Взаимодействие с ведущими специалистами
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование.
Профиль подготовки: Психология образования.
Уровень ООП: бакалавриат.
Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (приказ № 200 от 22.03.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик О. И. Карпунина.
Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальных методик (протокол № ____ от _____________________).
Саранск 2012
1. Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины– вооружение будущих бакалавров знаниями теоретических основ дефектологии, научных основ обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование профессионального мышления, развитие способности к систематическому профессиональному самообразованию, подготовка к профессиональной деятельности в системе общего, специального и инклюзивного образования.
Задачи дисциплины:
- формировать профессиональное мировоззрение будущих бакалавров;
- способствовать освоению сферы будущей профессиональной деятельности;
- формировать терминологический аппарат данной отрасли знания;
- осваивать научно-организационные основы воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать гуманистическую направленность будущих бакалавров, готовность осуществлять профессиональную деятельность в системе общего, специального и инклюзивного образования;
- углублять профессиональный интерес к междисциплинарным проблемам и вопросам, возникающим на стыке медицинских, психологических, педагогических наук и частных методик.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Дефектология» относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в состав его базовой части (Б.3.1.8), модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Дефектология», являются образование (общее, коррекционное, инклюзивное), социальная сфера, здравоохранение, культура.
Освоение дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности:
– обучение;
– воспитание;
– индивидуально-личностное развитие обучающихся;
– здоровье обучающихся;
– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
– социализация.
Профильными для данной дисциплины являются следующие виды профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
- социально-педагогическая деятельность;
- педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
- педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
общих для всех видов профессиональной деятельности:
- реализация на практике прав ребенка;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
- участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
- систематическое повышение своего профессионального мастерства;
- соблюдение норм профессиональной этики;
- повышение собственного общекультурного уровня;
- соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
- проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
- работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
- создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
- помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
Для освоения дисциплины «Дефектология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания. История педагогики и образования»:
- знание особенностей строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
- знание закономерностей образовательного процесса, развивающих функций обучения и воспитания;
- знание вариантов развития при различных видах дизонтогенеза;
- знание структурных и динамических характеристик малой группы;
- умение взаимодействовать с детьми и подростками;
- умение использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;
- умение применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;
- владение методами исследований в области педагогики и психологии;
- владение современными технологиями педагогической деятельности;
- владение конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.
Освоение дисциплины «Дефектология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, в том числе курсов по выбору студентов, содержание которых связано с освоением:
– актуальных вопросов общего, специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
– современных исследований в области специальной психологии, специальной педагогики, общего, специального и инклюзивного образования;
– реализацией образования лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования;
– современных систем, технологий и методик образования лиц с ОВЗ;
– особенностей работы с лицами, имеющими ОВЗ.
Освоение данной дисциплины также необходимо для прохождения учебной и производственной практик, подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Профессиональные компетенции (ПК):
Общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5).
В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- Закон «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
- правовые основы образования лиц с ОВЗ и будущей профессиональной деятельности;
- теоретические основы дефектологии (объект, предмет, цель, задачи, методология, основные отрасли, проблематика), ее категориальный аппарат, основные направления исследований, методы их осуществления;
- основные направления и перспективы развития дефектологии, специального и инклюзивного образования, системы социальных институтов для раннего выявления и оказания квалифицированной помощи лицам с ОВЗ в России и Республике Мордовия;
- концепции психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и системы коррекционно-педагогического воздействия;
- сущность, закономерности, принципы, содержание, структуру коррекционно-педагогических процессов и систем, инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования;
- современные педагогические технологии и педагогические системы воспитания, развития, образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
- сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;
- классификации и статистические данные о лицах с ОВЗ, особенности их развития, образования, социализации и интеграции в общество;
уметь:
- проводить анализ собственной профессиональной деятельности и интерпретацию педагогических явлений в области специального и инклюзивного образования;
- использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, методы и средства обучения и воспитания лиц с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей;
- проектировать и проводить работу по профилактике отклоняющегося развития в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ;
- организовывать взаимодействие родителей, воспитанников и педагогов как участников образовательного процесса;
- организовывать коррекционно-педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий;
- выделять дифференциальные показатели онтогенеза и дизонтогенеза психического, психомоторного развития;
- определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;
- осуществлять просвещенческие функции по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактики нарушений и отклонений в психофизическом развитии;
- оказывать консультативную помощь населению по вопросам выбора образовательного учреждения, построения траектории образования, развития, определения направления жизненного и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
владеть:
- навыками организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;
- современными научно обоснованными и наиболее адекватными приемами, методами и средствами обучения и воспитания лиц с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей;
- организацией коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида;
- методикой научного исследования;
- анализом собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
- организацией контроля результатов обучения и воспитания лиц с ОВЗ;
- навыками определения типа нарушенного развития;
- навыками выделения факторов риска появления психических и психомоторных нарушений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Тестирование (подготовка и прохождение) | ||
Вид промежуточной аттестации: зачет | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание модулей дисциплины
№ п/п | Наименование модуля дисциплины | Содержание модуля |
Общие основы дефектологии | Дефектология как интегрированная отрасль знания о лицах с ОВЗ. Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ. История становления и развития национальных систем специального образования. Система специального образования в России. Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ | |
Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья | Дидактические основы образования лиц с ОВЗ. Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и содержание образования. Государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ОВЗ. Принципы образования лиц с ОВЗ. Технологии и методы образования лиц с ОВЗ. Формы организации обучения лиц с ОВЗ. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе общего, специального и инклюзивного образования. Педагогические системы образования лиц с интеллектуальными, сенсорными, речевыми нарушениями, синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами. Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ |
5.2 Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |
1. | Социальная психология | * | |
2. | Социальная педагогика | * | * |
3. | Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста | * | * |
4. | Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста | * | * |
5. | Психолого-педагогическая диагностика | * | |
6. | Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса | * | |
7. | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности | * | * |
8. | Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций ОПК-1, 7, 8, 10, 11 | * | * |
9. | Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций ПКСПП-4, 5; ПКНО-8 | * | * |
5.3. Модули дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование модуля дисциплины | Лекции (ч) | Семинар-ские занятия (ч) | СРС (ч) | Всего (ч) |
Общие основы дефектологии | |||||
Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ | |||||
Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ | |||||
История становления и развития национальных систем специального образования | |||||
Система специального образования в России | |||||
Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ | |||||
Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Дидактические основы образования лиц с ОВЗ | |||||
Педагогические системы образования лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями | |||||
Педагогические системы образования лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами | |||||
Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ | |||||
Всего |
Интерактивные формы занятий
№ модуля дисциплины | Тема занятия | Вид занятия | Интерактивная форма |
Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ | Л | мультимедийная презентация | |
Система специального образования в России | Л | мультимедийная презентация | |
Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ | СЗ | круглый стол, дискуссия | |
Дидактические основы образования лиц с ОВЗ | Л | мультимедийная презентация | |
Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ | СЗ | круглый стол, дискуссия | |
5 занятий в интерактивной форме составляют 27,7 % аудиторных занятий |
Лабораторный практикум
Не предусмотрен ФГОС ВПО.
Примерная тематика курсовых работ
Курсовых работ не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М. : Высшая школа, 2008. – 129 с.
2. Калашникова, М. Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / М. Б. Калашникова. – Великий Новгород : НовГУ, 2007. – 67 с.
3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : Изд-во «НЦ ЭНАС», 2002. – 168 с.
4. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 564 с.
6. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – М. : Флинта : МПСИ, 2008. – 374 с.
7. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 336 с.
8. Панасенко, К. Е. Основы специальной педагогики и психологии / К. Е. Панасенко, О. Д. Коптева. – Белгород : БелГУ, 2006.- 220 с.
9. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) / сост. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. – 144 с.
10. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева и др. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
11. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.
12. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 1 : История специальной педагогики. – М. : Изд. центр «Академия», 2007. – 352 с.
13. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2 : Общие основы специальной педагогики. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.
14. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.
15. Специальная педагогика: настоящее и будущее / научн. ред. Н. Н. Быстрова. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2007. – 168 с.
16. Специальная психология и педагогика / Г. И. Колесникова, И. А. Кабарухина, М. В. Харагезян, И. В. Горшколепова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 218 с.
17. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
Дополнительная литература:
1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Изд-во «Лань», 2003. – 650 с.
2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. – М. : Академия, 2008. – 236 с.
3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 271 с.
4. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 285 с.
5. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М. : Академия, 2008. – 238 с.
6. Загвязинский, В. И. Общая педагогика / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянов. – М. : Высшая школа, 2007. – 391 с.
7. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова и др. – Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2008. – 227 с.
8. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 353 с.
9. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – М. : Академия, 2008. – 300 с.
10. Кроль, В. М. Педагогика / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2007. – 317 с.
11. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб. : КАРО, 2006. – 336 с.
12. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.
13. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: теоретико-методологические основы коррекционной педагогики / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 263 с.
14. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Академия, 2008. – 220 с.
15. Нацаренус, Н. Н. Особенности личности и деятельности ребенка с задержкой психического развития: хрестоматия-практикум / Н. Н. Нацаренус, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова. – Сургут : СурГПУ, 2006. – 132 с.
16. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2008. – 479 с.
17. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2002. – 160 с.
18. Проблемы интеграции в специальном образовании. – Великий Новгород : НовГУ, 2008. – 93 с.
19. Психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Т. Матасов, И. С. Богачек, Д. И. Бойков, П. А. Чубаров. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2008. – 228 с.
20. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / авт.-сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина ; под ред. Ю. В. Егошкина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 181 с.
21. Психолого-педагогические условия повышения качества жизни детей с особыми потребностями / Федеральное агентство по образованию, Иркутский государственный пед. ун-т. – Иркутск : ИГПУ, 2008. – 67 с.
22. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / авт.-сост. Е. М. Беленькая. – Омск : ИРООО, 2007. – 97 с.
23. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / сост. Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 178 с.
24. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального профессионального образования / сост. Т. Н. Филютина, Ю. А. Герасименко. – Шадринск : Шадрин. Дом печати, 2008. – 154 с.
25. Система образования для детей с проблемами в здоровье / авт.-сост. Г. В. Головченко и др. – Вып. 10. – М. : Школьная книга, 2008. – 247с.
26. Современные проблемы диагностики и коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : РПГУ, 2007. – 169 с.
27. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации / отв. ред. Н. Н. Иванова. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2007. – 272 с.
28. Специальная школа. Шаги в будущее / авт.-сост. Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторолина. – Великий Новгород : Нов ГУ, 2008. – 39 с.
29. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль : ЯГПУ, 2008. – 263 с.
30. Сурдопедагогика / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 571 с.
31. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М. : Книголюб, 2008. – 139 с.
32. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. – СПб. : КАРО, 2007. – 256 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Библиотеки России http://biblio.ru
2. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
3. Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru
4. Документы и материалы деятельности Министерства образования и науки РФ www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/3585
5. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования www.ikprao.ru
6. Информационный портал «Информика» http://www.informika.ru
7. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
8. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/Books
9. Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru
10. Портал ВСЕОБУЧ – все об образовании http://www.edu_all.ru
11. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
12. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
13. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
14. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций на лекциях. Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет и корпоративную информационную систему ИНФО-ВУЗ.
Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду, сетевым ресурсам Интернет, корпоративной информационной системе ИНФО-ВУЗ. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Во ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль Психология образования) предусмотрен базовый курс профессионального блока «Дефектология». Это обусловлено логикой изучения общих и специальных психолого-педагогических дисциплин, необходимостью обеспечения преемственности между ними. Дефектология является интегративным курсом, включающим в себя специальную психологию и специальную педагогику, дифференцирующихся на ряд самостоятельных отраслей.
Дефектологии как дисциплине отводится важная роль – вооружить будущих бакалавров знаниями теоретических основ современной специальной психологии и педагогики, научных основ обучения и воспитания лиц с ОВЗ; сформировать профессиональное мышление и способность к систематическому профессиональному самообразованию; осуществить подготовку будущих дефектологов к профессиональной деятельности в системе общего, специального и инклюзивного образования. С учетом этой миссии дисциплина «Дефектология» призвана:
– осветить фундаментальные подходы к осуществлению образования лиц с ОВЗ, закономерные связи процессов развития, воспитания, образования и социализации детей с ОВЗ;
– определить методологическую базу изучения упомянутых процессов и поиска путей решения проблем повышения жизненной компетенции, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ;
– выделить общее и особенное в образовании и формировании личности с ОВЗ.
Овладеть данным багажом знаний и умений студентам позволит систематизированный курс по «Дефектологии» и основные учебные пособия по данной дисциплине, которые в этот период должны стать настольными:
1. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М. : Высш. шк., 2008. – 129 с.
2. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 564 с.
3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НПЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.
4. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) : учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 1999. – 144 с.
5. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева и др. – Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. – 191 с.
6. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
7. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2007. – 352 с.
8. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
9. Специальная педагогика : в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
10. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
При изучении дисциплины, организации самостоятельной работы студентов, систематизации и усвоении учебного материала необходимо ориентироваться на следующие теоретические, научно-организационные, научно-методические, научно-практические вопросы и проблемы.
В теме «Дефектология как интегративная отрасль знания о лицах с ОВЗ» раскрываются понятия, объекты, предмет, задачи и основные категории дефектологии; рассматривается история развития дефектологической науки как системы научных знаний о лицах с ОВЗ, вклад выдающихся ученых в развитие дефектологии, определяется ее место в системе психолого-педагогических наук и связь с другими науками; характеризуются предметные области и приоритетные направления развития, раскрываются научные основы, актуальные проблемы и перспективы развития дефектологии; рассматривается профессиональная деятельность и личность дефектолога в современной системе образования.
В теме «Развитие, образование и социализация лиц с ОВЗ» актуализируются вопросы сущности понятия и природы личности (факторы, движущие силы, процесс развития, возрастная периодизация), соотношения понятий «развитие», «социализация» и «воспитание личности»; дается понятие о «норме» и «патологии» развития личности, вариантах развития личности, а также об аномальном развитии (понятиях, причинах, категориях); изучается характеристика детей с нарушением психического развития по классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебединского (1985), рассматриваются особенности развития, социализации и воспитания личности детей с ОВЗ.
В теме «История становления и развития национальных систем специального образования» раскрываются социокультурные аспекты развития системы специального образования, основные этапы становления национальных систем специального образования (этапы осознания необходимости призрения инвалидов, начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений, становления системы специального образования, развития и дифференциации системы специального образования, создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования); акцентируется внимание на вопросах истории развития системы специального образования в России.
В теме «Система специального образования в России» освещаются вопросы государственной политики, правовых основ специального образования и социальной защиты детей с ОВЗ; характеризуются современная система специального образования в России, профессиональное образование молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью, реформирование и развитие системы специального образования (основные идеи, задачи, направления и опыт реализации), обсуждаются проблемы интеграции в сфере образования на современном этапе.
В теме «Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ» изучаются современные подходы к образованию лиц с ОВЗ как в системе специального, так и в системе общего и инклюзивного образования; освещаются цели и задачи, общее и особенное в реализации идей интегрированного и инклюзивного образования, а также основные модели, формы, варианты данных подходов; рассматриваются достижения, существующие проблемы, дальнейшие перспективы в развитии названных направлений; изучается зарубежный и российский опыт инклюзивного образования лиц с ОВЗ; обсуждаются достоинства и недостатки достигаемых в ходе интегрированного и инклюзивного образования результатов интеграции лиц с ОВЗ в общество нормально развивающихся людей.
В теме «Дидактические основы образования лиц с ОВЗ» раскрываются особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и содержание образования, принципы образования лиц с ОВЗ, государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ОВЗ, технологии и методы образования лиц с ОВЗ, формы организации данного обучения, средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе образования.
В темах третьего модуля «Педагогические системы образования лиц с ОВЗ», направленного на изучение педагогических систем образования лиц с интеллектуальными (умственной отсталостью, задержкой психического развития), сенсорными (нарушениями слуха и зрения), речевыми нарушениями, синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами, дается психолого-педагогическая характеристика лиц данных категорий, рассматриваются особенности их развития, образования, социализации, интеграции в общество; изучается специфика построения и содержания коррекционно-педагогического процесса.
Последнее занятие по дисциплине «Дефектология» («Актуальные проблемы дефектологии и современной системы образования лиц с ОВЗ») рекомендуется проводить в форме круглого стола, на заседании которого рассматриваются вопросы совершенствования нормативно-правовой основы образования лиц с ОВЗ (законодательная база в области образования, социальная защита детей с ОВЗ); анализируется развитие системы специального образования в России, дается критический анализ современного состояния сферы специального образования, идей реформирования системы специального образования, основных направлений развития отечественной системы специального