Тема 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
6.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Приведенная выше формулировка позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Конституция РФ (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления:
1) Непосредственная или прямая демократия (референдумы, выборы, другие формы прямого волеизъявления), когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса.
2) Представительная демократия (через выборные и другие органы местного самоуправления).
6.2.Формы непосредственного осуществления местного самоуправления
В соответствии с гл.5 Федерального закона №131 ФЗ от.6.10.2003 г.«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формам непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
1. Местный референдум – высшая форма народовластия на муниципальном уровне; проводится в целях решения непосредственно населением наиболее важных вопросов местного значения. Местный референдум проводиться на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения или по инициативе главы муниципального образования.
Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления, или должностными лицами.
Организация и проведение референдумов в России (в том числе и местных) регулируется различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2003 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (он неоднократно принимался в новой редакции), в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований. В Свердловской области для этих целей служит «Избирательный Кодекс Свердловской области». Порядок проведения местного референдума в муниципальном образовании «город Екатеринбург» определен в ст.12 Устава города.
2. Муниципальные выборы. На муниципальных выборах население определяет путем голосования состав представительных органов и того главу муниципального образования, который будет руководить ими в предстоящий период.
Регулирование основ муниципальных выборов осуществляется федеральным законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), более детально – законом субъекта РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц, а также уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В Свердловской области для этих целей служит «Избирательный Кодекс Свердловской области». Порядок проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании «город Екатеринбург» определен в ст.13 Устава МО г. Екатеринбург..
Выборы представительных органов муниципальных образований проводятся в соответствии с теми же принципами, которые действуют на выборах представительных и иных выборных органов и должностных лиц Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст.10 «Избирательного Кодекса Свердловской области» участие гражданина Российской Федерации в выборах и отзыве является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Избиратели на территории Свердловской области участвуют в выборах и отзыве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ограничения права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, участвовать в отзыве депутатов, выборных должностных лиц устанавливаются исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Избиратели участвуют в выборах и отзыве на равных основаниях. Каждый избиратель имеет один голос по одномандатному, общеобластному, общемуниципальному избирательному округу и равное число голосов по многомандатному избирательному округу. Избиратели голосуют на выборах и отзыве лично и непосредственно. Голосование на выборах и отзыве является тайным, исключающим возможность какого - либо контроля за волеизъявлением избирателя. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.
3. Голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации проведения голосования аналогичен проведению выборов и референдумов.
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законодательством, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории .
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Устав муниципального образования «город Екатеринбург» (Глава У1) определяет условия и порядок досочного прекращения полномочий городской Думы, Главы Екатеринбурга, депутатов городской Думы.
4. Сходы граждан могут проводиться в малых муниципальных образованиях (как правило, с численностью избирателей не более 100 человек). В таких муниципальных образованиях представительный орган местного самоуправления может не создаваться, и сход граждан выполняет его функции. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
На сход могут выноситься любые вопросы, затрагивающие интересы местного населения, если это не противоречит конституции, законам, уставу муниципального образования.
. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
5. Опрос населения может проводиться на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений должностными лицами и органами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
12. Собрание граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
13. Публичные слушания. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Екатеринбург», на публичные слушания выносятся в обязательном порядке следующие вопросы (см. Схема 1):
1) Проект Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;
2) Проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении;
3) Проекты программ и планового развития муниципального образования;
4) Вопросы о преобразовании муниципального образования;
5) Проекты правил землепользования и застройки, и др.
Обязательные публичные слушания
Схема 1. Обязательные вопросы выносимые на публичные слушания в МО г. Екатеринбург.
8. Обращения граждан в органы местного самоуправления являются одной из важных форм их участия в осуществлении местного самоуправления. Существует несколько видов обращений: предложения, заявления, жалобы. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006г.№59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
14. Правотворческая инициатива граждан – официальное внесение гражданами в органы местного самоуправления муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Контрольные вопросы к теме № 6
1. Что понимается под непосредственной и представительной демократией? В чем состоят их преимущества и недостатки?
2. Как должен быть сформулирован вопрос, выносимый на местный референдум?
3. Как вы понимаете выражение «всеобщее, равное и прямое избирательное право»?
4. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на местном уровне?
5. Какими способами может определяться победитель на муниципальных выборах?
6. В чем сходство и отличие схода граждан и собрания граждан?
7. В каких случаях могут проводиться конференции граждан?
8. В чем сходство и отличие опроса граждан и местного референдума?
9. По каким вопросам должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания?
10. Каков порядок работы муниципальной власти с обращениями граждан?
11. Какие формы прямой демократии вы считаете наиболее эффективными и почему?
12. Какую роль в осуществлении непосредственной демократии на местном уровне играют общественные организации и другие структуры гражданского общества?