Ситуация выбора критериев оценки труда педагога
— Учитель тогда учитель, когда он блестяще знает свой предмет, ибо с этого, с его научного багажа, и начинается признание учеников, а потом и родителей.
— Поскольку душа ребенка раскрывается полнее не на уроке, а в каких-то внеурочных делах и в процессе общения, то только тот учитель — мастер, кто свободно владеет приемами общения, умеет сделать жизнь школьника интересной.
— Надо научить ребенка учиться всю жизнь и постоянно работать над собой, обогащая себя и духовно, — это главное для учителя.
— Культура, кругозор и интеллигентность — вот важные показатели качества человека как учителя.
Вдруг Наталья Михайловна сняла очки и тоном, свидетельствующим, что высказывания учителей чем-то задели ее самолюбие, громко сказала:
— А я считала и считаю, что главное в учителе — это добросовестность. — И после маленькой паузы продолжала. — Я вот уже двадцать пять лет первая прихожу в школу и последняя ухожу. Я всю себя отдаю детям. Нужно всего себя отдавать детям — вот что делает учителя Учителем!
— Но ведь еще нужно, чтобы было, что отдавать детям, — добавил кто-то из педагогов.
— Вот я — конечно, вместе с коллегами — выпустила в жизнь несколько сотен мальчишек и девчонок. Из них выросли двое академиков, трое докторов и пять кандидатов наук, а уж инженеров, врачей, учителей и не счесть, — вмешалась в разговор Галина Аркадьевна.
— Галина Аркадьевна, а скольких вы не спасли? — задал ей вопрос молодой биолог.
— Что значит — не спасла, от чего или от кого не спасла? — не сразу поняла вопрос коллега.
— Ну, сколько среди этих тысяч выпускников тех, кто спился, или оказался на скамье подсудимых, или хотя преступления и не совершил, но стал плохим человеком? — не унимался биолог.
— Да, вы правы, Толя. Я никогда не считала тех, кому не могла помочь. Мне, как и другим, всегда приятно было работать с сильными, способными, яркими ребятами, которые сами хотели учиться.
Кто же прав?
Ситуации предъявления требований
С и т у а ц и я 1 (из протокола урока).
— Арифметику не знаешь. Сократи, — говорит учитель ученику, решающему пример у доски.
— Вы же сказали, можно не сокращать! — реплика из класса.
— Пиши.
Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.
— Пиши, — еще раз требует учитель.
— Чего пиши? — огрызается озлобленно. В классе — смех.
— Кто пойдет напишет? — обращается учитель к классу — Шувалов к доске. Разговоры!
С и т у а ц и я 2. Предъявление требования в форме просьбы.
В школе авария — трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам:
— Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?
С и т у а ц и я 3. Предъявление требования в косвенной форме (подавая пример) .
Миша К. и Витя 3. роют траншею и натыкаются на большой камень.
— Вот это орешек, — говорит Витя, — тут бы хорошо динамитом, как в горах, когда туннели прокладывают. Раз-раз, и готово!
— Ну, а так как динамита у нас нет, — вставляет Миша, — то придется ручками.
Он поплевывает на ладони, берется за кувалду.
— Сами не справимся, — уныло говорит Витя — Пойдем за взрослыми.
— Ты что, маленький? — возмутился Миша. — Взрослых еще звать...
— Трудно, — оправдывается Витя.
— Ну и что же. Где легко, там сами, а где трудно — так дядю позвать на помощь? Да?
— И вообще куда спешить, — бурчит Витя, — пойдем перекусим, а то сил не хватит.
— Обедать пойдем в 14.00, как обычно, — говорит Миша, берясь за кувалду. — А сейчас будем работать. Кто хочет, конечно.
Витя нехотя спрыгивает в траншею и берется за лопату.
С и т у а ц и я 4. Предъявление требования в ущерб делу и другим людям.
Урок шел, как обычно. Виктория Кирилловна проверила выполнение домашнего задания и приступила к объяснению. И вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила — скрипел Андреев, и не задумываясь, строго сказала:
— Андреев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока! Она и не подозревала, что провал ее тщательно подготовленного урока начался, потому что она поддалась на провокацию.
— Что Андреев-то, что Андреев-то?! — громко зашумел подросток. — Вы сначала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: «Андреев, Андреев!»
Учительница продолжала объяснение, и скрип тут же возобновился.
— Андреев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока!
Андреев не прекратил скрип, и Виктория Кирилловна громко произнесла:
— Немедленно выйди из класса!
Андреев не вышел и пустился в длинные пререкания:
— А почему это я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: «Уходи!»
— Пока ты, Андреев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!
При этих словах учительница захлопнула журнал и села за стол. Но это не возымело никакого действия ни на Андреева, ни на класс.
Время шло. Андреев не выходил из класса. Класс тем временем как бы разделился на три группы: первая — это те, кому совершенно было безразлично происходящее; вторая — те, кто ехидно наблюдал, чемже кончится конфликт, выйдет Андреев или нет; третья — это преимущественно активные девочки, которые шипели на виновника срыва урока:
— Витька, выйди же, тебе говорят. Ты урок срываешь!
Прозвенел звонок. Учитель написала на доске домашнее задание и быстро вышла из класса.
С и т у а ц и я 5. Предъявление требования с опорой на авторитет родителей, или Ситуация в театре.
В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без указания мест.
Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда. В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка поглядела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала.
— Послушай, — наконец сказала красивая девочка спокойно. — Это мое место. Пожалуйста, пересядь.
— Почему твое? — спросила та. — Билеты сегодня ненумерованные.
— Мы всегда здесь сидим, — сказала красивая девочка. — Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла. Пересядь, пожалуйста.
— Почему я должна пересаживаться? — обиделась сидящая девочка. — Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше... А сейчас мы уже здесь сидим. — И она отвернулась к соседке.
Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и подошла к билетерше.
— Будьте так добры... — сказала вежливо красивая девочка. — Попросите освободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли.
Билетерша удивленно подняла на нее глаза.
— Видите ли... — сказала красивая девочка, — я думала, вы знаете, что мы всегда сидим на этих местах. Я дочь Орлова.
— Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.
Ситуации предъявления требования-унижения
С и т у а ц и я 1.
— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девятикласснику. — Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?
— Мне так нравится, — отвечает сын.
— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.
— Ну и что?
— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.
— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын в свою очередь.
— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеждать отец.
— Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.
— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.
— Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится — особенно девчонкам.
— Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубедить сына.
— Ну, тогда и не смотри, — уходя, небрежно бросает в ответ сын.
С и т у а ц и я 2.
Мать (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака;
Ребенок (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром.
М.: Я — это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?
Р.: Я не шалопай.
М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.
Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?
М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми?
2. Каковы могут быть последствия такого воспитания?
3. От чего зависит успех семейного воспитания?
Ситуация приведения примера
Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии.
Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.
После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.
На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.
В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:
— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.
В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании своей педагогической миссии?
2. Каковы секреты воспитания?
3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?