Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.
Билет 2Методологические основы и методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике (наблюдение, эксперимент, опросные методы и др.).
Категории педагогики и педагогической психологии (образование, учебный процесс, обучение и развитие, формирование, учение, усвоение, воспитание; педагогическая система, цели, содержание, методы, средства и формы обучения). Категории профессиональной педагогики (профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека). Связи категорий педагогики друг с другом (образование, обучение и воспитание; обучение и учение; обучение и развитие; формирование и развитие и т.д.).
Представление о формальной и диалектической логике и областях их применимости в педагогическом исследовании. Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; переход количества в качество; двойное отрицание. Основные категории диалектики: целое и часть; элемент, система, структура; единичное, общее и особенное; содержание и форма; качество и количество, мера; отношение, связь, взаимодействие; причина и следствие; необходимость и случайность; закон и закономерность; явление и сущность; возможность и действительность. Исследовательские подходы в парных категориях диалектики: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы; качественный и количественный подходы; сущностный и феноменологический подходы; единичный и общий подходы. Основные исследовательские подходы, используемые в педагогике (системный, личностный, деятельностный, акмеологический).
Методы научно-педагогического исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, метод восхождения от конкретного к абстрактному, метод восхождения от абстрактного к конкретному, терминологический анализ, моделирование, мысленный эксперимент. Эмпирические методы: 1. Частные методы: изучение литературных источников и документов; наблюдение; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование); метод экспертных оценок. 2. Комплексные методы: обследование; мониторинг, социометрия; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. Инструментальные методы (методики) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография, методики определения функционального состояния нервной системы в процессе учения и труда
Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией, и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем, методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования
Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.
Среди недостатков методов опроса можно указать следующие:
во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них);
во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности ("выборки"), интерпретации данных;