Контрольная работа по русскому языку в 10 классе

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе

Вариант 1

Ответами к заданиям 1-24 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Рас­по­ло­жен­ный в се­ве­ро-во­сточ­ном углу Аф­ри­ки Еги­пет - ро­ди­на древ­ней­шей ци­ви­ли­за­ции. (2)Из­вест­но, что за три, че­ты­ре и даже пять ты­ся­че­ле­тий до на­ше­го вре­ме­ни, когда оби­тав­шие в Сред­ней Ев­ро­пе вар­вар­ские пле­ме­на ещё но­си­ли зве­ри­ные шкуры и жили в пе­ще­рах, Еги­пет уже был стра­ной с вы­со­ко­раз­ви­тым об­ще­ствен­ным устрой­ством, где про­цве­та­ли сель­ское хо­зяй­ство, ремёсла и ли­те­ра­ту­ра. (3)<...> боль­ше всего еги­пет­ская ци­ви­ли­за­ция про­сла­ви­лась гран­ди­оз­ны­ми ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми по со­зда­нию сети во­до­от­вод­ных ка­на­лов и ко­лос­саль­ны­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми, раз­ва­ли­ны ко­то­рых вы­зы­ва­ют удив­ле­ние даже у со­вре­мен­ных тех­ни­ков

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Еги­пет рас­по­ло­жен на се­ве­ро-во­сто­ке Аф­ри­ки, он яв­ля­ет­ся ро­ди­ной ве­ли­чай­ших ци­ви­ли­за­ций Азии.

2) По уров­ню раз­ви­тия Древ­ний Еги­пет рав­но­ве­лик со­вре­мен­ным ему ци­ви­ли­за­ци­ям Ев­ро­пы.

3) По­ми­мо иных своих до­сти­же­ний, древ­няя ци­ви­ли­за­ция Егип­та про­сла­ви­лась гран­ди­оз­ны­ми ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми и ко­лос­саль­ны­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми.

4) Еги­пет был стра­ной с вы­со­ко­раз­ви­той ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­рой, ли­те­ра­ту­рой и изоб­ра­зи­тель­ным ис­кус­ством.

5) Еги­пет уже в глу­бо­кой древ­но­сти был ци­ви­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством, про­сла­вив­шим­ся, по­ми­мо всего про­че­го, ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми по со­зда­нию сети во­до­от­вод­ных ка­на­лов и круп­ней­ши­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми.

2.Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

То есть

Но

Так как

На­при­мер

Таким об­ра­зом

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова РА­БО­ТА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

РА­БО­ТА, -ы, ж.

1) толь­ко ед. Пре­одо­ле­ние со­про­тив­ле­ния дви­жу­щим­ся телом (физ.). Еди­ни­ца ра­бо­ты.

2) толь­ко ед. Ка­че­ство или спо­соб ис­пол­не­ния. Вещь тон­кой ра­бо­ты. Ме­бель за­гра­нич­ной ра­бо­ты. Ак­ку­рат­ная р.

3) Служ­ба, за­ня­тие в каком-н. пред­при­я­тии, учре­жде­нии как ис­точ­ник за­ра­бот­ка. Выйти на ра­бо­ту.

4) Про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность по со­зда­нию, об­ра­бот­ке чего-н. Оро­си­тель­ные ра­бо­ты.

5) Про­дукт труда, го­то­вое из­де­лие. Пе­чат­ные ра­бо­ты.

4.В каком из при­ведённых ниже слове до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук? Вы­пи­ши­те это слово.

аэро­пОр­ты

до­зво­нЯт­ся

квАр­тал

обо­дра­лА

кра­сИ­вей­ший

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

В офис юри­ста каж­дый кли­ент при­хо­дит со своей про­бле­мой, и вни­ма­тель­ный приём и ДО­ВЕР­ЧИ­ВАЯ бе­се­да яв­ля­ют­ся за­ло­гом уста­нов­ле­ния проч­ных де­ло­вых от­но­ше­ний.

Го­то­вые тосты можно укра­сить ба­зи­ли­ком, ко­то­рый нужно пред­ва­ри­тель­но вы­мыть, хо­ро­шо ОТРЯХ­НУТЬ от ка­пель и на­ре­зать по­лос­ка­ми.

Хо­зя­ин, не желая по­ка­зать­ся НЕ­ВЕ­ЖЕЙ, по­спеш­но вышел из го­сти­ной и пер­вым про­тя­нул не­обыч­но­му гостю руку для креп­ко­го ру­ко­по­жа­тия.

Ин­фор­ма­цию о НА­ЛИ­ЧИИ би­ле­тов на дет­ские спек­так­ли, ко­то­рые будут про­хо­дить в дни зим­них ка­ни­кул, можно по­лу­чить в кас­сах дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ОБЕИХ жен­щин

ЧЕ­ТЫРЬ­МЯ­СТА­МИ под­пис­чи­ка­ми

пара ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ

ПРО­МОК под дождём

по­сту­пил БОЛЕЕ ЧЕСТ­НЕЕ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

Грамматические ошибки Предложения
A) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом 1) Толь­ко род­ное слово может на­по­ить душу по­э­зи­ей, рождённую опы­том на­ро­да.
Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем 2) Со­глас­но при­ка­за ди­рек­то­ра, по­бе­ди­те­ли школь­ной олим­пи­а­ды по­лу­чат ди­пло­мы и по­дар­ки
B) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми 3)Когда Су­ри­ков при­сту­пил к ра­бо­те над кар­ти­ной «Бо­яры­ней Мо­ро­зо­вой», он про­чи­тал много ис­то­ри­че­ских книг.
Г) на­ру­ше­ние по­стро­е­ния пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том 4) В своих вос­по­ми­на­ни­ях о Ф. И. Ша­ля­пи­не В.А. Рож­де­ствен­ский го­во­рит о том, что «я го­раз­до чаще при­вык ви­деть его в до­маш­ней об­ста­нов­ке, чем на сцене».
Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью 5)Каж­до­му вре­ме­ни нужен как свой ле­то­пи­сец в об­ла­сти ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, так и быта и укла­да

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

г..ри­зонт

пол..гать­ся

подр..стать

зат..рать

пол..ми­зи­ро­вать

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

по..бо­ро­док, о..це­пить

пр..де­душ­ка, п..до­рож­ник

вз..грать, меж..нсти­тут­ский

пр..строй­ка, пр..уве­ли­чить

пр..воз­мог, пр..милый

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

раз­борч..вый

успо­ка..вать

замш..вый

вздраг..вать

на­капл..вать­ся

11 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

бор..шься

увид..нный

верт..шься

вос­пе­ва..мый

подк­ле..нный

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

В саду уста­но­ви­лась ти­ши­на: ни одна птич­ка (НЕ)ЩЕ­БЕ­ТА­ЛА на де­ре­вьях.

Отец стоял с угрю­мым видом, и на лбу его резко обо­зна­ча­лась склад­ка (НЕ)ТЕР­ПЕ­ЛИ­ВО­ГО ожи­да­ния от­ве­та.

Море сли­лось с синим южным небом и креп­ко спит, от­ра­жая в себе ткань об­ла­ков, (НЕ)СКРЫ­ВА­Ю­ЩИХ собою звёзд.

Не­ред­ко труд­но про­ве­сти гра­ни­цу между язы­ка­ми и диа­лек­та­ми, по­сколь­ку (НЕ)ВСЕ их осо­бен­но­сти ещё из­вест­ны язы­ко­ве­дам.

Ничем (НЕ)ИН­ТЕ­РЕ­СУ­ЯСЬ, На­та­лья рав­но­душ­но смот­ре­ла на чер­не­ю­щее небо, на бу­шу­ю­щий океан.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(И)ТАК, Кон­стан­тин утвер­ждал, что эта по­езд­ка при­ба­ви­ла жиз­нен­ных сил, я го­во­рил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счаст­ли­вым, нужно стре­мить­ся к успе­ху и в ТО(ЖЕ) время не­об­хо­ди­мо учить­ся бла­го­род­ству по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям.

Вско­ре птицы (СО)ВСЕМ за­молк­ли, кроме одной, ко­то­рая (НА)ПЕ­РЕ­КОР всем мо­но­тон­но чи­ри­ка­ла.

Не­зна­ко­мец исчез за по­во­ро­том ТАК(ЖЕ) вне­зап­но, как и по­явил­ся, (ПО)ЭТОМУ рас­смот­реть его не уда­лось.

(НА)КОНЕЦ дож­дик пе­ре­стал, но КОЕ(ГДЕ) ещё тол­пи­лись тяжёлые гро­ма­ды от­ча­сти рас­се­ян­ных туч.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Фасад и бо­ко­вые стены в до­ми­ке Са­ве­лия были вы­кра­ше(1)ы свет­ло­-го­лу­бою масля(2)ою крас­кой, с раз­но­цвет­ны­ми звёздоч­ка­ми, при­би­ты­ми над каж­дым из трёх его окон; окна эти об­рам­ля­лись ещё ярко рас­кра­ше(3)ыми на­лич­ни­ка­ми и зелёными став­ня­ми, ко­то­рые ни­ко­гда не за­кры­ва­лись: отец про­то­поп любил свет, любил звез­ду, за­гля­ды­вав­шую ночью с неба в его ком­на­ту, любил лун­ный луч, по­ло­сой гла­зе­та ло­жив­ший­ся на его раз­де­ла(4)ый под пар­кет пол.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) А.С. Пуш­кин пре­крас­но знал любил и часто обыг­ры­вал в своих про­из­ве­де­ни­ях тра­ди­ции клас­си­циз­ма од­на­ко редко им сле­до­вал.

2) Идея у Сол­же­ни­цы­на вы­ра­жа­ет­ся как по­сред­ством ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов так и за счёт ав­тор­ских ком­мен­та­ри­ев.

3) До­ро­га то про­ва­ли­ва­лась между гор­ных хреб­тов то под­ни­ма­лась на округ­лые холмы и этот из­ви­ли­стый путь ка­зал­ся бес­ко­неч­ным.

4) Мить­ка ра­до­вал­ся и сме­ял­ся и никто даже не до­га­ды­вал­ся о его пе­ча­ли.

5) В тем­но­те надо было ак­ку­рат­но ми­но­вать вра­же­ский дозор или чёрный гла­зок пулемётного гнез­да.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Фёдор Ива­но­вич вошёл ко мне в ка­би­нет, что-то спро­сил и тут же (1) не до­жи­да­ясь от­ве­та (2) подошёл ко мне и бес­це­ре­мон­но за­гля­нул в (3) ле­жав­шую пе­ре­до мной (4) книгу.

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры , на месте ко­то­рых в пред­ло­же­ни­ях долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В об­ра­зе Фа­му­со­ва (1) по­жа­луй (2) на­гляд­нее всего про­яви­лось свое­об­ра­зие са­ти­ры Гри­бо­едо­ва. В этом об­ра­зе (3) по мне­нию кри­ти­ков (4) нет того сгу­ще­ния мрач­ных са­ти­ри­че­ских кра­сок, бла­го­да­ря ко­то­ро­му вни­ма­ние чи­та­те­ля со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на каком-либо одном ка­че­стве героя.

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

На нём был чёрный пи­джак (1) из кар­ма­на (2) ко­то­ро­го (3) вы­гля­ды­ва­ла (4) свёрну­тая в тру­боч­ку (5) га­зе­та.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Сна­ча­ла я думал (1) что ни­че­го не пойму в учеб­ни­ке шах­мат­ной игры (2) но (3) когда начал чи­тать (4) то уви­дел (5) что он на­пи­сан очень про­сто и по­нят­но.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1)Когда бываю в Крас­но­яр­ске, я все­гда еду в Ов­сян­ку к Вик­то­ру Пет­ро­ви­чу: прой­тись по его селу, за­гля­нуть в его домик, зайти в его биб­лио­те­ку, в его церк­вуш­ку...

(2)Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев явил­ся на свет 1 мая 1924 года и, прой­дя через си­рот­ство, без­дом­ность, кровь, раны и грязь войны, через цепь не­скон­ча­е­мых битв, пе­ре­не­ся всю боль и ка­торж­ные муки пи­са­тель­ско­го труда, оста­вил нас по­ут­ру 29 но­яб­ря 2001 года.

(3)Ка­за­лось бы, жизнь де­ла­ла всё, чтобы не было у нас та­ко­го пи­са­те­ля. (4)Она изу­ве­чи­ла его дет­ство, ки­ну­ла в мя­со­руб­ку войны, до­би­ва­ла вер­нув­ше­го­ся с фрон­та сол­да­та по­сле­во­ен­ной ни­ще­той и го­ло­ду­хой, му­чи­ла со­зна­ние идео­ло­ги­че­ски­ми дог­ма­ми, кром­са­ла без­жа­лост­ным цен­зур­ным скаль­пе­лем луч­шие стро­ки. (5)Он вы­сто­ял! (6)Не сде­лал­ся ни озлоб­лен­ным обы­ва­те­лем, ни дис­си­ден­том с ку­ки­шем в кар­ма­не, ни ли­те­ра­тур­ным ба­ри­ном вродетех, чьи имена как-то мгно­вен­но ис­чез­ли, ка­ну­ли в лету. (7)Он все­гда оста­вал­ся самим собой, не счи­та­ясь с пу­сты­ми и без­дар­ны­ми мне­ни­я­ми, с «ве­я­ни­я­ми» вре­ме­ни, с на­вя­зы­ва­е­мы­ми нор­ма­ми. (8)Аста­фьев сам по себе был и норма, и пра­ви­ло и, как до­ка­за­ло время, стал ис­тин­но на­ци­о­наль­ным пи­са­те­лем в самом вы­со­ком смыс­ле этого труд­но­го по­ня­тия. (9)Все мы, кто знал его, был в пе­ре­пис­ке с ним, дру­жил с ним, как-то при­вык­ли к тому, что есть вот такой у нас Вик­тор Пет­ро­вич − муд­рый, весёлый, рас­су­ди­тель­ный, го­ря­чий.

(10)Аста­фьев учил нас пре­жде всего сво­бо­де и сам был сво­бод­ным − и в жизни, и в твор­че­стве. (11)Помню, на одной из встреч его спро­си­ли: «Как стать сво­бод­ным че­ло­ве­ком?» (12)Вик­тор Пет­ро­вич с улыб­кой от­ве­тил: «(13)Нач­ни­те с того, что пе­ре­стань­те врать са­мо­му себе и про­ги­бать­ся перед на­чаль­ни­ком».

(14)Уста­лый, боль­ной, ис­тру­див­ший душу до дна, он каж­дое утро са­дил­ся за ра­бо­чий стол, чтобы не толь­ко успеть до­пи­сать за­ду­ман­ное (сколь­ко ещё оста­лось не­рождённых сю­же­тов и ге­ро­ев, с ко­то­ры­ми нам уже ни­ко­гда не встре­тить­ся!), но и для того, чтобы чест­но за­ра­бо­тать свой хлеб, кор­мить семью, под­ни­мать сирот-вну­ков, по­мо­гать сыну и его семье. (15)«Какая тяж­кая, сжи­га­ю­щая нас, как на огне, наша ра­бо­та!» − пишет он в одном из писем. (16)А в дру­гом пись­ме: «...даже ку­вал­да, ко­то­рой в своё время ору­до­вал в ли­тей­ном цехе, не вы­ма­ты­ва­ла так, как “лёгонь­кое” перо пи­са­те­ля. (17)Но и, ко­неч­но же, ни одна моя ра­бо­та и не при­но­си­ла столь­ко вос­тор­га, как это ли­те­ра­тур­ное дело. (18)Когда вдруг из ни­че­го, из обык­но­вен­но­го пу­зырь­ка с чер­ни­ла­ми из­влечёшь что-то по­хо­жее на жизнь, вос­со­здашь из слов до­ро­гую себе, а ино­гда и дру­гим людям кар­тин­ку или ха­рак­тер и замрёшь, как ху­дож­ник перед по­лот­ном, поражённый этим вол­шеб­ством – ведь из ни­че­го по­лу­чи­лось! (19)Гос­по­ди! (20)Да не­уже­ли это я сде­лал?»

(21)Без­услов­но, душа Аста­фье­ва, звез­да Аста­фье­ва будет вечно све­тить на­сто­я­щим и бу­ду­щим его чи­та­те­лям. (22)И он вечно будет наш…

(по Г. К. Са­про­но­ву *)

* Ген­на­дий Кон­стан­ти­но­вич Са­про­нов (1952–2009) – жур­на­лист, из­да­тель, член Ас­со­ци­а­ции кни­го­из­да­те­лей Рос­сии.

Вариант 2

Ответами к заданиям 1-24 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Эмаль на поверхности зуба - самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но<... >на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ.Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов.

1) Смотреть, наблюдая. С.за полётом птиц. С. движения звёзд.

2) Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С.за успехами науки. С.за чьей-н. мыслью. С.за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3) Наблюдая, заботиться. С.за детьми. С.за собой (заботиться о своей внешности или здоровье).

4) Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить,
поймать. С.за нарушителем границы.

5) Оставлять грязные следы, пачкать (разг.). С. грязными сапогами. Собака следит мокрыми лапами.

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе

Вариант 1

Ответами к заданиям 1-24 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Рас­по­ло­жен­ный в се­ве­ро-во­сточ­ном углу Аф­ри­ки Еги­пет - ро­ди­на древ­ней­шей ци­ви­ли­за­ции. (2)Из­вест­но, что за три, че­ты­ре и даже пять ты­ся­че­ле­тий до на­ше­го вре­ме­ни, когда оби­тав­шие в Сред­ней Ев­ро­пе вар­вар­ские пле­ме­на ещё но­си­ли зве­ри­ные шкуры и жили в пе­ще­рах, Еги­пет уже был стра­ной с вы­со­ко­раз­ви­тым об­ще­ствен­ным устрой­ством, где про­цве­та­ли сель­ское хо­зяй­ство, ремёсла и ли­те­ра­ту­ра. (3)<...> боль­ше всего еги­пет­ская ци­ви­ли­за­ция про­сла­ви­лась гран­ди­оз­ны­ми ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми по со­зда­нию сети во­до­от­вод­ных ка­на­лов и ко­лос­саль­ны­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми, раз­ва­ли­ны ко­то­рых вы­зы­ва­ют удив­ле­ние даже у со­вре­мен­ных тех­ни­ков

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Еги­пет рас­по­ло­жен на се­ве­ро-во­сто­ке Аф­ри­ки, он яв­ля­ет­ся ро­ди­ной ве­ли­чай­ших ци­ви­ли­за­ций Азии.

2) По уров­ню раз­ви­тия Древ­ний Еги­пет рав­но­ве­лик со­вре­мен­ным ему ци­ви­ли­за­ци­ям Ев­ро­пы.

3) По­ми­мо иных своих до­сти­же­ний, древ­няя ци­ви­ли­за­ция Егип­та про­сла­ви­лась гран­ди­оз­ны­ми ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми и ко­лос­саль­ны­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми.

4) Еги­пет был стра­ной с вы­со­ко­раз­ви­той ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­рой, ли­те­ра­ту­рой и изоб­ра­зи­тель­ным ис­кус­ством.

5) Еги­пет уже в глу­бо­кой древ­но­сти был ци­ви­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством, про­сла­вив­шим­ся, по­ми­мо всего про­че­го, ин­же­нер­ны­ми ра­бо­та­ми по со­зда­нию сети во­до­от­вод­ных ка­на­лов и круп­ней­ши­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми.

2.Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

То есть

Но

Так как

На­при­мер

Таким об­ра­зом

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова РА­БО­ТА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

РА­БО­ТА, -ы, ж.

1) толь­ко ед. Пре­одо­ле­ние со­про­тив­ле­ния дви­жу­щим­ся телом (физ.). Еди­ни­ца ра­бо­ты.

2) толь­ко ед. Ка­че­ство или спо­соб ис­пол­не­ния. Вещь тон­кой ра­бо­ты. Ме­бель за­гра­нич­ной ра­бо­ты. Ак­ку­рат­ная р.

3) Служ­ба, за­ня­тие в каком-н. пред­при­я­тии, учре­жде­нии как ис­точ­ник за­ра­бот­ка. Выйти на ра­бо­ту.

4) Про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность по со­зда­нию, об­ра­бот­ке чего-н. Оро­си­тель­ные ра­бо­ты.

5) Про­дукт труда, го­то­вое из­де­лие. Пе­чат­ные ра­бо­ты.

4.В каком из при­ведённых ниже слове до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук? Вы­пи­ши­те это слово.

аэро­пОр­ты

до­зво­нЯт­ся

квАр­тал

обо­дра­лА

кра­сИ­вей­ший

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

В офис юри­ста каж­дый кли­ент при­хо­дит со своей про­бле­мой, и вни­ма­тель­ный приём и ДО­ВЕР­ЧИ­ВАЯ бе­се­да яв­ля­ют­ся за­ло­гом уста­нов­ле­ния проч­ных де­ло­вых от­но­ше­ний.

Го­то­вые тосты можно укра­сить ба­зи­ли­ком, ко­то­рый нужно пред­ва­ри­тель­но вы­мыть, хо­ро­шо ОТРЯХ­НУТЬ от ка­пель и на­ре­зать по­лос­ка­ми.

Хо­зя­ин, не желая по­ка­зать­ся НЕ­ВЕ­ЖЕЙ, по­спеш­но вышел из го­сти­ной и пер­вым про­тя­нул не­обыч­но­му гостю руку для креп­ко­го ру­ко­по­жа­тия.

Ин­фор­ма­цию о НА­ЛИ­ЧИИ би­ле­тов на дет­ские спек­так­ли, ко­то­рые будут про­хо­дить в дни зим­них ка­ни­кул, можно по­лу­чить в кас­сах дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ОБЕИХ жен­щин

ЧЕ­ТЫРЬ­МЯ­СТА­МИ под­пис­чи­ка­ми

пара ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ

ПРО­МОК под дождём

по­сту­пил БОЛЕЕ ЧЕСТ­НЕЕ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

Грамматические ошибки Предложения
A) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом 1) Толь­ко род­ное слово может на­по­ить душу по­э­зи­ей, рождённую опы­том на­ро­да.
Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем 2) Со­глас­но при­ка­за ди­рек­то­ра, по­бе­ди­те­ли школь­ной олим­пи­а­ды по­лу­чат ди­пло­мы и по­дар­ки
B) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми 3)Когда Су­ри­ков при­сту­пил к ра­бо­те над кар­ти­ной «Бо­яры­ней Мо­ро­зо­вой», он про­чи­тал много ис­то­ри­че­ских книг.
Г) на­ру­ше­ние по­стро­е­ния пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том 4) В своих вос­по­ми­на­ни­ях о Ф. И. Ша­ля­пи­не В.А. Рож­де­ствен­ский го­во­рит о том, что «я го­раз­до чаще при­вык ви­деть его в до­маш­ней об­ста­нов­ке, чем на сцене».
Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью 5)Каж­до­му вре­ме­ни нужен как свой ле­то­пи­сец в об­ла­сти ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, так и быта и укла­да

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

г..ри­зонт

пол..гать­ся

подр..стать

зат..рать

пол..ми­зи­ро­вать

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

по..бо­ро­док, о..це­пить

пр..де­душ­ка, п..до­рож­ник

вз..грать, меж..нсти­тут­ский

пр..строй­ка, пр..уве­ли­чить

пр..воз­мог, пр..милый

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

раз­борч..вый

успо­ка..вать

замш..вый

вздраг..вать

на­капл..вать­ся

11 Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

бор..шься

увид..нный

верт..шься

вос­пе­ва..мый

подк­ле..нный

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

В саду уста­но­ви­лась ти­ши­на: ни одна птич­ка (НЕ)ЩЕ­БЕ­ТА­ЛА на де­ре­вьях.

Отец стоял с угрю­мым видом, и на лбу его резко обо­зна­ча­лась склад­ка (НЕ)ТЕР­ПЕ­ЛИ­ВО­ГО ожи­да­ния от­ве­та.

Море сли­лось с синим южным небом и креп­ко спит, от­ра­жая в себе ткань об­ла­ков, (НЕ)СКРЫ­ВА­Ю­ЩИХ собою звёзд.

Не­ред­ко труд­но про­ве­сти гра­ни­цу между язы­ка­ми и диа­лек­та­ми, по­сколь­ку (НЕ)ВСЕ их осо­бен­но­сти ещё из­вест­ны язы­ко­ве­дам.

Ничем (НЕ)ИН­ТЕ­РЕ­СУ­ЯСЬ, На­та­лья рав­но­душ­но смот­ре­ла на чер­не­ю­щее небо, на бу­шу­ю­щий океан.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(И)ТАК, Кон­стан­тин утвер­ждал, что эта по­езд­ка при­ба­ви­ла жиз­нен­ных сил, я го­во­рил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счаст­ли­вым, нужно стре­мить­ся к успе­ху и в ТО(ЖЕ) время не­об­хо­ди­мо учить­ся бла­го­род­ству по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям.

Вско­ре птицы (СО)ВСЕМ за­молк­ли, кроме одной, ко­то­рая (НА)ПЕ­РЕ­КОР всем мо­но­тон­но чи­ри­ка­ла.

Не­зна­ко­мец исчез за по­во­ро­том ТАК(ЖЕ) вне­зап­но, как и по­явил­ся, (ПО)ЭТОМУ рас­смот­реть его не уда­лось.

(НА)КОНЕЦ дож­дик пе­ре­стал, но КОЕ(ГДЕ) ещё тол­пи­лись тяжёлые гро­ма­ды от­ча­сти рас­се­ян­ных туч.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Фасад и бо­ко­вые стены в до­ми­ке Са­ве­лия были вы­кра­ше(1)ы свет­ло­-го­лу­бою масля(2)ою крас­кой, с раз­но­цвет­ны­ми звёздоч­ка­ми, при­би­ты­ми над каж­дым из трёх его окон; окна эти об­рам­ля­лись ещё ярко рас­кра­ше(3)ыми на­лич­ни­ка­ми и зелёными став­ня­ми, ко­то­рые ни­ко­гда не за­кры­ва­лись: отец про­то­поп любил свет, любил звез­ду, за­гля­ды­вав­шую ночью с неба в его ком­на­ту, любил лун­ный луч, по­ло­сой гла­зе­та ло­жив­ший­ся на его раз­де­ла(4)ый под пар­кет пол.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) А.С. Пуш­кин пре­крас­но знал любил и часто обыг­ры­вал в своих про­из­ве­де­ни­ях тра­ди­ции клас­си­циз­ма од­на­ко редко им сле­до­вал.

2) Идея у Сол­же­ни­цы­на вы­ра­жа­ет­ся как по­сред­ством ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов так и за счёт ав­тор­ских ком­мен­та­ри­ев.

3) До­ро­га то про­ва­ли­ва­лась между гор­ных хреб­тов то под­ни­ма­лась на округ­лые холмы и этот из­ви­ли­стый путь ка­зал­ся бес­ко­неч­ным.

4) Мить­ка ра­до­вал­ся и сме­ял­ся и никто даже не до­га­ды­вал­ся о его пе­ча­ли.

5) В тем­но­те надо было ак­ку­рат­но ми­но­вать вра­же­ский дозор или чёрный гла­зок пулемётного гнез­да.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Фёдор Ива­но­вич вошёл ко мне в ка­би­нет, что-то спро­сил и тут же (1) не до­жи­да­ясь от­ве­та (2) подошёл ко мне и бес­це­ре­мон­но за­гля­нул в (3) ле­жав­шую пе­ре­до мной (4) книгу.

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры , на месте ко­то­рых в пред­ло­же­ни­ях долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В об­ра­зе Фа­му­со­ва (1) по­жа­луй (2) на­гляд­нее всего про­яви­лось свое­об­ра­зие са­ти­ры Гри­бо­едо­ва. В этом об­ра­зе (3) по мне­нию кри­ти­ков (4) нет того сгу­ще­ния мрач­ных са­ти­ри­че­ских кра­сок, бла­го­да­ря ко­то­ро­му вни­ма­ние чи­та­те­ля со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на каком-либо одном ка­че­стве героя.

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

На нём был чёрный пи­джак (1) из кар­ма­на (2) ко­то­ро­го (3) вы­гля­ды­ва­ла (4) свёрну­тая в тру­боч­ку (5) га­зе­та.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Сна­ча­ла я думал (1) что ни­че­го не пойму в учеб­ни­ке шах­мат­ной игры (2) но (3) когда начал чи­тать (4) то уви­дел (5) что он на­пи­сан очень про­сто и по­нят­но.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1)Когда бываю в Крас­но­яр­ске, я все­гда еду в Ов­сян­ку к Вик­то­ру Пет­ро­ви­чу: прой­тись по его селу, за­гля­нуть в его домик, зайти в его биб­лио­те­ку, в его церк­вуш­ку...

(2)Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев явил­ся на свет 1 мая 1924 года и, прой­дя через си­рот­ство, без­дом­ность, кровь, раны и грязь войны, через цепь не­скон­ча­е­мых битв, пе­ре­не­ся всю боль и ка­торж­ные муки пи­са­тель­ско­го труда, оста­вил нас по­ут­ру 29 но­яб­ря 2001 года.

(3)Ка­за­лось бы, жизнь де­ла­ла всё, чтобы не было у нас та­ко­го пи­са­те­ля. (4)Она изу­ве­чи­ла его дет­ство, ки­ну­ла в мя­со­руб­ку войны, до­би­ва­ла вер­нув­ше­го­ся с фрон­та сол­да­та по­сле­во­ен­ной ни­ще­той и го­ло­ду­хой, му­чи­ла со­зна­ние идео­ло­ги­че­ски­ми дог­ма­ми, кром­са­ла без­жа­лост­ным цен­зур­ным скаль­пе­лем луч­шие стро­ки. (5)Он вы­сто­ял! (6)Не сде­лал­ся ни озлоб­лен­ным обы­ва­те­лем, ни дис­си­ден­том с ку­ки­шем в кар­ма­не, ни ли­те­ра­тур­ным ба­ри­ном вродетех, чьи имена как-то мгно­вен­но ис­чез­ли, ка­ну­ли в лету. (7)Он все­гда оста­вал­ся самим собой, не счи­та­ясь с пу­сты­ми и без­дар­ны­ми мне­ни­я­ми, с «ве­я­ни­я­ми» вре­ме­ни, с на­вя­зы­ва­е­мы­ми нор­ма­ми. (8)Аста­фьев сам по себе был и норма, и пра­ви­ло и, как до­ка­за­ло время, стал ис­тин­но на­ци­о­наль­ным пи­са­те­лем в самом вы­со­ком смыс­ле этого труд­но­го по­ня­тия. (9)Все мы, кто знал его, был в пе­ре­пис­ке с ним, дру­жил с ним, как-то при­вык­ли к тому, что есть вот такой у нас Вик­тор Пет­ро­вич − муд­рый, весёлый, рас­су­ди­тель­ный, го­ря­чий.

(10)Аста­фьев учил нас пре­жде всего сво­бо­де и сам был сво­бод­ным − и в жизни, и в твор­че­стве. (11)Помню, на одной из встреч его спро­си­ли: «Как стать сво­бод­ным че­ло­ве­ком?» (12)Вик­тор Пет­ро­вич с улыб­кой от­ве­тил: «(13)Нач­ни­те с того, что пе­ре­стань­те врать са­мо­му себе и про­ги­бать­ся перед на­чаль­ни­ком».

(14)Уста­лый, боль­ной, ис­тру­див­ший душу до дна, он каж­дое утро са­дил­ся за ра­бо­чий стол, чтобы не толь­ко успеть до­пи­сать за­ду­ман­ное (сколь­ко ещё оста­лось не­рождённых сю­же­тов и ге­ро­ев, с ко­то­ры­ми нам уже ни­ко­гда не встре­тить­ся!), но и для того, чтобы чест­но за­ра­бо­тать свой хлеб, кор­мить семью, под­ни­мать сирот-вну­ков, по­мо­гать сыну и его семье. (15)«Какая тяж­кая, сжи­га­ю­щая нас, как на огне, наша ра­бо­та!» − пишет он в одном из писем. (16)А в дру­гом пись­ме: «...даже ку­вал­да, ко­то­рой в своё время ору­до­вал в ли­тей­ном цехе, не вы­ма­ты­ва­ла так, как “лёгонь­кое” перо пи­са­те­ля. (17)Но и, ко­неч­но же, ни одна моя ра­бо­та и не при­но­си­ла столь­ко вос­тор­га, как это ли­те­ра­тур­ное дело. (18)Когда вдруг из ни­че­го, из обык­но­вен­но­го пу­зырь­ка с чер­ни­ла­ми из­влечёшь что-то по­хо­жее на жизнь, вос­со­здашь из слов до­ро­гую себе, а ино­гда и дру­гим людям кар­тин­ку или ха­рак­тер и замрёшь, как ху­дож­ник перед по­лот­ном, поражённый этим вол­шеб­ством – ведь из ни­че­го по­лу­чи­лось! (19)Гос­по­ди! (20)Да не­уже­ли это я сде­лал?»

(21)Без­услов­но, душа Аста­фье­ва, звез­да Аста­фье­ва будет вечно све­тить на­сто­я­щим и бу­ду­щим его чи­та­те­лям. (22)И он вечно будет наш…

(по Г. К. Са­про­но­ву *)

* Ген­на­дий Кон­стан­ти­но­вич Са­про­нов (1952–2009) – жур­на­лист, из­да­тель, член Ас­со­ци­а­ции кни­го­из­да­те­лей Рос­сии.

Наши рекомендации