Особенности согласования сказуемого с подлежащим
Особенности согласования сказуемого с подлежащим | Примеры |
1.Сказуемое, выраженное глаголом, согласуется с подлежащим в числе Если же сказуемое выражалось сложной глагольной формой, в состав которой входило причастие на -л-, то имело место согласование в роде и числе | Иречемьниисынъ - "и сказал младший сын… – в ед.ч.; Прhжде оубо словене не имhх@ кънигъ – "прежде славяне не име- ли книг" – во мн.ч. Бънамъ есть створилъ писмена – "бог нам буквы сотворил"; Сосhди же и иже и бhах@ видh- ли… – "соседи же и другие видели…" |
2.При однородных подлежащих сказуемое или согласуется с тем словом, которое ближе, или "по смыслу" – сказуемое ставится в форме мн.ч. или дв.ч. | Приде iсоусъ и оученици ~го – "при- шел Иисус и ученики его" (Зогр., Мар., Ассем. ев.) Бh иосиф и мати ~го чюдаш#сe - "Были Иосиф и мать его удивлены" |
3.При подлежащем, выраженном собирательным существительным, сказуемое согласовывалось "по смыслу",т.е. употреблялось во мн.ч. | И весь народъ дивлhх@с# – букв.: "И весь народ удивлялись" (ср. в сов- ременном русском языке: "И весь на- род удивлялся") |
4.При подлежащем, выраженном количественным числительным, сказуемое могло употребляться в форме мн.ч. | И слышавъше дес#ть нач#ш# негодовати(Зогр.ев.) – "И слышавшие десять начали негодовать". |
5.При подлежащем, выраженном указательным местоимением сь, си, се, именная часть сказуемого согласуется с ним, однако есть тенден- ция к употреблению в этих конструкциях формы местоимения ср.р. се, что приводит к нарушению со- гласования между сказуемым и по- длежащим. | Се ~сть тhло мо~ (Зогр. ев.), но: Се ~сть кровь мо~ (там же); Себо ~сть законъ (Мар. ев.). |
Оборот "дательный самостоятельный"
Структурный состав | Его значение | Перевод на современный русский язык | Примеры |
Дополнение, выраженное существительным или причастием в форме Д.п. + согласованное с ним причас-тие (т. е. тоже в форме Д.п.) + зависимые слова (в целом, этот оборот – относительно самостоятельное смысловое единство; иногда дополнение в этом обороте могло быть опущено) | Обстоятельственное: време- ни, причи- ны, условия, уступки и др. Эти значения не всегда точно определенны, возможны случаи сочетания двух значений, например, времени и причины. | В виде конструк- ции придаточнойобстоятельственной части в сложноподчиненном предложе-нии. Техника пере-вода: на первое место ставится соответствующий по значению подчинительный союз, на второе – подлежащее (в форме И.п.), преобразованное из дополнения, на третье – простое глагольное сказуемое, преобразованное из причастия. | Оутроу же аби~ бывъшю ста иисоусъ при брhзh (Мар.ев.) – "Когда утро пришло, встал Иисус оу берега"; I шьдъшю же ~моу въ врата оузьрh i дроугаh(Зогр.ев.) – "Когда (так как) он шел через ворота, увидела его другая". |
Задания для самостоятельной работы[26]
№1. Определите позиции редуцированных гласных: Смольньска, подъжьдати, чьсти, кръвавъ, человhьскыи, тьмьнъ, жьрьць, сльзы, шиıа, къ кън#зоу, кънижьникъ, сътьнıа, змии, ры\.
№2. Из данных ниже примеров выпишите 1) слова с слоговыми плавными р, л; 2) слова, в которых р, л не обладают слогообразующей функцией; определите позиции редуцированных гласных: плъкъ, тръсть, гръдыи, влъхвъ, тлъкнеши, кръвь, тръгъ, cкръбhти, съмрьть, крьmени~.
№3. Объясните чередования: речеши – рокъ, въложити – вълагати, зап#тие – запинати, сноу~ши – сновати, лъбъ – лъба.
№4. Дайте старославянские и древнерусские формы слов: *wodjь, *worgii, *swetja, *pelskjon, *ocholdjenie, *pomogtьnika, *orstja, *isterbjon, *na bergoichъ.
№5. Восстановите несмягченный согласный и объясните происхождение вторичных элементов: стоучати, въкратъцh, соуша, в#жетъ, проmати, искоушение, мъножьство, ближьнии, старьць, корабль, награждати, млhчьныи, расцвhсти.
№6. Определите типы склонения существительных: вождь, дроугъ, гость, долъ, ръжь, боукы (русск. буква), прас# (русск. поросенок), небо, окъно, краи, ремы, конь, сем#, рабыни, мечь, мръкы (русск. морковь), житель, мати, вопль.
№7. Определите классы глаголов: крыти, горhти, приготовлıати, горевати, болhти, дохн@ти, водити, влачити, рhзати, жити, искати, плавати, быти, леmи (русск. лечь), дрожати, писати, ръптати.
№8. Произведите анализ старославянского текста[27]:
… чловhкъ нhкыи имh дъва сына и рече мьнии сынъ ею отьцоу отьче даждь ми достоин@ ч#сть имhниıа и раздhли има имhни~ и не по мънозhхъ дьньхъ събьравъ вьсе мьнии сынъ отиде на стран@ далече и тоу расточи имhни~ сво~… (Остр.ев.).