Стадии процесса социализации.
С точки зрения современной науки представление о стадиях социализации включает в себя весь жизненный путь личности. Различные этапы жизненного пути представляют собой определенные стадии социализации каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Разделение социализации на стадии зависит от того, какое содержание считается ведущим в развитии личности с точки зрения той или иной концепции.
Одним изкритерием разделения процесса социализации на этапы является трудовая деятельность. Относительно этого критерия социализацию можно разделить на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу - раннее детство;
б) стадия обучения, включающая весь период юности.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой освоение норм и ценностей свойственных образу жизни пожилых людей, вышедших на пенсию. В современном обществе в связи с увеличением продолжительности жизни этот период особенно активно изучается. Главным содержанием этого периода является переход к творческим, внутренне мотивированным видам деятельности и передача накопленного опыта следующему поколению.
Американский психолог и социолог Э.Эриксон предложил в качестве критерия деления этапов социализации кризисы развития, переживаемые личностью. В результате каждого из кризисов усваиваются определенные социально значимые качества, которые, собственно и делают из индивида личность.
1. Младенчество (первый год жизни). В результате этого этапа формируется доверие, которое является базовым качеством для всех социальных отношений.
2. Раннее детство (2-3 года). Результатом этого этапа является чувство стыда, которое является фундаментом культурных норм.
3. Возраст игры (4года – школа). Результат – инициативность.
4. Школьный возраст. В возрасте до 12 лет формируется трудолюбие, чувство компетентности.
5. Юность 12-13-19-20 лет. Этот период посвящен пониманию себя, приобретению эгоидентичности.
6. Ранняя зрелость: (20-25) формирует способность к интимности.
7. Средняя зрелость: (26-64). Положиельное качество этого возраста – продуктивность, забота о младших.
8. Поздняя зрелость: (65 лет – конец жизни). Собирание всех приобретенных качеств, полнота личностных свойств.
Институты социализации.
В процессе социализации общество и группа передают личности определенную систему норм и ценностей посредством символов. Механизмом такой передачи, объединяющим роли, нормы и символы и имеющим для такой передачи материальную инфраструктуру являются социальные институты. Социальные институты выступают хранителями и трансляторами социального опыта.
В ходе первичной социализации на дотрудовой стадии ведущим институтов выступает семья. В современных обществах уже на дотрудовой стадии к семье присоединяются образовательные институты – дошкольные учреждения, школы, ВУЗы.
Семья является важнейшим институтом социализации в котором приобретаются первые навыки взаимодействия, осваиваются первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливаются первые нормы и ценности. На социализацию оказывает большое влияние стиль семейного воспитания: диктаторский, опекунский или сотрудничающий. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества. Очевидно, что современная семья не может претендовать на столь объемную роль, которую она играла в традиционных обществах.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом становится школа. Школа как социальный институт относится уже к вторичной социализации, она обеспечивает систематическое целенаправленное образование, готовит ученика к жизни в обществе в более широком смысле, обеспечивает способность личности к инструментальной деятельности в рамках всего спектра социальных отношений. В этом смысле школа является своего рода моделью общества. Школа расширяет возможности ребенка в плане общения: помимо общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками. Высшие учебные заведения являются промежуточным звеном между дотрудовой и трудовой социализацией.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. На стадии пострудовой социализации на первое место выходят различные клубные объединения, общественные организации, в том числе религиозные. Духовно-культурные социальные институты – искусство, науку, религию можно назвать универсальными институтами социализации, сопровождающими этот процесс на протяжении всего жизненного пути человека. Духовно-культурные институты значительно символизированны и благодаря этому способны прочно интернализировать определенные социально значимые ценности в структуру личности. Так, например, гражданская социализация тесно связана с усвоением определенной системы символов, которые широко представлены в произведениях искусства.