Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.
Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году
Место проведения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 г. Сочи (МОБУ СОШ № 100 г. Сочи); Россия, 354375, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Худякова, д. 15
Время проведения: 23 сентября – 24 сентября 2017 г.
День заезда – 23 сентября 2017 г. (суббота)
Размещение:гостиница «Tulip Inn Omega Sochi»; Россия 354340, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Имеретинская низменность, Олимпийский проспект, д. 3
День первый – 23 сентября 2017 г. (суббота)
09.00 – 11.00 Заезд, размещение в гостинице. Регистрация
11.00 – 11.30 Открытие семинара. Презентация структуры федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году
Положевец Пётр Григорьевич, президент – главный редактор ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»
11.30 – 12.00 «Основные подходы и требования к отбору экспертов (жюри). Алгоритм работы жюри в очном туре федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году».Лекция-консультация
Димова Ирина Георгиевна, первый заместитель главного редактора ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук
12.00 – 13.00«Научно-методические основы формирования критериальной базы и система оценивания конкурсных испытаний очного тура федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году».Лекция-консультация
Иоффе Андрей Наумович, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.45 «Анализ конкурсного испытания «Интернет-ресурс».Обзорная лекция
Председатель жюри конкурсного испытания «Интернет-ресурс»
14.45 – 15.30«Анализ конкурсного испытания «Я – учитель» (эссе). Обзорная лекция
Председатель жюри конкурсного испытания «Я – учитель» (эссе)
15.30 – 16.30 «Основные подходы к оцениванию конкурсного испытания «Урок».Лекция-консультация
Доронин Алексей Владимирович, учитель математики ГБОУ Гимназия № 1520 им. Капцовых (г. Москва), старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2011)
Карачевцев Игорь Альбертович, директор ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2003)
16.30 – 17.00 Кофе-пауза
17.00 – 18.00 «Счётная комиссия как гарант объективности и достоверности результатов конкурсных испытаний федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».Лекция-консультация
Елшина Елена Станиславовна, секретарь – заведующий отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»
18.00 – 19.00 Ужин
День второй – 24 сентября 2017 г. (воскресенье)
10.00 – 11.00 «Специфика оценивания конкурсного испытания «Методический семинар».Лекция-консультация
Иоффе Андрей Наумович, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук
11.00 – 11.30 «Алгоритм работы 4 групп экспертов (жюри) в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году.Лекция-консультация
Димова Ирина Георгиевна, первый заместитель главного редактора ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук
11.30 – 12.00 Кофе-пауза
12.00 – 13.00 Работа по группам. Практические занятия. Знакомство с материалами заочного тура
13.00 – 13.30 Обед
13.30 – 14.30 Работа по группам. Практические занятия. Знакомство с материалами заочного тура
14.30 – 15.30 Подведение итогов семинара
Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.
(протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр)
Утверждено оргкомитетом
Всероссийского конкурса «Учитель года России»
(протокол от ______________ 2017 г. № ________ )
О внесении изменений в Порядок проведения федерального этапа
Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.
(протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр)
Внести в Порядок проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. (протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр), следующие изменения:
1. Пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
«2.3. Приём материалов осуществляется до 10 июня текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 10 июня). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса.».
2. В предложении втором абзаца второго пункта 3.2.2 слова «4 часа» заменить словами «5 часов».
3. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
«3.3 ПЕРВЫЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ-ПРОФИ».
Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает два конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок».
3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар».
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»).
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Критерии оценки конкурсного задания: результативность и практическая применимость, коммуникативная культура, оригинальность и творческий подход, научная корректность и методическая грамотность, информационная и языковая грамотность.
Критерии | Показатели | Баллы |
результативность и практическая применимость | применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведённым уроком) | от 0 до 10 |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | ||
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами | ||
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя | ||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | ||
коммуникативная культура | умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем | от 0 до 10 |
точность и полнота ответов на вопросы экспертов | ||
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам | ||
целеполагание и проведение рефлексии | ||
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения | ||
оригинальность и творческий подход | умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания | от 0 до 10 |
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач | ||
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов | ||
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы | ||
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | ||
научная корректность и методическая грамотность | убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта | от 0 до 10 |
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок | ||
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов) | ||
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся | ||
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания | ||
информационная и языковая грамотность | визуализация информации и иллюстративность | от 0 до 10 |
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства | ||
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов | ||
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
педагогический кругозор и общая эрудиция | ||
Максимальное количество баллов |
3.3.2. Конкурсное испытание «Урок».
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов.
Критерии оценки конкурсного задания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексивность и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, наличие ценностных ориентиров, метапредметный и междисциплинарный подход; поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся.
Критерии | Показатели | Баллы |
информационная и языковая грамотность | корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме | от 0 до 10 |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) | ||
навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации | ||
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи) | ||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
результативность | достижение предметных результатов | от 0 до 10 |
достижение метапредметных результатов | ||
достижение личностных результатов | ||
вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) | ||
соотнесение действий с планируемыми результатами | ||
методическое мастерство и творчество | разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности | от 0 до 10 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя | ||
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования | ||
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников | ||
соответствие методов и приёмов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) | ||
мотивирование к обучению | использование различных способов мотивации и умение удивить | от 0 до 10 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия | ||
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда | ||
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт обучающихся) | ||
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями. | ||
рефлексивность и оценивание | объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием | от 0 до 10 |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе | ||
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения | ||
понятность процедуры и критериев оценивания | ||
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы | ||
организационная культура | постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов | от 0 до 10 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий | ||
установление правил и процедур совместной работы на уроке | ||
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования | ||
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведённый урок и провести критический анализ | ||
эффективная коммуникация | организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации | от 0 до 10 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания обучающимися своей точки зрения | ||
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации | ||
использование вопросов на понимание, развитие умений обучающихся формулировать вопросы | ||
развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе | ||
наличие ценностных ориентиров | воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя | от 0 до 10 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | ||
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | ||
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям | ||
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности | ||
метапредметный и междисциплинар-ный подход | формирование универсальных учебных действий разных видов | от 0 до 10 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин | ||
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей | ||
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов | ||
умение анализировать проведённое занятие с учётом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока | ||
поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся | использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) | от 0 до 10 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения | ||
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий | ||
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке | ||
уважение личного достоинства каждого обучающегося и доброжелательная атмосфера | ||
Максимальное количество баллов |
».
Сравнительная таблица положений Порядка проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённого оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. № НТ-31/08пр, и проекта изменений в него
№ п. / п. | Положения Порядка проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. (протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр) | Проект изменений в Порядок […] |
Пункт 2.3 | ||
Приём материалов осуществляется до 1 августа текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 1 августа). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса. | Приём материалов осуществляется до 10 июня текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 10 июня). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса. | |
Пункт 3.2.2 Конкурсное испытание «Я – учитель» | ||
[…] Время написания эссе в аудитории – 4 часа. | […] Время написания эссе в аудитории – 5 часов. | |
Пункт 3.3. Первый (очный) тур («Учитель-профи») | ||
Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает два конкурсных испытания: «Урок» и «Методический семинар». 3.3.1 Конкурсное испытание «Урок». Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему. […] […] 3.3.2 Конкурсное испытание «Методический семинар». Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»). Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов. […] | Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает 2 конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок». 3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар». Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»). Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов. […] […] 3.3.2. Конкурсное испытание «Урок». Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему. |
Проект программы федерального этапа