Сергей Иннокентьевич Поварнин
Сергей Иннокентьевич Поварнин
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ
Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1952) – крупного специалиста в области логики – знакомит читателя с приёмами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста.
Брошюра впервые была издана в 1924 году. Это одно из первых руководств по методике чтения. Как писал C. И. Пoварнин в предисловии к изданию 1924 года, – это «краткое введение в искусство чтения». Брошюра не потеряла своей ценности и в наши дни. Она с интересом будет прочитана современным читателем, особенно молодёжью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Безыскусственное чтение. 4
2. Вредное чтение. 4
3. Чтение есть искусство.. 5
4. Основные правила чтения. 6
5. Цели чтения. 6
6. Цели чтения и книга. 6
7. Способы чтения. 7
8. Идеал чтения. 8
9. Главные задачи образования. 8
10. Две основные цели.. 9
11. Какая из этих целей важнее?.. 9
12. Чем больше всего отличается образованный от необразованного 9
13. В чём основная задача самообразования. 10
14. В чём же состоит работа над книгой, особенно над научной?.. 10
15. О навыках при чтении и о проработке книг. 11
16. Необходимые условия для правильного чтения: 11
17. Мышление и воображение. 12
18. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость.. 13
19. Лень мышления и воображения. 13
20. Дурные привычки.. 14
21. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца. 15
22. Общие указания о том, что читать для самообразования. 15
23. О чтении основных книг (с проработкой) 16
24. Вдохновляющие книги.. 16
25. Чтение произведений искусства. 17
26. Роль воображения. 17
27. Перечитывание. 18
28. Чтение критики.. 18
29. Предварительное ознакомление с книгою.. 19
30. Обзор содержания книги.. 19
31. Предисловие и введение. 20
32. Оглавление. 20
33. Заключение книги.. 22
34. Просмотр книги.. 22
35. Главные задачи проработки книги.. 23
36. Понимание книги.. 23
37. «Отработка» содержания книги.. 24
38. Продумывание книги.. 25
39. Оценка и критика книги.. 26
40. Процесс чтения. 27
41. Усвоение параграфа. 28
42. «Охватывание» книги.. 29
43. Основное содержанне книги.. 30
44. Чтение с проработкой.. 31
45. Чтение книг противоположного содержания. 31
46. Коллективное чтение. 32
47. Перечитывание важнейших книг. 32
48. Вспомогательные средства чтения. 33
49. Подчеркивание н отчеркивание. 33
50. Выписки и выдержки.. 34
51. Увлечение карточками.. 35
52. Конспект. 36
53. Свободный конспект. 37
54. Журнал чтения. 37
55. Указатель по вопросу. 38
Заповеди читателя. 38
Безыскусственное чтение
Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо.
А между тем это, по большей части, ошибка. Говорят, бывает у певцов и «от природы поставленный голос». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос «ставить». Так же точно бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это тоже очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.
Вредное чтение
Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной пользы, которую даёт хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред. Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным. Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги.
Но и самый способ чтения тоже может принести вред, – вред и телесный и душевный. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли. Может способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы, а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от нарушения нормальной деятельности нервной системы. Плохое чтение препятствует иногда нормальному развитию способностей и нередко портит их, например, ослабляет способность к сосредоточению внимания, память и т.д. Ослабляет волю и способность размышлять.
Не менее важно и то обстоятельство, что плохое чтение очень способствует выработке двух нежелательных типов людей: фразера и «человека с кашей в голове». Фразером называют того, кто любит говорить «громкие слова», между тем как в душе его этим словам нет соответствия. Мысли, чувства, связанные с ними, ему на самом деле глубоко безразличны. Его жизнь и поступки часто определяются совершенно противоположными «настоящими» его мыслями и чувствами.
У человека с «кашей в голове» надёрганы отовсюду разные отрывки знаний. И все они без связи друг с другом (или в совершенно фантастической «связи»), без системы, плохо понятые и совершенно непереваренные. У такого человека, конечно, отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и говорить с таким человеком – мука. Цитаты и ссылки так и гремят, так и летят из уст его, но тщетно стараешься уловить общий смысл и дивишься тем поразительным выводам, которые из этого материала делаются. Слушаешь и изумляешься.
Человек «с кашей в голове» есть плод ложной начитанности, результат плохого чтения, зубрёжки и отсутствия логической выучки.
Наш обзор вредных следствий неправильного чтения был бы очень неполон, если бы мы не сказали еще об одной опасности, которая также связана с неправильным чтением. Речь идёт об отношении книги и жизни, теории и практики, разрыв между которыми был столь частым явлением у дореволюционной интеллигенции и порождал такие плевелы, как типы людей «книжно мыслящих» и «праздно болтающих». Особенно это распространено было в области общественных наук и в области морали. Да и теперь это ещё есть. Наивно было бы думать, что революция может автоматически ликвидировать навсегда самую возможность появления таких плевел. Сорняки всегда очень живучи, и когда на них не обращают внимания, они легко и буйно вырастают вновь.
Пусть строители нового общества всегда помнят хороший завет В. И. Ленина по этому вопросу: «Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества».
Чтение есть искусство
Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…
Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? – И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
Если мы не остановимся на этом пути с первых шагов, то убедимся, что чтение есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдём истинными слова Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».
Мы поймём, что как в музыке имеется два вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в области искусства словесного – в области научных и поэтических книг – требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя.
Основные правила чтения
Искусный читатель должен:
· если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать;
· выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением;
· приспособлять способ чтения к цели чтения.
Один из главных недостатков безыскусственного чтения – тот, что какая бы ни была книга – все мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрит» и «Войну и мир» Толстого, и роман Дюма, и Шерлока Холмса, и «теорию Эйнштейна». Кто привык читать медленно так же читает газету, как и крупное сочинение по политической экономии. Это тоже неправильно. Хотя в этом случае вреда меньше, но всё-таки вред есть. Основное правило искусства чтения такое:
Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.
Цели чтения
Цели чтения могут быть самые различные. Перечислю только главные их группы.
Если не считать чтения гоголевского Петрушки или гончаровского Валентина, то низшую группу целей составит: чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей; чтение «для развлечениях» – когда ставится, например вопрос: чем заняться? почитать что-нибудь или «в картишки перекинуться»? Сюда же можно отнести и ряд сходных целей – вплоть до чтения, «чтобы заснуть».
Высшую группу целей чтения составляет: чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т.д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг писем, новых книг по специальности и т.п.; чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее» чтение; есть книги которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам; чтение крупных произведений искусства; такое чтение – не развлечение, как думают некоторые; это – важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства; чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса, и, наконец, чтение для самообразования.
Цели чтения и книга
Какую из этих или подобных целей мы поставим при чтении, часто зависит от книги, вообще от материала чтения – например «Критику чистого разума» Канта или «Науку логики» Гегеля вряд ли кто станет читать ради «развлечения» или увеселения, а газетный фельетон обычного типа – для изучения. «Приключения Шерлока Холмса» мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений, возбуждающих к подвигам, не возьмёт для этой цели аналитическую химию. Но и одну и ту же книгу можно читать с различными целями. Например, «Илиаду» Гомера можно читать как великое поэтическое произведение; Александр Македонский, говорят, постоянно перечитывал её потому, что образ Ахиллеса служил для него идеалом, соответственные места – источником воодушевления; учёный историк может читать её со своей точки зрения, как источник сведений о быте Древней Греции, и т.п. Надо только помнить основной принцип, высказанный выше: от цели чтения зависят способы его. Кто читает «Илиаду», как поэтическое произведение, очевидно, должен читать её иначе, чем учёный или чем Александр Македонский.
Способы чтения
Способы чтения тоже распадаются на группы. Главные из них такие.
Первая группа.Можно «перелистать книгу». Можно «просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли, факты и т.д. Есть медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, в историческом романе пропускают вставки из истории, в «Илиаде» – так называемый «каталог кораблей». Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. Наконец, можно читать книгу «с проработкой» её содержания. Этот способ вместе с тем есть лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Вторая группа. Существует пассивное, и активное чтение. (Названия не совсем тoчныe). При пассивном чтении мы совсем как бы отдаёмся на волю автора. Ни критики, ни даже отчётливой оценки. Мы просто переживаем его мысли, чувствования, образы; сливаемся на время с его личностью, смотрим его глазами, углубляемся в его переживания. Живём в его мире, на время забывая о себе, о своём «я». Кто любит стихи, тот пусть вспомнит, как он читает любимое стихотворение любимого автора. – При активном чтении, наоборот, наше «я» постоянно сознаёт себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по своему, делает выводы и т. д. Типичный случай – чтение статьи, противоречащей нашим взглядам.
Третья группа. Поверхностное и углубленное чтение. Трудно в кратких словах выяснить это различие и его сущность. Без сомнения, каждый чувствует его, поэтому достаточно дать только несколько указаний. Прежде всего, приведу сравнение. Представим себе бочку с водой. Если мы на недолгое время вложим в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придёт в движение, но не глубже, опустим палку далее, продолжая кружить ею, и более значительная часть воды задвигается. Если мы опустим палку до дна-вся вода скоро придёт в движение. Это грубое сравнение несколько иллюстрирует разницу между поверхностным и углубленным чтением. Чем больше элементов душевной жизни вовлекается в работу при чтении, чем более устанавливается связей между тем, что мы читаем, и тем, что уже имеется в сознании и чувствах, тем чтение глубже. В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать «своим», стать составной частью в содержании нашей личности, поскольку мы с ним согласны. Таким образом, хорошо «усвоенная» книга может определить известную сторону личности и – поскольку эта сторона проявляется в действии – самую деятельность человека. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека. Поверхностное же чтение сопровождается минимальной душевной работой, – часто ровно настолько, сколько требуется, чтобы кое-как понять, о чём идёт речь. Об «усвоении», конечно, тут не может быть и речи.
Идеал чтения
Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения. Для изучения какой-нибудь книги он станет читать её полным чтением, активным, углубленным, с проработкой. Эти же способы требуются при чтении основных книг для самообразования. При чтении газеты всегда требуется уменье просматривать, но кое-что в ней приходится часто и читать неполным или полным чтением. Наконец, изредка и в газете попадается – особенно для специалиста – и такой материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками и т.д. Но каким бы способом он ни читал, его чтение будет отчётливым, т.е. он будет иметь отчётливое представление о том, что он прочёл, а не туманное и расплывчатое. Отчётливое чтение – обязательное условие хорошего чтения.
9. Главные задачи образования
Мы можем почувствовать потребность в образовании по разным причинам. Может действовать на нас стремление к знанию или потребность в углублении мировоззрения. Иногда чувствуют, что без образования нельзя разобраться в современной жизни, понять её и, значит, правильно жить и действовать.
Без того или иного образования в наше время нельзя быть настоящим специалистом почти ни в каком деле. Наконец, теперь все чаще человек хочет быть образованным ещё и потому, что образованный, при прочих равных условиях, может принести больше пользы обществу.
Две основные цели
Какие бы ни были эти специальные задачи, для достижения их требуются (поскольку дело касается книжного образования) два условия:
· приобретение известной суммы сведений из области науки, техники, искусства и т. п.;
· развитие и углубление душевных сил, способностей, характера .
Эти две основные цели должен иметь в виду каждый, кто стремится к образованию.
Какая из этих целей важнее?
От этого зависит не только определение способа чтения, но и характер читаемых книг. Ведь если важнее всего приобрести побольше разных сведений, то мы должны выбирать такие книги, которые ведут к этому с наименьшею затратой сил и труда, т. е. наиболее легкие, вроде тех, над которыми смеется американский юморист Вудворт: «Десять тысяч фактов, которые каждому следует запомнить», «Химия в 14 недель», «История в ореховой скорлупе» и т.п. Если же важнее развитие и углубление «душевных сил» – мышления, воображения и т.д., то подобные книги будут вредны. Необходимы книги не слишком трудные, но и не лёгкие; такие, при чтении которых постоянно приходится напрягать мысль, воображение.
И, до известной степени, чем больше будет положено на такую книгу труда и времени, тем, при прочих равных условиях, лучше будет результат.
Мышление и воображение
Конечно, не стоит распространяться о том, что для хорошего чтения необходима известная сила мышления. Но большинство не сознаёт всей огромной важности силы воображения. На этом вопросе надо остановиться долее. Воображение заменяет нам, в некоторой мере, собственный наш опыт. Опыт наш очень ограничен – даже у тex, кто много путешествовал, многое испытал, много видел. Воображение даёт нам возможность видеть, чужими глазами – часто лучшими, чем наши – то чего мы не видели, переживать с людьми то, чего сами не переживали. Это как ковёр-самолёт. Научитесь владеть им – и будете по его воле переноситься в любое место, в любое время. Кто читает путешествие, например по Африке, и умеет правильно воображать, тот «путешествует» вместе с автором. Он видит, слышит, чувствует, живёт с ним. Кто читает историческую книгу, тот перелетает в вечно живую страну прошлого, живёт жизнью древних; ему не нужно «машины времени» Уэллса.
Уметь воображать, пускать, где надо, воображение «вовсю» – значит беспредельно расширять свой маленький опыт, включая в себя опыт человечества. Вот значение воображения. Вот сила, которою мало кто умеет правильно пользоваться. Многие читатели, особенно юные, пускают в ход воображение, но только для того, чтобы по поводу читаемого помечтать о себе. Вроде того, как юный читатель, поглощая Майн Рида или т.п., воображает собственные будущие подвиги в борьбе с дикими зверями или кровожадными апачами. При этом такие «ненужные подробности», как описание наружности, чудные иногда описания природы, характеристика быта и т.д., или совсем опускаются, или «пpoбeгаются» вскользь. Это совершенно неправильная постановка чтения. Если б только сознавал читатель, чего он этим себя лишает!..
Конечно, и здесь следует строго выдерживать главный принцип правильного чтения: применение способа чтения к цели. Есть, например, опыты, которые лучше человеку не, проделывать; и есть книги, которые лучше читать, не напрягая воображения. Это будет не только бесполезно, но и вредно: будет отравлять нашу психику. Но те книги, которые выбраны и читаются с целью самообразования должны всегда читаться при полной работе воображения.
Лень мышления и воображения
Самая важная помеха при чтении, свойственная в большей или меньшей степени многим читателям, – лень мышления и лень воображения. Нам неприятно напрягать их. Дошли, например, в книге до описания. Чтобы живо, в связной картине вообразить то, что изображается автором, иногда нужно усилие. Нам «лень» его сделать, и описание для нас пропадает. Или перед нами непонятное место в книге. Надо сосредоточить все силы мысли, чтобы его понять, или даже просто иногда сделать только «некоторое» усилие для этого. Нам «не хочется» этого усилия, и мы идём далее. Автор доказывает что-нибудь. Надо проанализировать его доказательство. Но для этого требуется некоторое напряжение мышления: и вот мы скользим далее, скорее, туда, где этого усилия не требуется. Читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения – вот нередкая склонность. И она – величайшая помеха при чтении.
Человек может быть, в остальном очень трудолюбив. Даже в области чтения и изучения. Он прочитывает, например, огромные фолианты, зазубривает терпеливо целые страницы, но он готов зазубрить целые тома, только бы не напрягать мышления. «Страсть к зазубриванию» вместо правильного изучения очень часто объясняется именно этим. И это не сводится целиком к лени внимания. Внимание в других областях деятельности работает великолепно. Человек, например, самым внимательным образом, без ошибок, подсчитывает и переписывает огромные столбцы цифр, но чуть дело коснётся усилия именно мышления и воображения – он пасует.
Вот с этим величайшим врагом глубокого чтения и необходимо бороться всякому читателю, стремящемуся хорошо читать. Особенно вредит он при таких целях, как самообразование. Борьба же с ним, как борьба со всякой ленью, прежде всего состоит в том, что мы боремся действительно, т.е. постоянно помним, что надо преодолевать лень внимания и делать, каждый раз к этому усилие. Природа и здесь преодолевается привычкой, а привычка создаётся рядом повторных действий.
Дурные привычки
К ним относятся, прежде всего, те, которые проявляются, главным образом, в ослаблении внимания. Например, привычка, читая книгу, думать о другом. У некоторых внимание само по себе действует нормально, но дурной навык небрежного чтения портит его работу. Об этом уже было упомянуто выше.
Убийственно действует привычка только пробегать книги, приводящая к неумению читать медленно. Она может развиваться под влиянием многих причин. К ней, например, может привести привычка «глотать» книги. Если прочитываешь в день по 400 страниц – не может, конечно, быть и речи о глубоком, полном чтении. Часто к этому же приучает и необходимость. Так, иногда приходится поневоле просматривать множество книг для ознакомления с ними. Такова обязанность критика, журналиста. Они оказываются иногда в том положении, которое изобразил М.Ю. Лермонтов:
Поверьте мне: судьбою несть
Даны нам тяжкие вериги.
Скажите, какого прочесть
Весь этот вздор, все эти книги…
И всё зачем? – Чтоб вам сказать,
Что их не надобно читать!..
Но какова бы ни была причина, необходимо бороться с её действием, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углубленному чтению хороших, нужных, глубоких книг, выбирая время для такого чтения.
Чтение «запоем». Очень вредна также привычка читать «запоем». При чтении «запоем» человек может долго обходиться без чтения, но, взявшись за него, уже читает до одурения, до головных болей, до полного переутомления. Как это вредно, само собою очевидно, – но вредно и вообще «глотанье» книг. Оно не только создаёт дурной навык к исключительному пробеганию книг и поверхностному чтению, но прямо действует ослабляющим образом на память, на внимание, на волю. Мне приходилось нередко слышать жалобы «глотателей» на ослабление памяти. Вообще же – когда много «глотается», мало переваривается.
Вдохновляющие книги
По моему мнению, они необходимы. В повседневной жизни необходимо время от времени прислушиваться к голосам, зовущим к высоким целям. В них неиссякаемый источник вдохновения, надежд, бодрости. В книгах можно найти и то и другое, и жалко, если человек этим не умеет пользоваться: он много теряет. Такие книги приходится читать пассивным чтением и перечитывать их – точно так же. Тут не место критике. Вся задача в том, чтобы впитать в себя мысли и настроения, заразиться ими, пережить их. Обыкновенно такие книги приходится разыскивать, нащупывать. Не всякая книга подходит в этом отношении для всякого читателя.
Если книга подходит – читайте пассивным чтением. Отметьте или выпишите в отдельную тетрадку наиболее сильно действующие на вас места, чтобы потом легко найти их, читать, перечитывать, впитывать в себя и таким образом и поддерживать силы, и черпать вдохновение для своей деятельности, и воспитывать себя. Но книга будет приносить сравнительно малую пользу, иногда даже и вред, если мы не поставим себе правилом после каждого чтения подумать, как полученные нами импульсы, побуждения, стремления применить к делу, к нашей жизни в теперешней её обстановке, и сами не переведём их, по возможности скорее, в действие: переведённая в действие мысль – основа хорошего навыка, не переведённая – часто шаг к созданию «мечтателя».
Роль воображения
Здесь больше, чем где-либо, навязывается та аналогия с музыкой, о которой я уже говорил выше. Как в музыке нужны два художника – композитор и исполнитель, так и в чтении произведений искусства нужны автор и читатель. Как исполнитель великого музыкального произведения часто бывает не на высоте его, а иногда соната Бетховена под варварской рукой обращается в какое-то жалкое бренчание, так и в сознании плохого читателя самое великое произведение искусства может отразиться самым неполным, искаженным, уродливым образом. Конечно, в этом случае, как и у исполнителя музыкальных произведений, очень много зависит от врождённых и развитых способностей. Читатель-художник есть, конечно, своего pода талант. Но всякий из нас обязан использовать данные ему способности самым лучшим образом.
Здесь считаю нужным ещё напомнить правило: пускайте, где надо, своё воображение «вовсю». В этом ключ ко многому. Если вы не делали этого, попробуйте. Когда дело пойдет удачно – точно какое-нибудь колдовство совершится: произведение искусства оживёт, заговорит, расцветёт тысячью не замеченных ранее цветов. Пользуйтесь всеми видами воображения – и зрительными, и слуховыми, и осязательными, и обонятельными образами. Тогда, читая, например, известное по хрестоматии описание «Поездки на долгих» Л. Толстого, вы, сидя в своей комнате, переживёте и поездку, и бурю; будете видеть блеск молний, чувствовать порыв ветра, слышать величественные удары грома, переживёте все впечатления юного Иртеньева. Когда воображение коснётся людей, изображаемых в романе, они облекутся для вас в плоть и в кровь и оживут, вы будете их и видеть, и слышать. Стоит поработать для развития навыка к этому. Для такого чтения, по крайней мере первый раз, нужна работа. Чтобы ярко и отчётливо вообразить себе картину, рисуемую автором, личность, им изображаемую, необходимо по большей части перечитать описание не раз, иногда несколько раз. Необходимо сделать усилие, иногда значительное, чтобы ярко представить, связать в один образ и дополнить отдельные черты набросанные художником. Это работа иногда нелегкая, но удивительная по результатам и увлекательная.
Перечитывание
Иногда приходится слышать, что искусство имеет главной целью «эстетическое наслаждение». Конечно, это глубочайшая ошибка. Задачи его крайне многосторонни, многогранны. Искусство поэзии (в широком смысле слова), между прочим, даёт при правильном пользовании им необъятное расширение человеческого опыта в области чувствования, и в области желаний, и в области наблюдений и мыслей. Мы как бы сливаемся с мыслями и чувствами автора и его героев: становимся в их положение, переживаем то, что они переживали; смотрим на мир их глазами, оцениваем их оценкой. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся, талантливых, иногда великих. Переживаем в одной жизни жизнь многих. Нельзя достаточно оценить, эту пользу. Но для того, чтобы как следует понять и «пережить» крупное произведение искусства, надо его перечитывать, и не раз. Помимо разных других условий, вызывающих эту необходимость, надо помнить, что читаемое первый раз произведение имеет для нас огромный интерес новизны, интересует фабула и т.д. При перечитывании этот интерес отпадает, взамен мы обращаем внимание на другие стороны, более существенные. Настоящее переживание и понимание художественного произведения возможно только при перечитывании.
Чтение критики
Критику на читаемое произведение искусства (если оно читается с целью самообразования) не следует брать в руки раньше прочтения самой книги. Это ослабляет, иногда убивает самодеятельность, заставляя невольно смотреть на книгу через чужие очки. Только прочитав книгу, проработав её своими силами, произведя лично посильный её анализ и оценку, мы можем с пользой прочесть хорошую критику её. Тогда мы увидим, что в критике согласно с нашими выводами, что не согласно, сознаем свои ошибки; сравним свой подход к книге с подходом критики; получим наглядный урок искусства критики.
Но, конечно, если книга читается не в целях самообразования, часто приходится и необходимо идти обратным путём. При самообразовании мы читаем заранее выбранные другими лучшие книги, так что с общей оценкой их уже знакомы. При других задачах чтения мы сталкиваемся с совершенно новыми или совершенно неизвестными книгами. Тут приходится решить вопрос: стоит избрать такую-то книгу или нет? И в этом случае мы часто обращаемся сперва к рецензии или к библиографической заметке о книге, или даже к критике.
Предварительное ознакомление с книгою
Есть два основных пути к проработке книги. Один путь – тот, которым чаще всего идут в школе: прямо начать чтение и проработку с первой страницы и затем двигаться постепенно, по частям, «по урокам» далее. Нередко при этом особенно и не заботятся объединять новое со старым, уже прочитанным, и в конце курса выявить общую, единую и цельную схему всей книги.
Одна из основных задач чтения с проработкой при самообразовании именно в том, чтобы по прочтении книги иметь отчётливое представление о содержании всей книги в целом: отчётливо выявить её главную мысль, отчётливо выделить общую схему её содержания, главные части его и т.д. Для этой цели первый указанный нами путь – непосредственной проработки по частям, по деталям – недостаточно удобен.
Представьте себе, что нас поставили перед огромной, неизвестной нам картиной, закрытой экраном, и сказали: «Видите в экране узкую щель? – Через неё можно рассмотреть узенькую полоску картины. Мы будем понемножку передвигать экран, так что через щель будут видны все новые и новые полоски, пока не пройдём так через всю картину. А вы постарайтесь таким образом рассмотреть её и составить о ней отчётливое представление». Думаю, что для большинства из нас задача покажется очень мудрёной. Между тем при чтении новой книги с незнакомым содержанием мы находимся в довольно сходном положении. Содержание её тоже раскрывается «по полоскам», страница за страницей, и для того, чтобы охватить всё его целиком, требуется во многом сходная работа.
Для нас обычен другой путь восприятия предметов: от общего впечатления к подробностям. Видя незнакомую картину, мы сперва схватываем общий вид её и общее содержание, потом переходим к деталям. И вот этим другим путём желательно идти, где возможно, и при чтении книги. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой её даёт обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.
Обзор содержания книги
Для того, чтобы предварительно получить общее впечатление от книги, познакомиться с нею в общем виде, необходим обзор её содержания. Для этого надо узнать тему её; задачи, которые ставит себе автор; его точку зрения на предмет; план или схему содержания книги; основные мысли её, основные факты, приведённые в ней, и т.п.
Делается этот обзор следующим образом. Тему обыкновенно указывает уже заглавие книги, с которым мы знакомимся поневоле. Изредка в заглавии высказана и главная мысль книги[1]. Но обыкновенно главную мысль и все остальное приходится искать другими путями – в предисловии, введении, оглавлении, заключении книги.
Предисловие и введение
В предисловие многие читатели не заглядывают: «Ненужная вещь». Между тем, в нём часто содержатся очень важные указания. Например, автор выясняет задачи, которые ставит книге: указывает главы, которые можно при первом чтении пропустить, отмечает, на что больше всего обращал внимание; излагает поводы к изданию книги и т.д., и т.п. Хорошо написанное предисловие сразу бросает свет на всё содержание книги и на задачи её. Сколько нужно было бы думать иному читателю, чтобы вывести подобную же характеристику из чтения книги.
Введение в книгу чаще всего сообщает сведения, непосредственно к теме книги не относящиеся, но необходимые для её понимания, предпосылки дальнейшего. Для нас здесь особенно важно то, что нередко в конце введения намечается, а иногда и обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.
Само собою ясно, как важно это для предварительного ознакомления с книгою.
Оглавление
Еще важнее оглавление книги. Обыкновенно с его помощью мы можем, еще не читая книги, узнать общий план ее, основные рубрики, общее содержание, основные темы, в ней затронутые.
Оглавление романа или повести обычно не имеет существенного значения. Совершенно иное должно сказать об оглавлении научных книг. Очень часто совершенно не умеют им пользоваться, думают, что оно служит только для справок, на какой странице какая глава. Это глубокая ошибка. Оглавление научной книги имеет гораздо большее значение. С просмотра его надо начинать чтение книги, постоянно справляться с ним во время процесса чтения[2], с его помощью завершать чтение.
Оглавление для чтения книги – то же, что план города для ориентирования в нём. Приехав в большой чужой город, очень полезно познакомиться с его планом, это знает всякий путешественник. План помогает общей ориентировке в новом месте. Так же полезно просмотреть оглавление новой книги перед её чтением. У нас тогда получится общая картина содержания книги, мы можем получить знание о предмете незнакомой нам науки.
Вот пример: положим, мы совершенно не знаем биологии, не знаем даже, чем занимается эта наука. Попадается книжка: «Начатки биологии». Смотрим оглавление: «Введение. Функции организма. Дифференциация строения и разделение труда в организме. Пища как источник энергии. Претворение пищи. Выработка органической пищи. Освобождение энергии и выделение отбросов. Чувствительность животных и растений. Движение и перемещение. Скелет. Приспособление организмов к окружающей их среде. Размножение. Борьба за существование и естественный отбор».
Если мы внимательно прочтём это оглавление, то уже не будем читать книжку «вслепую». Будем знать, о чём идёт в ней речь, а кстати, узнаем, каково содержание и науки биологии, – по крайней мере каково оно в глазах автора книги.
Нужно только заметить, что оглавления составляются очень различно, и надо научиться пользоваться их особенностями. Отметим здесь, что во многих оглавлениях указываются только основные темы глав, в некоторых даётся кроме этого и перечень содержания самих глав. Так, например, в вышеприведённом образце я выписал только темы глав; на самом же деле в нём после каждой темы целой главы даётся и перечень содержания последней; например, полное содержание первой главы читается так: Глава 1. Введение. Животные и растения. Жизненность, Морфология и физиология. Онкология. Распределение во времени и пространстве. Систематика и т. д.
В тех случаях, когда оглавление даёт и тему главы, и перечень её содержания, обык