Ситуация проявления ответственности
Вы собираетесь идти в кино с приятелями. Ваша мама знает, что сегодня идут два фильма, один из которых — эротический, другой — об инопланетянах. Перед самым выходом из дома мама просит пообещать ей не смотреть пока еще эротический фильм. Вы без колебания соглашаетесь, так как все собирались смотреть приключения. Но, едва вы встречаетесь со своей компанией, как подруга неожиданно говорит вам, что она хочет смотреть эротический фильм, что все одноклассники его посмотрели, и будет глупо, если мы откажемся от удовольствия из-за какого-то обещания. Вы злитесь и обижаетесь на подругу — она ведь зачинщица проступка, — но все же отказываетесь идти, потому что пообещали матери.
Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки
— Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
— Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?
2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?
3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?
Ситуации убеждения
С и т у а ц и я 1.
Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.
— Надень пальто, — говорит мать, — Этот жакет слишком легкий для такой погоды.
— Не хочу!— отвечает дочь.
–– Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? — говорит мать.
— Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать с таким ребенком?
— Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
— Прекрасно, — соглашается мать.
С и т у а ц и я 2.
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
— Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
— Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?
— Не хочу.
— Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
— Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
Ситуации риска
С и т у а ц и я 1. Фрагмент из романа И. Штемлера «Универмаг».
Фиртич обернулся к двери, но не успел поздороваться — его отвлек частый телефонный звонок междугородной связи. Он поднял трубку и заговорил, вольно присев на подлокотник дивана.
Лисовский опустился в кресло напротив коммерческого директора.
— Прибыла партия фотоаппаратов, а сопроводительного счета нет, — пояснил Индурский, кивая в сторону директора. — И артикул незнакомый, привязаться не к чему. А новый счет неделю будет ползти, не меньше.
Лисовский насупленно молчал. Индурский заерзал, он недолюбливал главбуха, который нередко остужал энергию коммерческого директора, удерживая от авантюр.
— Значит, так, — Фиртич положил трубку. — Цена аппарата четыреста семьдесят рублей. Счет они дошлют.
Он придвинул бумаги и наложил резолюцию, разрешающую продавать аппараты. Тем самым Фиртич брал на себя всю ответственность. Случись сейчас ревизия, ему несдобровать: товар, принятый без счета, продавать нельзя... А главный бухгалтер, тот же ревизор, сидит, точно ничего не слышит...
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Обоснован ли риск, по вашему мнению?
2. Оправданный риск в жизни и деятельности человека — что это такое?
3. В чем педагогический смысл риска?
С и т у а ц и я 2.
Юрий Сергеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с первого же урока решил, по словам школьников, «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:
— Ку-ку.
Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:
— Ку-ку.
Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.
В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:
— Ку-ку, ку-ку!
И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок продолжался спокойно.
С и т у а ц и я 3.
Мороз сковал реки, озера и побережья северных морей. Трое товарищей шли по тонкому льду Финского залива, оживленно переговариваясь между собой.
Юре попал снег в ботинок. Он поотстал от товарищей, нагнулся, расшнуровывая обувь. И вдруг он неожиданно выпрямился, побледнев.
— Спасите! — отчаянный крик резанул ему уши. Юра оглянулся. Там, впереди, стоял Виктор, а Димка барахтался недалеко в ледяной воде.
— Руку! Протяни руку... Помоги! — кричал он ему, захлебываясь. Но Виктор в страхе отступил от проруби..
Словно толкнуло что-то в спину Юрия. Быстро натягивая ботинок, он бросился к товарищам.
— Ложись на лед, держи меня за ноги, я поползу к проруби. Живо! — скомандовал Юра, на бегу обращаясь к стоявшему в оцепенении Виктору. Но Виктор застыл на месте.
— Ну, живо! Держи меня! — еще раз крикнул Юра, лежа на льду. Виктор неуверенно сделал шаг вперед и вдруг отвернулся.
— Трус! — Юра пополз к проруби. Все ближе и ближе... Только бы успеть. Набухшая от воды тяжелая зимняя одежда тянет Диму вниз, сковывает его движения.
Юра ползет. Вот уже кромка льда. Он протягивает руку Диме.
— Держись... Так, — напрягая мускулы, Юра тянет товарища на лед. — Еще немного...
Но лед не выдерживает. Юра с ужасом слышит, как лед трещит под ним, как под пиджаком побежали ручейки холодной воды... Только бы успеть. Еще одно усилие...
Лед трещит, и под воду скрываются оба мальчика.
Но вот их головы вновь появляются на поверхности. Захлебываясь, изнемогая от усталости и холодной воды, Юра удерживает одной рукой товарища, другой ощупывает кромку льда. Но он непрочен — крошится под пальцами. «Неужели смерть?» — промелькнуло в голове. «Нет, не может быть. Нужно только освободить правую руку». Он оглядывается в надежде увидеть Виктора, надеясь, что он все же поможет им. Но тот уже исчез. И Юра вновь ощупывает кромку льда в поисках опоры.
...Нет, не утонули друзья. Несмотря на трудности, Юра вытащил-таки Диму из воды, и они еле живые добрались домой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Что выявила данная ситуация?
2. К чему должен готовиться молодой человек при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь?
3. Можно ли судить по данной ситуации, что жизнь — большая ценность для человека? На какие еще ценности были сориентированы юноши в данной ситуации?
С и т у а ц и я 4.
Группа студентов возвращалась вечером домой. Они шли вдоль канала, о чем-то говорили и весело, заливисто смеялись, не обращая внимания на прохожих.
Вдруг со стороны канала послышался детский плач и крик:
— Мамочка, помоги!..
Юноши и девушки начали оглядываться по сторонам и заметили у берега погружающегося в воду мальчишку.
Валерий швырнул в сторону портфель и стремительнобросился к берегу. За ним побежал Николай, на ходу бросив предупреждение:
— Не лезь в воду, ведь ты только что болел воспалением легких! Постой, я сам его вытащу.
Но Валерий, махнув ему рукой в знак возражения, бросился в воду и еле успел схватить за шарфик тонущего малыша.
Николай и все остальные помогли Валерию выбраться с малышом на берег и
вызвать скорую помощь. Жизнь мальчика была спасена.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем свидетельствует данная ситуация?
2. Что вас интересует в человеке в первую очередь?
3. Какие качества проявили молодые люди в данной ситуации?
Ситуации оказания помощи
С и т у а ц и я 1
Я встретила в лесу мальчика, который помог мне найти дорогу в поселок. Войдя в поселок, я увидела, как мальчик подошел к одному из домов и заглянул в окно.
— Лизавета! — крикнул он. — Ты что — спишь? А ну, открой окно...
Неправдоподобно тонкая, похожая на светлый стебель рука медленно протянулась и с трудом толкнула створки. Окно распахнулось, и рука спряталась.
— Здорово! — сказал Тимофей (так звали моего попутчика) и откашлялся.
— Здорово... — ответил тихий голосок внутри.
— Прочла?
— Прочла... — откликнулся тот же голосок.
— Смотри мне! — сказал Тимофей строго. — Вот пообедаю и приду. Марья Петровна знаешь, сколько по русскому задала? Закачаешься!
— А тетя Паня тебя уже искала...— сказал голосок.
— Что я, кошелек с деньгами, чтоб меня искали? — проговорил Тимофей начальственно. — Меня искать нечего. Сказал «приду» — значит, приду.
Он перегнулся через подоконник.
— Давай тетради... — сказал он.
Я тоже заглянула в комнату. На кровати лежала девочка, бледная до восковой белизны. Теперь я близко видела ее лицо — нежное, с мягким овалом, с прозрачной, лишенной румянца кожей. Огромные темные глаза смотрели прямо на нас. Девочка медленно, осторожно улыбнулась, словно и улыбка, как движение, могли причинить ей боль.
— Давай тетрадку, слышь! — приказал Тимофей.
— Ой, испугалась... — сказала девочка, неслышно засмеявшись. — До чего ты, Тимофей, строгий, прямо страх...
— Покедова... — басом сказал он. — Покушаю и приду. Окошко закрывать, что ль?
— Покедова... — тоненько и тихо, как эхо, откликнулась девочка. — Не закрывай, не надо...
Тимофей отвалился грудью от подоконника, и мы пошли дальше.
— Что с этой девочкой? — спросила я после молчания. — Давно заболела?
— Пять лет лежит, — грустно сказал мальчик. — Болезнь у нее такая... Полиартрит — так учительница называет.
— Вот оно что! — сказала я медленно.
— Только я думаю, что у нее теперь уже не полиартрит, а целый артрит, — вздохнул Тимофей. — Раньше она хоть подниматься могла, а теперь не может. И ноги у нее уже не разгибаются — видели, как их свело? Ни сесть, ни встать. Мы с ней сидели за одной партой. Ну вот, я что ни день прихожу к ней, уроки учим. Она ничего, старается. Вот только по немецкому тройку схлопотала. У нас немка вредная.
Мы дошли до низкого заборчика и остановились.
— Мы тут живем... — сказал он застенчиво, и уши его снова порозовели.
— Ну, до свиданья, Тимофей, — сказала я и протянула ему руку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте характер отношений между подростками.
2. Что можно сказать о человеческих качествах Тимофея и Лизы?
С и т у а ц и я 2.
Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказом. Но ближе к дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — говорила она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно... спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100м. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу — страшно или нет. Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть первые 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Каковы истинные мотивы обучения плаванию у Полины?
2. Что помогло Полине преодолеть страх?
3. Как вы понимаете дружеские и приятельские отношения между людьми?
С и т у а ц и я 3.
Федя с отцом возвращались пешком домой из дальнего похода. За плечами у них были рюкзаки. Оба устали, но скоро их ждала спортивная база и желанный отдых. Но что это? Отец вдруг свернул с прямой дороги и пошел к одиноко растущей молоденькой березке. Пошел вслед за отцом и Федя.
— Смотри, ветер ли или нахулиганил кто, — отец осторожно выпрямил полусломанный нежный ствол деревца со слегка увядшими листьями.
— Колышек надо, — сказал Федя и побежал вдоль дороги. Скоро деревце выпрямилось, туго перевязанное надежным бинтом, так кстати оказавшимся в рюкзаке Феди.
— Ну вот, теперь заживет, — сказал отец. И они пошли дальше. Несколько раз Федя оглядывался на березку. Ему казалось, что она благодарно машет им вершинкой.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какое воспитательное воздействие оказал отец на сына в данной ситуации?
2. Какие воспитательные приемы он использовал?
3. Как вы думаете, отец решил оказать помощь деревцу по велению сердца или чтобы показать пример сыну с целью воспитания у него бережного отношения к природе?
4. Какой смысл вы вкладываете в экологическое воспитание?
Ситуация взаимопомощи
Оля и Митя ровесники, они выросли в одном доме и вот уже седьмой год вместе ходят в школу. Как-то раз в самое обыкновенное утро они, как обычно, шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряк дальнего плавания. Он сразу понравился и Оле и Мите. Видимо, моряк заметил внимание ребят, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся и наконец сказал:
— Извините меня, миледи! Прошу прощения, сэр! Мне кажется, у дамы устали руки. Если позволите, я донесу портфель. — И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Олиных рук портфель и зашагал рядом.
Всю оставшуюся часть пути до школы моряк весело и непринужденно разговаривал и шутил с ребятами. А перед самой дверью он вручил Олин портфель Мите, козырнул им и исчез. У самой школьной двери ребята столкнулись с Витькой Ко-совым и Андреем Карповым.
— Ха, — закричал Витька, — вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Или она больная? Или ты нанялся?
— Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал Андрей. — Витька, ты только погляди, какой он красный!
Митя ужасно смутился и на самом деле отчаянно покраснел. Но тут на выручку мальчишке пришла Оля. Как ни в чем не бывало, она сказала:
— Прошу, сэр, не обращайте внимание. Мы опаздываем.
И Митька вспомнил вдруг того веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал бы в такой момент портфель Оле. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Олю и назло Витьке, Андрею и всему белому свету помог девочке снять пальто.
— Благодарю, сэр, — подыграла ему Оля и умчалась в класс.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте ситуацию с позиции Оли, с позиции Мити, с позиции их одноклассников, с позиции учителя.
2. Что такое гордость у человека? В чем она проявляется?
3. Какие воспитательные приемы продемонстрированы в данной ситуации?
Ситуация критики
Гмырю и Грекова вызвал арбитр, моложавая женщина с загорелым лицом.
— Нужно пояснить, почему не работают отправленные в Баку четыре прибора. По чьей вине? — спросил арбитр и выжидательно посмотрела на Грекова. Тот принялся объяснять.
— Меня интересует такой факт. Первые два прибора были получены бакинцами, испытаны и забракованы. Спустя неделю они получили еще два прибора и тоже забраковали, — произнесла арбитр. — Неужели печальный опыт с первыми двумя приборами сразу же не насторожил бакинцев? Маловероятно. Значит, будучи уверенными в правильности своих действий, они надеялись, что хотя бы последующие приборы будут хороши. Что вы думаете по этому поводу?
— Надо было сразу же его уволить, — сказал Гмыря.
— Кого? — не поняла арбитр.
— Хлопца, что первые два прибора испытывал. Все было бы в порядке! — Гмыря перешел в наступление.
В его голосе слышалось и уважение к арбитру, и обида за подозрение в недобросовестности. Он извлекал из папки множество справок, доказывая, что в других городах и регионах приборы работают «как часы».
— Обидно! Завод на трех международных выставках получал медаль, в несколько стран экспортируем свои приборы...
— Погодите, Василий Сергеевич, — прерывает арбитр. — Вы не то говорите. Кстати, вы у нас частый гость. И обычно в роли ответчика. Слишком часто стали вспоминать вашу продукцию. И отнюдь не добрыми словами.
Гмыря хлопнул себя по коленям и в изумлении откинулся на спинку кресла.
— Теперь я вам скажу. В Херсоне у моих соседей сына посадили в тюрьму за растрату. Кроме этого сына у них был второй сын — профессор математики, светлейшая голова, и третий сын — народный артист. И тем не менее все говорили о них. Это те, Браиловские, у которых сын растратчик! Никто не вспоминал второго и третьего ребенка. Это факт из жизни. Таковы люди, товарищ арбитр, — Гмыря скорбно умолк, поджав свои губы.
Греков рассмеялся. Женщина строго свела свои брови, но не выдержала и тоже улыбнулась.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О каких человеческих качествах говорит Гмыря?
2. Что можно сказать о Гмыре исходя из анализа ситуации?
3. Какие возможны варианты последствий данной ситуации?