потому что довлеет первородный грех. Отсюда вывод – необходима божественная благодать. Однако несмотря на то что это дар Бога Августин заключает, что действия человека свободны и независимы от внешней причинности, то есть субъективно человек действует свободно, но все что он делает, делает через него Бог. Таким образом свобода воли человека. Значит и порок и добродетель вменяются человеку а не богу, потому что смысл и порока и благодетели задан божественными заповедями. Если воля устремлена к богу она voluntas, здорова. А если она повернута к себе и ищет благ она падает вниз к временному и приходящему. Любовь к временному можно преодолеть но только если ты почувствуешь силу божественного. Знание это внутреннее осознание божественных истин. А божественная истина есть вечные неизменные знаки бога. Бог выступает как лучший учитель, внутренний Мастер, свет которого освещает знание в наших душах. Всем даются одинаковые истины они обще всем людям. Истины развиваются из внутренней глубины душ. Земной учитель должен помочь развить это осознание. Он должен его побудить, помочь человеку уверовать в истину внутри души. Учитель должен владеть Майевтикой. Но для всего этого нужна вера и именно она дает ориентир.
Дело учителя не переправлять из своей головы знания, а пробудить человека, вытащить ее из него. Человеку нужно помочь стать тем кем он может быть, чтобы он активно управлял телом и душой.
Основная цель образования человека – помочь человеку его душе осознать свои возможности стать господином над своим телом и внешними вещами. По сути это означает что цель образования – цели существования, то есть спастись. Надо осознать греховность своего существования для этого нужно обратить к Богу.
Августин делит мир на град земной и Град Божий. Земной мир – приготовление к Небесному, где будет любовь к Богу, вплоть до забвения себя. Об образовании должны заботиться государство и Церковь. Это показывает, что Августин сформулировал христианское отношение к образованию.
Августин делить мир на Небесный Град – спасенные души. Мир где существует любовь к богу вплоть до забвения себя. Земной мир это подготовка к небесной жизни.
Роль государства – оно должно участвовать в этой подготовительно миссии потому что государство и церковь от бога. Она должна брать на себя миссию подготовку ко вступлению в небесный град.
И вот это показывает что Августин сформулировал христианское отношение к образованию на многие века. Нам нужно перейти в мир иной и этому мы и готовимся.
Русь начиная с патриаршего периода носило общегосударственный характер образования. В начале церковно-приходская школа. Вместе с грамотой давалась вера.