РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.
Тема 2.1.Воспитание в структуре педагогического процесса в начальной школе
Вопросы для обсуждения:
- Сущность воспитания и его характерные особенности.
- Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- Воспитание как система. Структурные элементы процесса воспитания, их характеристика.
- Принципы воспитания.
- Современные концепции воспитания.
Проблемные вопросы по ходу семинарского занятия.
- Почему в одних и тех же условиях, при одних и тех же воспитательных воздействиях, иногда даже в одной семье, дети воспитываются по-разному?
- Возможна ли организация воспитательного процесса как процесса бесконфликтного?
- Покажите зависимость принципов воспитания от закономерностей и целей воспитания.
- «Применять» принципы или «соблюдать» их? Какое из выражений является правильным?
Тема 2.2. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и степень его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
- Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема 2.3. Регулятивная направленность методов воспитания. Организация самовоспитания младших школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
2. Характеристика различных групп методов воспитания.
3. Новые методические подходы к формированию личности.
4. Средства воспитания как способы психологического воздействия (Прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные и поведенческие).
Тема 2.4. Воспитательная работа с коллективом детей
Вопросы для обсуждения:
- Проблема коллектива и личности в современных условиях.
- История становления и развития теории детского коллектива.
- Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
- Структура детского коллектива.
- Динамика развития коллектива.
- Типология детских коллективов.
- Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.
Тема 2.5. Воспитательные системы школы
Вопросы для обсуждения:
- Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем.
- Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика.
- Отечественные воспитательные системы советского периода (С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).
- Современные отечественные воспитательные системы (В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили, А.А. Католикова, А.И. Тубельского, Е.А. Ямбурга, Б.О. Полянского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и др.).
- Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака и др.).
Тема 2.6. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
Вопросы для обсуждения:
- Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования.
- Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ.
- Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах
Тема 2.7. Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах
Вопросы для обсуждения:
- Понятие формы воспитательной работы
- Раскройте функции, которые выполняют формы воспитательной работы
- Классификация форм внеклассной воспитательной работы
- Анализ форм воспитательной работы
Тема 2.8.Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе
Вопросы для обсуждения:
- Необходимость профессионального анализа педагогического процесса. Критерии оценки воспитательного процесса.
- Анализ профессиональной работы учителя начальных классов. Профессиональная самооценка педагога.
- Возможности и особенности использования диагностики в оценке воспитательного процесса в начальной школе.
Тема 2.9.Методы и формы организации работы с родителями младших школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитательные функции и возможности семьи.
2. Формы взаимодействия школы, семьи.
3. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседы, конференции на педагогическую тему, диспуты и т.д.
Проблемные вопросы и задания.
¨ Познакомьтесь с карточкой-заданием для родителей, разработанной В.М. Капраловой в кн.: Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980. Определите возможности её использования в системе совместной работы школы и семьи.
¨ Составьте программу родительского всеобуча по теме: «Что должны знать родители о возрастных особенностях детей».
¨ Назовите и проанализируйте основные трудности, возникающие в процессе воспитания детей в семье. Выделите проблемы воспитания в городской семье, сельской семье.
РАЗДЕЛ III. Социализация личности ребенка в системе начального образования.
Тема 3.1.Сущность и характеристика социализации личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Многообразие подходов к анализу процесса «социализация». Сущность процесса социализации.
2. Этапы и механизмы социализации личности. (А.В. Мудрик, С.И. Гессен, И.С. Кон и др.).
3. Факторы социализации личности:
· макрофакторы: страна, этнос, общество, государство.
· мезофакторы: регион, СМИ, тип поселения, культура.
· микрофакторы: семья, сверстники, соседство, религиозные организации.
Тема 3.2. Психолого-педагогические основы социализации личности младшего школьника.
Вопросы для обсуждения:
- Факторы, определяющие педагогические основы социализации младших школьников.
- Педагогическое обеспечение социализации младших школьников.
- Педагогические условия социализации младших школьников.
Тема 3.3.Показатели сформированности социальной активности младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
- Структура и содержание социальной активности и социального опыта младших школьников.
- Интегральные параметры социального опыта младших школьников.
- Содержательный параметр социального опыта младших школьников.
- Позиционно-оценочный параметр социального опыта младших школьников.
- Функциональный параметр социального опыта младших школьников.
- Педагогические условия целостного формирования социального опыта и социальной позиции младшего школьника.
Тема 3.4. Личностно-ориентированный процесс как педагогическая основа социализации личности младшего школьника.
Вопросы для обсуждения:
- Личностно-ориентированный образовательный процесс, его сущность и признаки.
- «Ситуации социального опыта» в образовательном процессе начальной школы.
- Проявление позиции субъекта социализации в младшем школьном возрасте.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Тема 1.Показатели сформированности социальной активности младшего школьника.
Задания для студентов:
Подберите диагностические задания по каждому показателю сформированности социальной активности младшего школьника. Проведите некоторые из них в одном из начальных классов.
Тема 2. Методики определения социальной активности младших школьников.
Задания для студентов:
Составьте библиографический список работ определения социальной активности младших школьников. Составьте аннотацию к отдельным изданиям. Выберите 2-3 диагностические методики. Обоснуйте свой выбор. Апробируйте диагностические методики на учащихся разных возрастных и социальных групп, проанализируйте результаты