Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

Формирование творчества может осуществляться не только после этапа накопления определенных знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса. Авторы программы считают, что формирование творчества детей необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Это положение реализуется в создании для детей условий, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребенок экспериментировал с ним до обучения или в самом его начале.

6. Принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии как основа преобразовательной деятельности

В основе данного принципа лежат представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов, а также умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях (человек – предмет, ребенок – предмет), прогнозировать изменения объектов. Развитие способности к прогнозированию должно включать:

1) овладение системой действий для установления причинно-следственных связей, без чего невозможно объективно правильное предвидение будущего;

2) развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда является вероятным процессом;

3) формирование действий для планирования.

Кроме перечисленных компонентов важно при прогнозировании вариантов изменения объекта или предмета, выборе способа преобразования учитывать и формировать позицию ребенка (быть «преобразователем»), поддерживать его стремление совершенствовать объекты или предметы («как взрослый»). Именно это позволит дошкольнику подняться на новую ступень развития, так как выделенный компонент затрагивает сферу потребностей (потребность в деятельности, потребность участвовать в жизни взрослых и т.д.), и занять позицию преобразователя.

Определенный интерес представляет развитие предвосхищения у детей дошкольного возраста. Этот процесс рассматривается как преобразование исходной ситуации. Известно, что уже на 5-м году жизни у ребенка возникает понимание последовательности этого процесса. У дошкольников формируется способность рассматривать предметный мир в развитии и совершенствовании (в его прошлом, настоящем и будущем).

Кроме того, существенное значение имеет вопрос о продуктах преобразующей деятельности дошкольника. В науке и на практике обсуждается, насколько допустимо использовать для определения творческого потенциала детей такие показатели, как новизна и социальная значимость продуктов творчества. Поскольку дети не включены в процесс общественно полезной деятельности, продукты их творчества нельзя оценивать с позиции объективной значимости. А. Кестлер, Дж. Фостер считают, что необходимо оценивать сам процесс и стиль мышления, а не результат.

Кроме того, для построения программы важны следующие принципы:

ü деятельностный подход к развитию личности;

ü ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;

ü наличие системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

ü ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

2. Особенности построения образовательного процесса

Программа предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, социального, экологического развития детей, реализуемых в ходе познавательно-исследовательской, экспериментальной и преобразующей деятельности. Эта программа органично включается в основную образовательную программу МДОБУ по разделу «Ознакомление с окружающим миром», т.к. создает условия для проявления активности детей.

Предлагаемый примерный план исследовательской деятельности предполагает коррективы, проявления творчества педагога, с учетом индивидуальных возможностей детей группы.

Вместе с тем организация образовательной работы по программе имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. В частности, она определяет задачи по блокам деятельности.

блок цель Формы работы
информационный Помочь ребенку получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Накопление познавательного опыта. Чтение художественной литературы познавательного характера Наблюдение Экспериментирование Коллекционирование Занятия Экскурсии Беседы Просмотр кино и диафиль Рассматривание
Действенно-мыслительный блок Обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовать собственную деятельность. Расширение, обобщение и систематизация опыта. - включение практических, внешних материальных действий, овладение способами действий - Моделирование (используются пиктограммы, алгоритмы деятельности, схемы и т.д.)   Познавательное занятие Дидактические игры  
Блок преобразования Создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру. Преобразование опыта в деятельности. Экспериментирование Рисование Лепка Аппликация Конструирование Развитие речи  

Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания - student2.ru

Для реализации ИНФОРМАЦИОННОГО блока используется организованное обучение (занятия, экскурсии), совместная деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельная деятельность детей . Приоритетными являются опосредованные способы взаимодействия вместе, на равных, как партнеры.

При организации познавательных занятий – педагогу необходимо учесть задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, облечь (образно говоря, «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Это можно сделать с помощью занятий с использованием познавательно-исследовательской деятельности условно названных по типу исследований доступных дошкольникам, позволяющих им занять активную исследовательскую позицию:

1)Занятия с использованием элементарных опытов (экспериментирования) с предметами и их свойствами – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.).

2) Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.).

Организуя занятия в рамках данного типа, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например образцы минералов) или образный - множество иллюстративных карточек-вырезок (например изображения различных видов транспорта). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Этот материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт – воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.

Классификационная таблица должна быть достаточно велика по размеру и «открыта» для дополнения. На занятии она заполняется лишь отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.

3) Занятия – путешествия по карте: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).

Для занятий путешествия по карте в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т. п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Это повод для того, чтобы освоить стороны света, названия океанов и частей света, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как живут там люди, чем занимаются. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света: что присуще именно той, а не другой (для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг, для Африки – жираф и барабан «тамтам», для Антарктиды – пингвины и исследователи-полярники и т.д.).

Постепенно в ходе занятий физическая карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная им совместно с детьми) «оживает» – заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.

4) Занятия путешествия по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.п.).

Для путешествий во времени нужна карта-панно, опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» – «старина» – «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).

Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Такими символами-«метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города).

В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям). Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в – «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам.

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей).

В ДЕЙСТВЕННО-МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК включены практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования. В зависимости от направленности их можно разделить на две группы:

1. Для получения познавательного эффекта (пробующие, обобщающие способы практического исследования ситуации).

2. Для достижения определенного практического эффекта.

Кроме того, действенно-мыслительный блок представлен моделированием. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Работу следует направлять на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

· конкретными (отображающими структуру отдельного объекта);

· обобщенными (обобщающими структуру класса объектов);

· условно-символическими (передающими не наглядные отношения).

Усложнение в работе с моделями определяется: действиями с моделями; характером моделей; содержанием моделей.

Если вначале идет моделирование отдельных конкретных действий, то в дальнейшем создаются модели, имеющие обобщенный смысл, отображающие существенные черты объектов и ситуаций, т.е. модели деятельности.

БЛОК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ подразумевает создание условий для реализации системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирования творческого отношения к окружающему миру.

Основным показателем творческого отношения дошкольника к миру – стремление ребенка к преобразующей деятельности, когда он может участвовать в совершенствовании окружающего. Этому способствует опора на актуальные потребности детей (желание участвовать в эстетическом и функциональном преобразовании предметов, явлений).

Наиболее важным компонентом творческого отношения к миру является его эмоционально-мотивационная основа. Поэтому необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований, что в свою очередь активизирует развитие новых мотивов в деятельности. Представления детей, обобщенные умения, направленные на рассмотрение окружающих явлений в их взаимосвязи, сформированные в ходе поисковой деятельности, способствуют развитию перспективного взгляда на окружающую действительность, т.е. прогнозированию изменения предметов и событий.

Условно выделяются три составляющие образовательного процесса:

1. Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание, чтение, труд, общение и пр.).

2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях.

3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и др.), а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке и пр.

В основе планирования лежит последовательность работы с детьми над одной из тем (от накопления познавательного опыта к его систематизации и далее к использованию и преобразованию в деятельности).

Основой для распределения материала программы в учебном плане ДОУ служат задачи информационного блока, реализуемые в форме занятия, т.е. соблюдается принцип тематического планирования.

Распределение задач информационного блока на учебный год можно осуществить, исходя из логики образовательной программы ДОУ по разделу «Ознакомление с окружающим» в расчете на 34–36 познавательных занятий в год (1 раз в неделю). Именно тема и задачи познавательного занятия определяют выбор других форм деятельности детей.

Главная цель материала по планированию – показать подходы, логику реализации программы, помочь на начальных этапах работы по программе.

В свете изложенного можно рассматривать организацию исследовательской, экспериментальной деятельности детей как принцип педагогической деятельности. Руководствуясь им, каждый педагог может разрабатывать собственные содержание и формы работы с детьми, искать собственные пути в решении задачи по созданию оптимальных условий соотношения процессов развития и саморазвития.

Содержание объектов поисково-познавательной деятельности

Живая природа. 1. Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве). 2. Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями. 3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. 4. Многообразие живых организмов, их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках): к среде обитания; сезону; экологической системе; природной (климатической) зоне. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.). 5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). 6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. 7. Характерные особенности сезонов (времен года): в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков и др.; в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; в разных климатических зонах. 8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: пруд, лес, луг, город. 9. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы: тундра, смешанный лес (тайга), пустыня, джунгли, Арктика и Антарктика. 10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа.
Неживая природа. 1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы). 2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества); переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура); круговорот воды в природе, водная система планеты Земля. 3. Планета Земля: рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы). 4. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.  
Физические явления 1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование. 2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас. 3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса. 4. Электричество, условия его возникновения, свойства электричества, материалы - проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи). 5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными. 6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ. 7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому. 8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
Человек 1. Человек – живой организм: особенности строения человеческого тела; особенности строения и функционирования органов и систем; человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных. 2. Человек – пользователь природы: экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития; использование растений и животных, искусственный отбор.
Рукотворный мир. 1. Предмет как таковой: строение, функции, форма, размер, цвет, назначение; свойства материала; качество материала; связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. Предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека. 2. Предмет – творение человеческой мысли: многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее); возможность сделать предмет удобным и красивым; связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

4. Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности с детьми младшей и средней группы дошкольного возраста

Программные задачи и их поэтапная реализация

I блок. Информационный

Живая природа

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Растения и животные как живые организмы Начать формировать понятие растения и животные – живые организмы, Дать представление о разнообразии растений и животных в природе, об их ценности для людей; продолжать формировать навыки наблюдательности в природе
Строение, функции и значение частей растений Развивать у детей познавательный интереса к миру растений. Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения. Расширять представления детей о строении растений, и их отдельных частях (корень, стебель, ствол, ветви, листья, цветы, плоды). Понимать значение растений в природе: улучшают воздуха, грунт, воду; обеспечивают пищей животных, людей
Многообра­зие живых организмов, их приспо­собление к окружающе­му миру Формировать представления детей о животных. В 1-й младшей группе детей познакомит с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе познакомить детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища) Учить узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показать особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.), закрепить представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.
Характерные особенности сезонов Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в мире животных и растений. Учить понимать некоторые связи между явлениями природы (дует ветер - качаются деревья). Формировать представление о характерных особенностях сезонов в средней полосе, мире растений и животных. Подвести к осознанию многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам (временам года).  
Характерные особенности экологиче­ских систем и природно-климатиче­ских зон Дать представление об основных средах обитания:почве, воде, воздухе. Сформировать представление об основных компонентах сред обитания: вода, земля, воздух.

Неживая природа

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Свойства и признаки веществ   Вода Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Познакомить с процессом превращения ее в лед, льда и снега в воду. Способствовать установлению свойств и качеств воды , снега, и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды в жизни растений, животных и человека (среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для чистоты тела и жилья для приготовления пищи). Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман).
Воздух Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявления его свойств (прозрачный, легкий, без запаха) Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.)
Песок, глина, камень, плодородный слой почвы Научить узнавать и называть песок, глину, камень, создать условия для выявления их свойств и качеств: твердости, сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т.д. Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной
Земля, космос - Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселений (деревня, город, страна)

Физические явления

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Свет, цветообразование Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, лампы) излучают свет. Научить определять их принадлежность: природный или рукотворный мир. Способствовать овладению сенсорными эталонами (семь цветов). Создать условия для получения цветом путем смешивания красок: оранжевый (красный и желтый), зеленый (синий и желтый), фиолетовый (синий и красный) Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, костер, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Познакомить с тем, как образуется тень. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешивания двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности. Познакомить с тем, как цвет может отражать эмоциональное состояние человека
Магнетизм - Дать представление о магните и магнетизме. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту
Звук Объяснить, что звуки могут быть шумовыми и музыкальными, что у каждого предмета свой звук Объяснить, что такое эхо. Дать представление о звукоизвлечении (условиях возникновения звука). Расширять представление о разнообразии звуков
Тепло, температура Дать представление о том, что предметы, воздух, вода могут быть холодными, теплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать Способствовать выявлению условий, при которых предметы и вещества могут нагреваться и остывать, а вода замерзать и таять
Движение, трение, инерция - Дать представление о состояниях покоя и движения, о том, что для возникновения движения должна быть приложена сила, что чем больше сила, тем сильнее движение
Время Дать представление о дне и ночи, временах года Способствовать выявлению особенностей разных времен года. Подвести к пониманию того, что существуют день, ночь, вечер, утро и они зависят от солнца (освещения)

Человек

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Человек – живой организм Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова; лицо, глаза, рот, нос, уши). Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств (восприятие цвета, звуков, вкусовых и тактильных ощущений) Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности (дышу, питаюсь, пью, расту, передвигаюсь). Формировать представление о некоторых органах и системах строения человека (нос, язык, костно-мышечная, сердечно-сосудистая системы, кожный покров), о положительных и отрицательных влияниях на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Раскрыть признаки неблагополучия в функционировании своего организма и возможности самостоятельного их устранения (чувство голода – поесть, устали глаза – сделать гимнастику для глаз или закрыть их и т.п.). Побуждать к определению особенностей своей внешности (комплекция, цвет и размер глаз, форма и размер носа, ушей, рта и пр.). Подготовить к пониманию своего сходства с родителями

Рукотворный мир

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Предмет как таковой Побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (цвет, форма, размер, материал, вес, назначение). Способствовать определению и называнию материалов (бумага, дерево, ткань). Учить выявлять признаки и свойства материалов (структура поверхности, прочность, мягкость, твердость) Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса). Развивать умение определять признаки и свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, хрупкость, прочность)
Предмет -результат деятельности человека Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения (домашнего обихода), игрушках. Дать представление о связи назначения предмета с его строением и материалом, из которого он сделан Развивать представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности. Подвести к пониманию зависимости назначения предмета от его строения и материала, из которого он сделан
Предмет -творение человеческой мысли Способствовать пониманию принадлежности предметов к природному и рукотворному миру. Дать представление о настоящем и прошлом некоторых предметов Развивать умение вычленять существенные признаки предметов в системе «человек – предмет». Побуждать к определению прошлого предметов (предмет изменяется на протяжении времени, например, огонь – костер – каменный очаг – печь)

II блок. Действенно-мыслительный блок

Вторая младшая Средняя группа
Учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий Продолжать учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, учить совершать перцептивные действия
Стимулировать использование обследовательских действий в поисковой деятельности Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности
Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства
Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта Создавать под руководством взрослого условия для использования практических действий, при которых выявляются ранее скрытые свойства изучаемого объекта
  Формировать умение получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования
Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием поисково-познавательной деятельности Способствовать формированию умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме или в виде модели)
С помощью взрослого «читать» (понимать) усл. символы и выполнять соотв-е действия Понимать и использовать в деятельности модели, предложенные взрослым

III блок. Блок преобразования

Вторая младшая Средняя группа
Побуждать к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины. Создавать условия, способствующие применению знаний, полученных в ходе поисковой деятельности, для практического преобразования Создавать условия для самостоятельного эстетического преобразования предметов: изменения цвета, формы, величины (например, коробочки для духов). Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности
Учить работать с различными материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом) и инструментами (ножницами, стеками) Продолжать учить пользоваться различными инструментами (ножницами, стеками, лопатками) и материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом, мягкой проволокой, нитками, песком, бумажным «тестом», тканями, соломкой, пробками, крышками, оболочками «киндер- сюрприза»)
Побуждать к участию в преобразовании предметов. Изменять с помощью взрослого признаки предмета (цвет, форму, функцию) для получения нового предмета Поощрять стремление преобразовывать предметы. Учить преобразовывать известные предметы, конструкции в новые, используя знакомые детали, изменяя цвет, форму, величину, функцию и назначение. Поощрять коллективные преобразования предметов и конструкций

Живая п

Наши рекомендации