РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.

Тема 2.1.Воспитание в структуре педагогического процесса в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность воспитания и его характерные особенности.
  2. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  3. Воспитание как система. Структурные элементы процесса воспитания, их характеристика.
  4. Принципы воспитания.
  5. Современные концепции воспитания.

Проблемные вопросы по ходу семинарского занятия.

- Почему в одних и тех же условиях, при одних и тех же воспитательных воздействиях, иногда даже в одной семье, дети воспитываются по-разному?

- Возможна ли организация воспитательного процесса как процесса бесконфликтного?

- Покажите зависимость принципов воспитания от закономерностей и целей воспитания.

- «Применять» принципы или «соблюдать» их? Какое из выражений является правильным?

Тема 2.2. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и степень его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
  2. Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема 2.3. Регулятивная направленность методов воспитания. Организация самовоспитания младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.

2. Характеристика различных групп методов воспитания.

3. Новые методические подходы к формированию личности.

4. Средства воспитания как способы психологического воздействия (Прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные и поведенческие).

Тема 2.4. Воспитательная работа с коллективом детей

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема коллектива и личности в современных условиях.
  2. История становления и развития теории детского коллектива.
  3. Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
  4. Структура детского коллектива.
  5. Динамика развития коллектива.
  6. Типология детских коллективов.
  7. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.

Тема 2.5. Воспитательные системы школы

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем.
  2. Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика.
  3. Отечественные воспитательные системы советского периода (С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).
  4. Современные отечественные воспитательные системы (В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили, А.А. Католикова, А.И. Тубельского, Е.А. Ямбурга, Б.О. Полянского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и др.).
  5. Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака и др.).

Тема 2.6. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

  1. Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования.
  2. Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ.
  3. Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах

Тема 2.7. Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие формы воспитательной работы
  2. Раскройте функции, которые выполняют формы воспитательной работы
  3. Классификация форм внеклассной воспитательной работы
  4. Анализ форм воспитательной работы

Тема 2.8.Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Необходимость профессионального анализа педагогического процесса. Критерии оценки воспитательного процесса.
  2. Анализ профессиональной работы учителя начальных классов. Профессиональная самооценка педагога.
  3. Возможности и особенности использования диагностики в оценке воспитательного процесса в начальной школе.

Тема 2.9.Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитательные функции и возможности семьи.

2. Формы взаимодействия школы, семьи.

3. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседы, конференции на педагогическую тему, диспуты и т.д.

Проблемные вопросы и задания.

¨ Познакомьтесь с карточкой-заданием для родителей, разработанной В.М. Капраловой в кн.: Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980. Определите возможности её использования в системе совместной работы школы и семьи.

¨ Составьте программу родительского всеобуча по теме: «Что должны знать родители о возрастных особенностях детей».

¨ Назовите и проанализируйте основные трудности, возникающие в процессе воспитания детей в семье. Выделите проблемы воспитания в городской семье, сельской семье.

РАЗДЕЛ III. Социализация личности ребенка в системе начального образования.

Тема 3.1.Сущность и характеристика социализации личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Многообразие подходов к анализу процесса «социализация». Сущность процесса социализации.

2. Этапы и механизмы социализации личности. (А.В. Мудрик, С.И. Гессен, И.С. Кон и др.).

3. Факторы социализации личности:

· макрофакторы: страна, этнос, общество, государство.

· мезофакторы: регион, СМИ, тип поселения, культура.

· микрофакторы: семья, сверстники, соседство, религиозные организации.

Тема 3.2. Психолого-педагогические основы социализации личности младшего школьника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы, определяющие педагогические основы социализации младших школьников.
  2. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников.
  3. Педагогические условия социализации младших школьников.

Тема 3.3.Показатели сформированности социальной активности младших школьников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура и содержание социальной активности и социального опыта младших школьников.
  2. Интегральные параметры социального опыта младших школьников.

- Содержательный параметр социального опыта младших школьников.

- Позиционно-оценочный параметр социального опыта младших школьников.

- Функциональный параметр социального опыта младших школьников.

  1. Педагогические условия целостного формирования социального опыта и социальной позиции младшего школьника.

Тема 3.4. Личностно-ориентированный процесс как педагогическая основа социализации личности младшего школьника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Личностно-ориентированный образовательный процесс, его сущность и признаки.
  2. «Ситуации социального опыта» в образовательном процессе начальной школы.
  3. Проявление позиции субъекта социализации в младшем школьном возрасте.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема 1.Показатели сформированности социальной активности младшего школьника.

Задания для студентов:

Подберите диагностические задания по каждому показателю сформированности социальной активности младшего школьника. Проведите некоторые из них в одном из начальных классов.

Тема 2. Методики определения социальной активности младших школьников.

Задания для студентов:

Составьте библиографический список работ определения социальной активности младших школьников. Составьте аннотацию к отдельным изданиям. Выберите 2-3 диагностические методики. Обоснуйте свой выбор. Апробируйте диагностические методики на учащихся разных возрастных и социальных групп, проанализируйте результаты

Наши рекомендации