Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех обучающихся, которые:
а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,
б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,
в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,
г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.
Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных обучающихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.
Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:
1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
3. научить ребенка задавать вопросы.
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализуетдве цели:
1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
- внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного);
- построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
2. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного обучающегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у обучающихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к обучающемуся - определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения.
Содержанием деятельности педагога-психолога с обучающимися на этапе адаптации является:
- развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
- коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого обучающегося, адаптация которого нарушена.
Формируя адекватную социальную среду для обучающихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).
Содержание деятельности педагога-психолога по сопровождению детей из принимающих семей и семей социального риска
Диагностическая работа с обучающимися состоит из двух этапов и включает проведение нестандартизированного интервью и диагностических мероприятий с обучающимися в индивидуальной форме.
1-й этап - сбор информации
Нестандартизированное интервью проводится с целью определения взглядов ребенка на его взаимоотношения с членами семьи. Нестандартизированное интервью охватывает жизненно важные для ребенка темы: еда. жилищные условия, защита, надзор, забота о здоровье, научение (учит различать хорошее от плохого),привязанность, переживание радости, дисциплина, послушание, восхищение.
2-ой этап - проведение диагностики эмоционального состояния ребенка тестом «Дом, дерево, человек».
По результатам диагностики педагог-психолог выявляет детей с признаками эмоционального неблагополучия.
В первую очередь проведение диагностики особенностей взаимоотношений в семье проводится с обучающимися из семей групп риска с явно выраженными признаками эмоционального неблагополучия при помощи теста «Рисунок семьи» (для учащихся 1-7 классов) и анкетой «Показатель семейных отношений» (для учащихся 8-11 классов).
Анализ результатов диагностики обучающихся групп риска выявляет проблемы семьи, явно выраженные признаки эмоционального неблагополучия ребенка, неадекватную позицию ребенка в семье. Такая семья нуждается в квалифицированной психокоррекционной помощи вне образовательной организации.
По результатам диагностической работы определяется стратегия психолого-социально-педагогической помощи семье, как в образовательной, так и в специализированных организациях. Кроме этого, вся информация о семье, информация о результатах психологической работы с обучающимся и его семьей до 1 декабря подается педагогом-психологом через внештатного инспектора по охране прав детства в районный отдел образования.