Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Основными категориями сопровождения выступают:
1) проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;
2) уровни взаимодействия участников сопровождения;
3) условия, обеспечивающие качество сопровождения
К специфическим особенностям реализации сопровождения в профессиональной образовательной организацииможно отнести:
· профессиональную направленность образовательного процесса;
· характеристику контингента обучающихся (подростковый и юношеский возраст, повышенный риск социальной дезадаптации и т.д.);
· состав педагогических работников (педагоги, мастера, куратор и т.д.);
Сопровождение образовательного процесса в образовательной организации предполагает вариативность форм сопровождения участников образовательного процесса:
· Профилактика
· Диагностика
· Консультирование
· Коррекция и развитие
· Просвещение
· Экспертиза
Профилактика
Профилактическая деятельность направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации. В рамках этой деятельности педагог-психолог:
§ планирует и совместно с преподавателями и мастерами реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптациии (в том числе культурно-массовые мероприятия, досуговые и другие);
§ разрабатывает предложения по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДА, использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, а также рекомендации педагогическим работникам в вопросах обучения, развития и взаимодействия с обучающимися;
§ проводит оценку результатов применения здоровьесберегающих образовательных технологий;
§ инициирует проектную деятельность для создания психологически безопасной образовательной среды, предупреждения актуальных социальных проблем девиантного, аддиктивного, делинквентного поведения обучающихся, заболеваний, передающихся половым путем; конфликтов (в том числе связанных с этническими различиями, особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья обучающихся и т.д.); депрессий и суицидов.
Диагностика
§ Определяет индивидуальные особенности личности обучающихся, потенциальные возможности в процессе обучения, в профессиональном самоопределении, резервные возможности, на которые можно опереться в ходе коррекционной работы;
§ выявляет обучающихся «группы риска»;
§ выявляет причины нарушений в обучении, социальной адаптации;
§ изучает мотивационную сферу обучающихся разных курсов, индивидуальный стиль познавательной деятельности;
§ выявляет интересы, способности и склонности обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения, а также для формирования состава студенческого самоуправления;
§ составляет заключение и характеристики (социально-психологический портрет) личности обучающегося по результатам диагностики с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развития и социальной адаптации;
§ участвует в работе ПМПк, представляет результаты диагностики;
§ отслеживает динамику процесса социально-психологической адаптации и профессиональной направленности обучающихся.
Консультирование
§ Консультирует обучающихся, их родителей (законных представителей) по вопросам обучения, адаптации, развития положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности, личностного самоопределения;
§ помогает обучающимся в анализе и решении психологических проблем, связанных с личностными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, группе сверстников, преподавателями, в группе друзей и т.д.;
§ консультирует администрацию, педагогов, и других работников образовательной организации по вопросам взаимоотношений в коллективе, по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Коррекция и развитие
Традиционно за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей обучающихся. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной деятельности. Данная форма работы предполагает:
§ развитие социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем;
§ индивидуальную помощь в самоопределении, адаптации и формировании положительной мотивации обучающихся;
§ обеспечение соответствия личностного развития обучающихся требованиям профессиональной деятельности;
§ систематическую работу с обучающимися, имеющими отклонения в психологическом и личностном развитии, относящиеся к категории «группа риска»;
§ развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.
Просвещение
§ Повышает психологическую компетентность преподавателей, обучающихся, их родителей (законных представителей);
§ знакомит преподавателей, администрацию, родителей (законных представителей) в ходе педагогических советов, родительских собраний и консультаций с основными возрастными особенностями личностного развития обучающихся, условиями их психического развития;
§ информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
§ способствует популяризации психологических знаний среди участников образовательного процесса, формированию у обучающихся потребности в самопознании, саморазвитии;
§ оказывает помощь преподавателям, мастерам, кураторам групп в выборе методов и способов эффективного взаимодействия с различными категориями обучающихся, позволяющими решать актуальные задачи их обучения, развития и воспитания;
§ дает информацию о том, где, в каких службах обучающиеся со сложными проблемами могут получить специализированную психологическую помощь, требующую наличия специалистов особой квалификации, особые условия работы и т.д.
Экспертиза
§ Проводит оценку соответствия образовательной среды (обучающих программ, учебных пособий и т.д.) поставленным в образовательной организации задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
§ участвует в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и других средств обучения;
§ проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
§ участвует в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
§ разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления;
§ принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.