Как должен быть решен вопрос?
Задача 46. На сессии городской Думы должен был рассматриваться вопрос о работе с письмами, жалобами и заявлениями граждан. При подготовке вопроса двум депутатам – членам постоянной комиссии по законности и охране общественного порядка было поручено проверить состояние этой работы в редакции городской газеты. Редактор не допустил депутатов к проверке, сославшись на то, что редакция газеты депутатам не подконтрольна.
Председатель постоянной комиссии сообщил председателю Думы об отказе редактора газеты допустить депутатов к проверке.
Как разрешить данную ситуацию?
Задача 47. Главой поселковой администрации был назначен Михайлов – директор крупного предприятия. По решению поселкового Совета на него были возложены функции председателя Совета. На сессии был решен вопрос и об избрании освобожденного заместителя председателя Совета.
Продолжая занимать директорскую должность, Михайлов разработал схему управления делами местного значения, в соответствии с которой руководителями подразделений поселковой администрации назначил руководителей служб предприятия, считая такое совмещение очень удобным и весьма целесообразным. Допускает ли действующее законодательство подобную организацию управления делами мест местного значения?
Задача 48. Администрация области внесла на рассмотрение областной Думы проект постановления "О совершенствовании структуры управления областью", в котором предусматривались упразднение представительного органа в городе - областном центре и передача его функций областной Думе. Систему местного самоуправления в городе должны по проекту представлять избираемый населением глава города, а также городская и районная администрации. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными? Какими полномочиями наделены органы государственной власти субъекта федерации?
Задача 49. Губернатор края издал постановление «О создании ассоциации местного самоуправления края». Ассоциация объединяла все муниципальные образования края. На первом собрании ее членов представителям местного самоуправления был предложен проект её Устава. В качестве основной задачи ассоциации в нем названо объединение усилий органов местного самоуправления края для реализации планов его экономического и социального развития, оказания помощи и поддержки органам государственной власти края. Председателем ассоциации по предложению губернатора был избран его заместитель. Устав был передан на регистрацию в управление юстиции края. Может ли управление юстиции зарегистрировать устав? В каком порядке создаются союзы и ассоциации муниципальных образований?
Задача 50. Губернатор области своим постановлением делегировал главе муниципального образования ряд государственных полномочий, однако тот отказался их реализовать, сославшись на отсутствие необходимого финансирования. Оцените действия этих должностных лиц с позиции их соответствия требованиям законодательства. Какие условия должны быть соблюдены при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?
Задача 51. Муниципальный служащий Петров был выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования города. В городской избирательной комиссии ему разъяснили, что он как муниципальный служащий не вправе быть депутатом и в случае его избрания должен уйти с муниципальной службы. Петров выразил протест, заявив, что этим будет нарушено его избирательное право. Кто прав? Охарактеризуйте институт избирательного права, а также принципы проведения муниципальных выборов.
Контрольные задания
Задание 1.
Предположим, что Вам представилась возможность подготовить статью на тему “Задачи науки муниципального права на современном этапе” и опубликовать ее в сборнике научных статей студентов Вашего учебного заведения. Но прежде, чем Вы приступите к написанию этой статьи, редакционный совет предложил Вам для начала составить и представить план данной статьи.
Подготовьте план Вашей будущей статьи.
Задание 2.
Общему отделу представительного органа местного самоуправления поручено подготовить проект перспективного плана учебы депутатов. Предполагается, что за 2 года перед депутатами должны выступить 10 докладчиков специалистов различных областей знаний.
Определите, с достижениями каких отраслей наук целесообразно познакомить депутатов? Сформулируйте темы 10 - и запланированных докладов для депутатов.
Задание 3.
Подберите в нормативно-правовых актах – источниках муниципального права и выпишите в тетрадь по 3-и примера: а) обязывающих, управомочивающих и запретительных норм муниципального права; б) материальных и процессуальных норм.
Задание 4.
Заполните сравнительную таблицу:
Элементы для сравнения | Муниципальное право | Конституционное право | Административное право |
Понятие отрасли права | |||
Предмет | |||
Субъекты | |||
Метод | |||
Источники | |||
Основные институты |
Задание 5. Приведите пример муниципального правоотношения, определите его элементы (субъекты, объект, содержание). Назовите основные виды субъектов муниципальных правоотношений.
Задание 6. В городской представительный орган стали поступать сигналы о том, что в некоторых заводских и студенческих общежитиях имеют место факты хулиганства, пьянства, антисанитарии. В некоторых письмах подвергалась критике работа комендантов общежитий.
Заместитель председателя представительного органа предложил вопрос о работе заводских и студенческих общежитий обсудить на ближайшем заседании, которое должно состояться через три дня. Другой заместитель председателя поддержал это предложение, но заявил, что такая спешка может отрицательно сказаться на качестве обсуждения, и предложил на подготовку вопроса отвести не менее двух недель. Председатель представительного органа полагал, что поскольку в улучшении работы общежитий заинтересован не только городской представительный орган, но и общественные организации, а также руководство предприятий, то надо приглашать представителей этих органов.
Определите свое отношение к каждому из высказанных предложений. Какие организации, по Вашему мнению, целесообразно привлечь к подготовке названного вопроса? Приведите варианты форм привлечения организаций к данной работе представительного органа?
Задание 7. В связи со значительным обновлением состава представительного органа после очередных выборов, глава муниципального образования предупредил председателя представительного органа о том, что все проекты решений представительного органа до рассмотрения их на сессии должны представляться для согласования в городскую администрацию.
Прокомментируйте это указание главы муниципального образования с точки зрения соблюдения принципов местного самоуправления.
Задание 8.На одном из практических занятий по муниципальному праву студент Петров на вопрос: “Каковы элементы системы местного самоуправления?” - сказал следующее: «Элементами системы местного самоуправления являются собрания, сходы граждан, трудовые коллективы, районные в городе администрации, городской совет, общественные организации, местные референдумы, совет микрорайона». Прокомментируйте ответ.
Задание 9. Городской представительный орган принял решение “О работе городского отдела внутренних дел по укреплению общественного порядка в городе”. В решении, в частности, говорилось:
“1. Руководителям хозяйственных организаций, предприятий усилить воспитательную работу в коллективах, поднять роль общественности в борьбе с пьянством и правонарушениями, своевременно разбирать на собраниях коллективов, освещать в печати все случаи нарушения общественного порядка…
2. Начальникам ЖЭКов, комендантам ведомственных домов, председателям домовых комитетов, товарищеским судам принимать решительные меры к предупреждению общественного порядка…
3. Прокуратуре и следственному отделу ГОВД шире информировать коллективы предприятий о совершении их членами уголовных преступлений; чаще привлекать к рассмотрению уголовных дел государственных обвинителей”.
Проанализируйте приведенные предписания в плане соответствия их (по содержанию и форме) законодательству.
Дайте оценку стилю документа.
Задание 10.В городскую избирательную комиссию поступила просьба дополнить положение о выборах в городской представительный орган местного самоуправления пунктом следующего содержания: “Представительный орган местного самоуправления признается избранным, если в него избрано не менее 2/3 установленного количества депутатов”.
Городская избирательная комиссия своим решением удовлетворила просьбу.
Правильно ли поступила избирательная комиссия?
Подготовьте проекты:
1) постановления главы городского округа;
2) распоряжения главы городского округа.
Задание 11. На территории крупного областного центра было сформировано муниципальное образование. В составе города были три городских района. В 2013 г. на конференции жителей одного из районов было принято решение о создании на территории данного городского района самостоятельного муниципального образования.
Может ли быть реализовано это предложение? Каков порядок создания муниципальных образований на территории района в городе?
Задание 12. Депутат городской Думы обратился в редакцию журнала “Российская Федерация” с письмом: “Прошу разъяснить, кто может выступать с докладами на сессиях Думы. Обязательно ли он должен быть депутатом? У нас проходила сессия по вопросу о мерах по укреплению охраны общественного порядка. Доклад делал прокурор города. На другой сессии обсуждался вопрос об обеспечении тепловой энергией горожан в зимний период. С докладом выступал главный инженер ТЭЦ”.
Правомерна ли такая практика?
Подготовьте ответ депутату.
Задание 13. В плане работы городского представительного органа, принятом на срок его полномочий, предусматривалось заслушать отчет главы муниципального образования, одной из постоянных комиссий, двух депутатов и отдела здравоохранения городской администрации.
Дайте юридическую характеристику приведенной части плана.
Задание 14. На сессии городского представительного органа депутат Николаев после основного доклада передал записку председателю сессии с просьбой предоставить слово для выступления по докладу. В прениях выступили 7 человек, после чего было поставлено на голосование и принято предложение о прекращении прений. Николаев и еще 2 депутата, записавшиеся для выступлений, выступить не смогли. Представительный орган принял решение.
После сессии Николаев выразил недовольство тем, что ему не дали выступить, хотя он первым попросил слово. Председатель объяснил, что выступали депутаты, которые заранее были включены в список выступающих, а он может передать свои предложения и замечания в письменной форме председателю сессии, и они, в случае согласия с ними, будут учтены при окончательном редактировании текста решения.
Прокомментируйте ситуацию.
Задание 15. Депутат одного из городских представительных органов обратился к юристу с вопросом: правильно ли поступила администрация предприятия, где он работает, лишив его месячной премии без предварительного согласования этого вопроса с представительным органом.
Подготовьте ответ депутату.
Задание 16. Губернатор Липецкой области уволил мэра города Ельца Липецкой области за прогулы, так как мэр ушел в отпуск, не спросив разрешения губернатора.
Верховный Суд РФ, рассмотрев иск мэра, снял с него унизительное клеймо прогульщика, приняв решение о восстановлении его на работе в должности главы администрации города Ельца. Губернатор отказался выполнить судебное решение,мотивируя это тем, что уже ранее назначил выборы главы администрации города Ельца, и теперь уже сам народ решит, какой мэр ему нужен.
Прокомментируйте ситуацию.
Задание 17. По результатам выборов в городскую Думу большинство составили представители коммунистической партии. На ближайшем заседании вновь избранного представительного органа было принято решение главу города, избранного ранее непосредственно населением, понизить до главы администрации. Кроме того, депутаты решили, что при назначении всех работников исполнительных органов необходимо получение их предварительного согласия. Оцените законность и целесообразность решения депутатов.
Задание 18. В 2011 г. при продаже кафе “Отдых”, находившегося в муниципальной собственности, фирме “Петров и К” было оговорено условие о невозможности изменения в течение трех лет профиля предприятия. Через год в связи с тем, что кафе оказалось на грани банкротства, директор фирмы “Петров и К” принял решение об открытии в этом помещении продовольственного магазина. Городская администрация обратилась с иском в суд.
Как должно быть решено дело?
Задание 19. 15 декабря 2005 г. на заседании городского представительного органа было принято решение об установлении системы местных налогов и сборов. 20 марта 2005г. глава города принял постановление о предоставлении льгот для пенсионеров по ряду местных налогов.
Прав ли глава администрации? Каков порядок установления местных налогов и сборов?
Задание 20.Заполните сравнительную таблицу:
Признаки для сравнения | Выборные должностные лица МСУ | Муниципальные служащие |
Способы замещения должностей | ||
Предъявляемые требования | ||
Основные полномочия (способы закрепления и виды) | ||
Основания освобождения от должности |
Задание 21. Жители сельского поселения приняли на местном референдуме Устав образованного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган субъекта РФ с просьбой зарегистрировать его. В регистрации было отказано на том основании, что Уставом определяется единственная форма осуществления местного самоуправления – сход граждан. Жители обратились к юристу за разъяснениями по данному вопросу. Подготовьте юридическое заключение.
Определите алгоритм работы юриста по этому делу.
Задание 22.5 октября 2011 года между мэром муниципального образования "Город Приморск" и главой администрации муниципального образования "Первомайский район" было заключено соглашение о передаче земельного участка площадью 1315 га муниципального образования "Город Приморск" муниципальному образованию "Первомайский район". 6 октября 2011 года данное соглашение было утверждено на внеочередном заседании Приморской городской Думы. Одновременно Дума обратилась в Законодательное Собрание области с ходатайством об установлении новых границ соответствующих муниципальных образований. Законом области от 13 декабря 2005 года N 407-ЗС "О внесении изменений в областные законы "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования "Первомайский район" и муниципальных образований в его составе" и "Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Приморск" границы названных муниципальных образований были изменены.
Житель города Приморска Ивашов А.В. посчитав, что данное решение ущемляет социально-экономические права, право на самоуправление его и иных жителей города, так как существенно меняет состав материально-финансовой базы и противоречит ч. 2 ст.131 Конституции РФ, обратился к юристу за консультацией и оказанием правовой помощи.
Определите алгоритм работы юриста. Какие он может дать рекомендации? Составьте пакет документов необходимых в данном случае для защиты интересов гражданина. Какое решение должен вынести суд?
Задание 23. Депутаты Весьегонского муниципального районного Совета решили упразднить одну из постоянных комиссий Совета и на очередном заседании внесли изменения в Устав района в части, касающейся системы постоянных комиссий. На том же заседании депутат Соловьёв был освобождён от должности председателя постоянной комиссии в связи с её ликвидацией. Считая данное решение незаконным, депутат Соловьёв обратился с жалобой в областную Комиссию по правам человека. Подготовьте ответ депутату от имени представителя комиссии по правам человека. Каков порядок внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования и их вступления в силу?
Задание 24. Акционерное общество обратилось в суд с иском, в котором просило отменить постановление главы города, обязывающее АО выполнить муниципальный заказ за счет материальных ресурсов исполнителя и по ценам, утвержденным указанным постановлением. Решите дело. Охарактеризуйте понятие и правовые основы муниципального заказа.
Задание 25. Группа местных жителей решила инициировать процесс отзыва главы муниципального образования и прекращения полномочий местного представительного органа. Оцените перспективу такой инициативы с точки зрения законодательства.
Задание 26. Глава муниципального образования издал постановление об изъятии излишнего, неиспользованного, а также используемого не по назначению имущества у муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Руководители предприятий, считая постановление неправомерным, обжаловали его в суд. Решите дело. Охарактеризуйте правовой статус унитарных предприятий.
Задание 27. Президент РФ своим указом освободил от занимаемой должности мэра города. Вправе ли он принимать такие решения и если да, то охарактеризуйте правовой механизм их принятия?
Задание 28. Городская дума внесла ряд изменений в Устав города, принятый на референдуме его населением. В частности, вместо нормы об избрании главы муниципального образования населением в него была включена норма, устанавливающая порядок его избрания представительным органом города из состава депутатов. Эта норма вступила в силу со дня опубликования. В Устав была также добавлена статья, запрещающая муниципальным служащим заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью. Правомерно ли решение представительного органа? Охарактеризуйте статус главы муниципального образования.
Задание 29. Директор акционерного общества, являющийся депутатом городской думы, с согласия прокурора города был подвергнут полицией обыску по месту работы. Считая эти действия неправомерными, депутат, обжаловал их прокурору области. Обоснованны ли действия полиции и прокурора города? Охарактеризуйте статус депутата представительного органа местного самоуправления.
Задание 30. Районный референдум принял решение о запрещении на всей территории района торговли привозимыми из других мест картофелем и иными овощами в связи с их перепроизводством в районе. Ряд его жителей, которые голосовали против указанного решения, обжаловали его в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок обжалования в суд решений, принимаемых местными сообществами и их органами.
Задание 31. При обсуждении проекта Устава района группа жителей внесла предложение формировать районный совет из представителей сельских советов, расположенных на территории района. Они должны избираться депутатами сельских представительных органов из своего состава. Председателем районного совета по должности станет представитель самого крупного сельского совета. Возможен ли такой способ формирования районного представительного органа? Охарактеризуйте институт представительного органа местного самоуправления.
Задание 32. Глава муниципального образования города принял постановление о выкупе в течение 6 месяцев у трех семей принадлежащих им на праве собственности земельных участков для муниципальных нужд, установил выкупную цену на каждый участок и через участкового инспектора известил об этом владельцев земли. Собственники не согласились с указанным решением и обжаловали его в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок выкупа земельного участка для муниципальных нужд.
Задание 33. Жители поселка обратились в представительный орган муниципального образования района с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В их просьбе было отказано в связи с небольшой численность населения (450 чел.) и недостаточностью у поселка финансовых ресурсов. Жители поселка обжаловали это решение в суд. Решите дело. Охарактеризуйте институт территориальных основ местного самоуправления.
Задание 34. Муниципальная избирательная комиссия отменила свое решение о регистрации С.И. Иванова в качестве кандидата на должность главы муниципального образования за использование им в целях избрания своего служебного положения. Иванов обжаловал это решение в суд. Решите дело. Охарактеризуйте порядок обжалования нарушений избирательного права и ответственность за такие нарушения.
Задание 35.Глава муниципального образования принял постановление о ликвидации находящегося в муниципальной собственности предприятия в связи с его нерентабельностью. Руководитель предприятия отказался признать законность постановления, сославшись на то, что согласно требованиям гражданского законодательства принудительно ликвидировать юридическое лицо, может только соответствующий судебный орган. Оцените законность действий названных лиц.
Задание 36.Уставом города предусмотрено, что городские районы не являются муниципальными образованиями. В них в качестве структурных подразделений городской администрации были образованы районные администрации, глав которых назначил глава городской администрации. Однако жители одного из районов посчитали, что этим нарушается их право на местное самоуправление, и обратились в областную думу с просьбой изменить Устав города. Как должен быть решен вопрос? Вправе ли областная Дума вносить изменения в Устав города?
Задание 37.В целях повышения собираемости местных налогов и укрепления доходной части городского бюджета городская Дума приняла решение о создании муниципальной налоговой инспекции. Руководство областной налоговой инспекции сочло данное решение незаконным, поскольку оно было принято без его согласия, и обратилось в суд с просьбой о его отмене. Какое решение должен вынести суд?
Задание 38.Жители одного из городских домов создали домовой комитет для совместного обеспечения эксплуатации дома, благоустройства прилегающей территории и решения других общих задач. По поручению жителей дома комитет обратился к главе города с просьбой дать в соответствии с уставом города согласие на регистрацию комитета в качестве юридического лица и открытие в банке соответствующего счета. Глава города отказал в просьбе, мотивируя это тем, что его не уведомили о собрании жителей дома и не согласовали с ним проект положения о домовом комитете. Кроме того, прежде чем получить статус юридического лица, комитет должен какое-то время поработать и доказать свою дееспособность. Правомерны ли действия главы города? Охарактеризуйте институт территориального общественного самоуправления.
Задание 39.Прокурор района внес в районный совет депутатов протест на противоречащее областному закону решение совета, где устанавливалась административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан к органам и должностным лицам муниципального образования района. Районный совет депутатов через два месяца отклонил протест прокурора. Какие действия может предпринять прокурор?
Контрольные вопросы по муниципальному праву
Модуль 1.
1. Каковы особенности и виды отношений, составляющих предмет муниципального права?
2. Почему муниципальное право называют комплексной отраслью права?
3. Дайте характеристику методам правового регулирования муниципально-правовых отношений.
4. Каковы особенности науки и учебной дисциплины муниципального права?
5. Что понимается под нормой муниципального права?
6. Какова структура норм муниципального права?
7. Дайте классификацию муниципально-правовых норм по различным основаниям.
8. Что понимается под муниципально-правовыми отношениями? Какова их структура?
9. Как можно классифицировать муниципально-правовые отношения?
Модуль 2.
1. Назовите основные теории местного самоуправления.
2. В чем отличие государственной и общественной теорий местного самоуправления?
3. Назовите основные этапы развития местного самоуправления в дореволюционной России.
4. Какие органы осуществляли земское самоуправление? Как они формировались?
5. Чем характеризовалась система местного управления в советское время?
6. Какие попытки реформирования советской системы были предприняты в 80-е гг. XX века?
7. Как развивалось местное самоуправление в Российской Федерации в период до принятия Конституции 1993 г.?
Модуль 3.
1. Что понимается под правовыми основами местного самоуправления?
2. Назовите элементы экономической основы местного самоуправления.
3. Перечислите имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
4. Каков порядок формирования местного бюджета?
Модуль 4
1. Что понимается под предметами ведения местного самоуправления? Что включается в их структуру?
2. Охарактеризуйте основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
3. Что понимается под структурой органов местного самоуправления?
4. Назовите исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления.
5. Каким путем может избираться глава муниципального образования?
6. Дайте характеристику форм депутатской деятельности.
7. Каковы полномочия контрольного органа муниципального образования?
8. Какие правовые акты могут приниматься в муниципальном образовании? Как можно их классифицировать?
9. Какие положения должен содержать устав муниципального образования?
10. Что понимается под муниципальной службой?
11. Какие формы прямого волеизъявления населения используются на местном уровне?
12. Каковы особенности проведения местных выборов и референдумов?
13. В чем суть правотворческой инициативы граждан?
14. Охарактеризуйте систему территориального общественного самоуправления.
Модуль 5.
1. Назовите понятие и особенности ответственности в муниципальном праве.
2. Каковы виды ответственности в муниципальном праве?
3. В каких случаях выборное должностное лицо местного самоуправления может быть отозвано? Какова процедура отзыва?
4. Какая ответственность наступает для органов и должностных лиц местного самоуправления в случае принятия незаконных правовых актов?
5. Охарактеризуйте административную, дисциплинарную и уголовную ответственность должностных лиц местного самоуправления.
6. Охарактеризуйте гражданско-правовую ответственность органов местного самоуправления.
Модуль 6.
1. Каковы особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения?
2. Каковы задачи органов местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях?
3. Каким критериям должны отвечать муниципальные образования, претендующие на присвоение статуса наукограда?
4. Каковы особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях?
10. Методические рекомендации по изучению дисциплины
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретной дисциплины.
Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. В процессе учёбы могут применяться индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач и индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий, метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций, групповые дискуссии, разбор типичных профессиональных задач, анализ случаев (кейс-метод), а также имитационные игры (ролевые, деловые).
Среди нетрадиционных форм проведения лекций следует выделить проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию пресс-конференцию, лекцию-беседу, а также методы активизации коллективной мыслительной деятельности.
Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Преподаватель не только передаёт информацию, а приобщает студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развёрнутому комментированию преподавателем, подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
На лекции пресс-конференции преподавателю студентами письменно задаются вопросы по теме. Преподаватель сортирует вопросы по своему содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение интересов слушателей.
Лекция-беседа предполагает тесный контакт преподавателя с аудиторией. Внимание студентов привлекается различными приёмами, например озадачиванием слушателей вопросами в начале лекции и по её ходу. Студенты отвечают с мест. С учётом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения.
В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает её. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать действия обучаемых и полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.
Особенности коллективной мыслительной деятельности состоят в том, что в ней существует жёсткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит передача действия от одного участника другому, развиваются навыки самоуправления. Среди форм организации и проведения занятий данного вида – «пресс-конференция», «интеллектуальный футбол», «морской бой», « ромашка» и др.
«Пресс-конференция»: студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в «роли» журналистов, другая – научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос - «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.
«Интеллектуальный футбол»: группа делится на две команды. В каждой группе выбираются вратарь, защитники, нападающие. Последние задают вопросы, защитники отвечают на них. На роль вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он должен отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники этого сделать не могут. Преподаватель является судьёй. Для оценки он может использовать карточки с баллами.
«Морской бой»: группа также делиться на две команды. Студентам раздаются «боеприпасы» - фишки, на которых указаны вопросы и «спасательные круги», возвращающие вопросы той команде, которая его задала.
«Ромашка»: делается цветок, на каждом лепестке которого имеется вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или даёт определение термину.
Особое место в процессе обучения занимают практические занятия, на которых студенты знакомятся с приёмами анализа источников и другого историко-правового документального материала. Практическое занятие проводится путем собеседования по пройденному материалу, дискуссий, ответов студентов на вопросы преподавателя, решения тестов и задач, выполнения контрольных работ. Особую роль в его проведении играет чтение студентами сообщений по специфическим проблемам темы, а также обсуждение этих сообщений.
Подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных документов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: конференций, коллоквиумов, ролевых игр и т.п. Планы практических занятий содержат перечень заданий и тестов, на которые необходимо дать развёрнутые аргументированные ответы. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать обсуждаемыми вопросами: на практических занятиях могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения различные аспекты, изучаемых тем.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах высших учебных заведений времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в ее правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения юридических дисциплин.
Самостоятельная работа студентов включает: изучение учебной литературы; работу с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики и дополнительной научной литературы; решение задач и казусов; подготовку рефератов, контрольных работ, тезисов докладов, презентаций Power Point; рецензирование научных статей; подготовку проектов правовых актов, юридических заключений; составление схем, таблиц и пр.; выполнение заданий преподавателя.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для боле