Задача № 2. Вам дана карта и выдержка из Закона Красноярского края.
1. На карте района найдите населенные пункты, расположенные на межселенной территории. Обведите территорию населенных пунктов на межселенной территории синим цветом (можно, например, ручкой). Межселенную территорию обведите и заштрихуйте карандашом зеленого цвета.
2. На примере данного района сформулируйте понятие межселенной территории. Укажите, на какой территории местное самоуправление является двухуровневым, а на какой – одноуровневым. Какие органы осуществляют решение вопросов местного значения первого и второго уровня на межселенной территории. В какие бюджеты зачисляются доходы с территории населенных пунктов Сургутиха, Бакланиха, Верещагино; Подкаменная Тунгуска, Сумароково; Верхнеимбатск и Алинское. Зачем законодатель ввел категорию «межселенной территории»?
Подсказка к выполнению задания
1 шаг. Изучите понятия «населенный пункт» и «поселение». При установлении границ поселения можно ориентироваться на «цвет» карты, а при наличии сомнений в прохождении границы муниципального образования следует обратиться к полному тексту краевого закона, в котором указывается, с какими муниципальными образованиями имеет общую границу описываемое муниципальное образование. Изучите понятие «межселенная территория» и ответьте на вопрос: с какой целью ее образование предусматривает федеральное законодательство.
2 шаг. Обратите внимание на норму федерального закона, указывающую порядок установления официального наименования органов местного самоуправления. Найдите и изучите соответствующий краевой закон. Посмотрите структуру краевого закона и сформулируйте типовые наименования органов местного самоуправления». По условиям задания не требуется проверять соответствуют ли наименования органов местного самоуправления рассматриваемых муниципальных образований, указанные в их уставах, краевому закону. Следовательно, обращение к уставам указанных муниципальных образований не является обязательным.
3 шаг. Рассмотрите понятие «межселенной» территории. В предложенном районе выделите органы местного самоуправления первого уровня и органы местного самоуправления второго уровня. Сравните территориальную организацию местного самоуправления Туруханского района с территориальной организацией местного самоуправления Шарыповского района. Вычлените особенности осуществления местного самоуправления на межселенной территории (в части положения о компетенции и финансах).
Приложение 1. Выдержка из Закона Красноярского края от 28.01.2005 N 13-2925 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований»
Статья 1. Установить границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделить статусом сельских поселений следующие муниципальные образования:
Борский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: поселок Бор (административный центр), деревня Комса, деревня Подкаменная Тунгуска, деревня Сумароково; Верхнеимбатский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Верхнеимбатск (административный центр), поселок Алинское; Вороговский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Ворогово (административный центр), поселок Индыгино, поселок Сандакчес; Зотинский сельсовет, в состав которого входит сельский населенный пункт село Зотино (административный центр); Туруханский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Туруханск (административный центр), деревня Селиваниха; Светлогорский сельсовет, в состав которого входит сельский населенный пункт поселок Светлогорск;
Статья 2. Установить границы муниципального образования город Игарка согласно описанию (плану) границ и наделить его статусом городского поселения.
Статья 3
1. Установить, что в состав муниципального образования Туруханский район входят муниципальные образования, указанные в статьях 1 и 2 настоящего Закона, а также сельские населенные пункты, находящиеся на межселенной территории: поселок Ангутиха, село Бакланиха, поселок Бахта, село Верещагино, деревня Горошиха, деревня Канготово, поселок Келлог, деревня Костино, поселок Курейка, деревня Лебедь, поселок Мадуйка, деревня Мирное, поселок Советская Речка, деревня Старотуруханск, деревня Сургутиха, поселок Сухая Тунгуска, поселок Татарск, село Фарково, поселок Черноостровск, поселок Янов Стан.
2. Установить границы муниципального образования Туруханский район согласно описанию (плану) границ
и наделить его статусом муниципального района.
3. Определить административным центром муниципального образования Туруханский район село Туруханск.
Приложение № 2. Карта Туруханского района Красноярского края.
Лекция и семинар № 4 «Компетенция муниципальных образований»
Четыре доклада-презентации студентов-магистров (распределяются преподавателем);
1.1. Доклад-презентация по теме «Проблемы дифференциации понятий «вопросы местного значения», полномочия по решению вопросов местного значения»
(недостатки законодательных конструкций «вопрос местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления»; возможна ли совместная компетенция (ведение) органов местного самоуправления и органов государственной власти; принципы правового регулирования вопросов местного значения);
1.2. Доклад-презентация по теме «Проблемы определения объема полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения»
(определения понятий «осуществление», «организация», «участие» при конструировании вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их решению; анализ законодательства Красноярского края, устанавливающего «участие органов местного самоуправления в осуществлении публичного полномочия»);
1.3. Доклад-презентация по теме: «Институт перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления»
(основные направления критики конструкции «перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления»; тенденции правоприменительной и судебной практики по вопросу перераспределения полномочий»);
1.4. Доклад-презентация по теме «Полномочия органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ»
(правовое регулирование вопроса местного значения и определение полномочий органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства; правовые позиции КС РФ по вопросу осуществления органами местного самоуправления полномочий в данной сфере);
По итогам семинарского занятия сдается письменный ответ по задаче, аналогичной задаче № 1 (Модуль 4 - практика).
План для самостоятельной подготовки к теме:
- Компетенция органов местного самоуправления, муниципального образования: понятие, принципы законодательного регулирования, составные элементы.
- Вопросы местного значения и полномочия по их решению: понятие, правовой режим. Принципы и способы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправления.
- Разграничение вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных районов и входящих в их состав поселений. Объем компетенции сельских и городских поселений. Законодательные полномочия субъекта РФ по изменению объема полномочий сельских поселений.
- Разграничение вопросов местного значения между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородскими районами городского округа.
- Полномочия по решению вопросов местного значения: понятие и особенности отраслевого регулирования. Правовые средства решения вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления (статья 17 ФЗ-131).
- Права органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не относящихся к вопросам местного значения (факультативные/дополнительные/ инициативные полномочия). Особенности правового режима и установленные бюджетные ограничения по осуществлению факультативных полномочий.
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Осуществление органами местного самоуправления делегированных полномочий.
Задача № 1.
Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос: В полномочия какой администрации (укажите официальное название местной администрации, иного публичного органа) входит организация осуществления указанных ниже публичных полномочий. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать, в том числе ссылку на правовую норму.
(Какие-либо действующие на настоящий момент соглашения между органами местного самоуправления о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения не принимаются во внимание).
1) организация подвоза детей в школу в Родники из Скворцово (предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования)
2) организация благоустройства территории сквера в д. Горбы;
3) выдача разрешения на перевод приватизированного жилого помещения в нежилое в д. Глинка (иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством);
4) организация установки информационных знаков о правилах пользования водоемом на озере Малое (информирование населения об ограничениях использования водных объектов);
5) согласовании и направлении на утверждение краевым органам государственной власти инвестиционных программ и ООО «Теплосети-2», осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на территории городского поселка Дубинино (организация теплоснабжения населения в границах поселения);
6) утверждение правил забора воды из р. Базыр для полива садовых участков (жителей города Шарыпово), расположенных на территории между городом Шарыпово и селом Анжинское и дер. Гляден (установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд;
7) согласование маршрута движения и расписания автобуса ООО «Турист», который будет осуществлять регулярную перевозку пассажиров между городом Шарыпово и селом Парная (до Большого Озера); между селом Березовское – Родники – Шарыпово (организация транспортного обслуживания);
8) организация на пляже в гор. Шарыпово площадки для занятия спортом (плавание) инвалидов колясочников и детей больных ДЦП (реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов);
9) организация энергетического обследования здания и уборка территории территориального подразделения Росреестра по Шарыпову и Шарыповскому району.
Подсказка к выполнению задания № 1.
1 шаг. Изучите законодательный подход к разграничению полномочий между органами местного самоуправления 1-го уровня и 2 –го уровня. Найдите в ФЗ-131 нормы, которые распределяют полномочия между этими органами местного самоуправления. Учитывайте, что следует называть официальное наименование администрации, которая отвечает за осуществление полномочия. См. предыдущее семинарское занятие. Не должно появляться несуществующих администраций. Для этого Вы должны помнить различие понятий населенный пункт и поселение. Учитывайте, что публичные полномочия распределяются между органами местного самоуправления (верхнего и нижнего уровня, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти).
2 шаг. Учитывайте, что в ФЗ-131 дает, чаще всего, перечень вопросов местного значения, полномочия по решению которых устанавливает отраслевое федеральное законодательство. Следовательно, при наличии сомнений в том, в какой вопрос местного значения входит соответствующий вопрос, обращайтесь к отраслевому законодательству, судебной практике, актам органов местного самоуправления. Следовательно, правовое обоснование включает в себя не только указание на норму ФЗ-131, но и какой либо ФЗ отраслевой и (или) закон Красноярского края.
3 шаг. Учитывайте, что помимо ФЗ-131 данный вопрос регулирует краевое законодательство. Следует учитывать, что Закон Красноярского края от 15.10.2015 г. № 9-27-34 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» частично перераспределил полномочия между органами местного самоуправления сельских поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов.
4 шаг. Обязательно указывайте норму (пункт, часть, статью) законодательного акта, на основании которого Вы решаете вопрос о разграничении полномочий. В спорных случаях на семинаре будет производиться толкование используемых положений с учетом теории и правоприменительной практики.
Готовность к выполнению работы имеется, если студент может ответить на следующие вопросы:
1) дать понятие «населенному пункту» и «поселению»;
2) что имеет органы, бюджет, систему правовых актов населенный пункт или поселение?
3) какие виды муниципальных образований Вы знаете?
4) что является муниципальными образованиями нижнего, а что верхнего уровня?
5) кто устанавливает перечень вопросов местного значения?
6) может ли устав муниципального района закреплять за сельскими поселениями вопросы местного значения?
7) что устанавливает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?
8) сколько частей в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?
9) чьи вопросы местного значения устанавливает первая часть ст. 14 указанного ФЗ?
10) чьи вопросы местного значения устанавливает третья ст. 14 указанного ФЗ?
11) сколько предложений в третьей части ст. 14 указанного ФЗ?
12) что устанавливает второе предложение третьей части ст. 14 указанного ФЗ?
13) какими актами закрепляются полномочия по решению вопросов местного значения?
14) что такое межселенная территория? Как из закона субъекта РФ понять, что территория является межселенной?
15) дорожная деятельность и организации транспортного обслуживания – это один вопрос местного значения или разные?
16) приведите примеры организации транспортного обслуживания между поселениями и в пределах поселения.
Дополнительные нормативные правовые акты, устанавливающие полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 22.11.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Жилищный кодекс РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в РФ»
Водный кодекс РФ;
Федеральный закон «О теплоснабжении в РФ»;
Федеральный закон «Об энергосбережении и энергоэффективности»;
Приложение № 1. Закон Красноярского края от 18.03.2005 N 14-3185 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шарыповский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований»
Статья 1. Установить границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделить статусом сельских поселений следующие муниципальные образования: Березовский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Березовское (административный центр), деревня Александровка, деревня Горбы, деревня Гудково, деревня Ершово; Ивановский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Ивановка (административный центр), деревня Едет, поселок Инголь, деревня Киргисуль, деревня Сорокино, поселок Юферовское; Новоалтатский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Новоалтатка (административный центр), деревня Белоозерка, деревня Глинка, поселок Крутоярский, деревня Новокурск, деревня Скрипачи; Парнинский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Парная (административный центр), село Большое Озеро, деревня Косые Ложки, село Малое Озеро, село Ораки, деревня Сартачуль; Родниковский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Родники (административный центр), село Дубинино, село Никольск, деревня Росинка, деревня Скворцово, поселок Шушь; Холмогорский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Холмогорское (административный центр), село Ажинское, деревня Базыр, село Береш, деревня Гляден, деревня Линево, село Темра, деревня Усть-Парная; Шушенский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Шушь (административный центр), деревня Косонголь, деревня Можары.
Статья 2.
1. Установить, что в состав муниципального образования Шарыповский район входят муниципальные образования, указанные в статье 1 настоящего Закона.
2. Установить границы муниципального образования Шарыповский район согласно описанию (плану) границ
и наделить его статусом муниципального района.
3. Определить административным центром муниципального образования Шарыповский район город Шарыпово.
Приложение № 2. Выдержка из Закона Красноярского края от 25.02.2005 N 13-3131 «О наделении муниципального образования город Шарыпово статусом городского округа»
Статья 1. Наделить муниципальное образование город Шарыпово, в состав которого входят городские населенные пункты: город Шарыпово, городской поселок Горячегорск, городской поселок Дубинино, статусом городского округа в границах, установленных Законом края от 21 октября 1997 года N 15-587 «Об утверждении границ г. Шарыпово Красноярского края».
Приложение № 3. Карта Шарыповского района Красноярского края и городского округа Шарыпово
Лекция и семинар 5. План самостоятельной работы по теме «Структура и система органов местного самоуправления»
Четыре доклада-презентации студентов-магистров (распределяются преподавателем)
1.1. Доклад-презентация по теме «Право население на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления»
(определение понятий «структура» и «система» органов местного самоуправления; конституционные пределы ограничения права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления; правовая позиция КС РФ от 01.12.2015 г.);
1.2. Доклад-презентация по теме «Достоинства и недостатки основных моделей структуры органов местного самоуправления, установленные федеральным законодательством»;
1.3. Доклад-презентация по теме «Основные способы формирования представительного органа муниципального образования»
(выборы представительного органа муниципального образования; виды избирательных систем, используемых для формирования представительного органа муниципального образования; анализ практики реализации избирательных систем при формировании представительных органов муниципальных образований в Красноярском крае)
По итогам семинарского занятия сдается письменный ответ по задаче, аналогичной пункту 2 и 3 задач №№ 1 - 6 (Модуль 5 практика).
План для самостоятельной подготовки к теме:
- Принципы организации муниципального аппарата – организационные основы местного самоуправления.
- Структура органов местного самоуправления: проблемы определения понятия и его соотношения с понятием «система органов местного самоуправления». Ограничение права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (проблема установления пределов ограничения права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления).
- Понятие и виды органов местного самоуправления. Муниципальный орган.
- Модели организации муниципального аппарата: зарубежный и российский опыт. Достоинства и недостатки основных моделей структуры органов местного самоуправления.
- Модели организации муниципального аппарата по ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».