3.2.2. Трудовая функция |
Наименование | Руководство реализацией программы развития профессиональной образовательной организации | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | - | - |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Руководство разработкой и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, в т.ч. ее целевых индикаторов и показателей, системы мониторинга реализации |
Руководство разработкой устава профессиональной образовательной организации (внесением изменений в устав) и обеспечение его утверждения учредителем |
Управленческая поддержка формирования и деятельности коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организацией |
Формирование и развитие структуры управления профессиональной образовательной организацией, управленческой команды, делегирование полномочий |
Координация деятельности структурных подразделений по реализации программы развития профессиональной образовательной организации |
Формирование организационной культуры, разработка системы стимулирования, мотивация педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) к участию в развитии профессиональной образовательной организации |
Организация проведения самообследования профессиональной образовательной организации |
Необходимые умения | Анализировать факторы, определяющие развитие профессиональной образовательной организации, и ее деятельность |
Определять цели, концепцию, целевые показатели и индикаторы развития профессиональной образовательной организации |
Планировать развитие образовательнной организации, проектировать систему мероприятий, обеспечивающую достижение целевых показателей и индикаторов развития профессиональной образовательной организации |
Оказывать управленческую поддержку формирования и деятельности коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организацией |
Формировать структуру профессиональной образовательной организации, обеспечивающую ее развитие, повышение качества образовательных услуг и эффективности деятельности организации |
Формировать управленческую команду, делегировать полномочия |
Мотивировать педагогический коллектив, обучающихся и их родителей (законных представителей) к участию в развитии организации |
Осуществлять координацию деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации |
Применять информационно-коммуникационные технологии |
Осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Теорию и практику управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт |
Перспективные направления и тенденции развития среднего профессионального образования и профессионального обучения в России и в мире |
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации, современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией |
Основы делопроизводста |
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения |
Иностранный язык на уровне, обеспечивающем профессиональную коммуникацию |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | | |
3.2.3. Трудовая функция |
Наименование | Руководство реализацией программы развития организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | Код | B/03.8 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | - | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление тенденции развития факторов внешней и внутренней среды и оценивание их влияния на деятельность образовательной организации |
Формулирование видения, миссии и стратегических задач с учетом альтернативных сценариев и рисков |
Определение ключевых показателей и индикаторов достижения стратегических целей организации |
Оценка наличия ресурсов и возможных источников их привлечения для реализации перспективных и приоритетных направлений деятельности |
Организация разработки программы стратегического развития образовательной организации |
Формирование и развитие структуры управления образовательной организацией, управленческой команды, делегирование полномочий |
Оценивание результативности процесса разработки программы стратегического развития |
Организация проведения самообследования образовательной организации |
Управление реализации программы развития образовательной организации высшего или дополнительного профессионального образования на принципах качества |
Оценка результативности и эффективности стратегии образовательной организации и выявление возможности ее совершенствования |
Необходимые умения | Применять методы системного и стратегического анализа |
Выделять специфику деятельности образовательной организации и производить оценку ее конкурентной позиции |
Применять программно-проектные методы организации деятельности |
Применять информационно-коммуникационные технологии |
Планировать и контролировать распределение ресурсов деятельности образовательной организации |
Необходимые знания | Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации |
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования |
Специфика деятельности организационной структуры образовательной организации. |
Специфика процессов развития образовательной организации в зависимости от уровня и форм получения образования |
Приоритеты и ожидания целевой аудитории потребителей |
Современные образовательные технологии и средства обучения |
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией |
Основы делопроизводста |
Методы определения экономической эффективности внедрения новой технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений |
Принципы, методы, технологии, инструменты плановой деятельности в организации |
Механизм разработки и утверждения документов, регламентирующих деятельность образовательной организации |
Принципы, методы, технологии выстраивания эффективной коммуникации |
Принципы, методы, технологии, инструменты определения структуры организации, адекватной решению стратегических задач. |
Принципы, методы, технологии разработки планов управления рисками, связанными с проводимыми изменениям |
Другие характеристики | - |
3.3. Обобщенная трудовая функция |
Наименование | Управление ресурсами образовательной организации | Код | С | Уровень квалификации | 7-8 |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Возможные наименования должностей, профессий | Ректор Директор Заведующий Начальник |
|
Требования к образованию и обучению | Высшее образование и дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка или повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности Прохождение в процессе трудовой деятельности обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года |
Требования к опыту практической работы | Для руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях Для руководителей профессиональной образовательной организации - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организации дополнительного профессонального образования - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей органиазций высшего образования – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации2 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации4 Для руководителей организаций высшего образования – учёная степень и учёное звание9 |
Другие характеристики | Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются вышеуказанные требования к опыту руководящей деятельности. Требование наличия педагогического стажа не предъявляется к лицам, занимающим упомянутые выше руководящие должности и отвечающие за хозяйственную деятельность. |
Дополнительные характеристики | Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ОКЗ | | Руководители учреждений, организаций и предприятий | ЕКС6 | | Руководитель (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования | Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения | ОКПДТР7 | | Директор (заведующий) внешкольного учреждения | | Директор училища (колледжа) | | Директор школы (гимназии, лицея) | | Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом) | | Ректор | ОКСО8 | - | Любое направление подготовки с квалификацией «Высшее образование» | Трудовая функция |
Наименование | Управление ресурсами дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и организации дополнительного образования детей | Код | C/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия | Определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации и распределение их между статьями бюджета, планирование процессов распределения финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов деятельности организации |
Обеспечение сбалансированного распределения ресурсов по направлениям деятельности/подразделениям организации, определение возможных рисков в связи с изменением объема и перераспределения предоставляемых ресурсов |
Привлечение и стимулирование поиска ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации |
Обеспечение формирования внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в образовательной организации в целях достижения образовательных результатов |
Формирование системы оценки качества кадрового ресурса и организация процесса подбора и аттестации кадров, формирование штатного расписания деятельности организации, организация разработки и утверждение должностных инструкций |
Формирование системы мотивации и стимулирования, руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и иных работников образовательной организации |
Обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации, обеспечение безопасной образовательной среды. |
Обеспечение порядка заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров (контрактов) |
Мониторинг, анализ, оценка и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации, организация подготовки отчётов для заинтересованных сторон по эффективности и результативности управления ресурсами организации, корректировка реализации процесса управления ресурсами организации |
Обеспечение деятельности организации локальными актами в разных аспектах её функционирования и развития |
Необходимые умения | Анализировать и определять потребности образовательной организации в ресурсах с учетом стратегических и тактических задач |
Планировать и контролировать эффективное распределение ресурсов образовательной организации, их рациональное использование |
Разрабатывать внутренние локальные акты по вопросам управления ресурсами организации, в т.ч. функционирования внутреннего информационного пространства |
Оценивать эффективность деятельности педагогических и иных работников образовательной организации, использовать современные формы непрерывного развития кадрового потенциала образовательной организации, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации |
Формировать финансовые и управленческие документы, проводить согласование статей бюджета в соответствии со стратегией организации |
Согласовывать проекты договоров и соглашений в сфере своей компетенции, осуществлять текущий контроль выполнения обязательств по договорам и контрактам в рамках своих полномочий |
Оценивать финансовую эффективность проведенного комплекса работ и отдельных работ, оценивать риски в ведении финансовой деятельности организации |
Организовывать деятельность образовательной организации в соответствии с требованиями правил и норм промышленной безопасности и охраны труда |
Применять информационно-коммуникационные технологии |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области бюджетной и финансовой деятельности образовательной организации, налогообложения, по вопросам материального обеспечения деятельности образовательной организации, в области кадрового делопроизводства, аттестации, социальных гарантий педагогических и иных работников образовательной организации |
Источники и особенности финансирования образовательной организации с учетом организационно-правовой формы собственности и реализуемого уровня образования, порядок финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации |
Порядок подготовки и согласования коллективных договоров и соглашений, хозяйственных и финансовых договоров |
Методы планирования и прогнозирования потребности в кадрах, непрерывного профессионального развития кадров образовательной организации |
Правила и нормы охраны труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты |
Принципы и способы построения информационного пространства в образовательной организации, технологии организации каналов коммуникации в организации и способов защиты информации, |
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией |
Принципы, методы, технологии анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности образовательной организации |
Основы делопроизводста |
Методы мониторинга и анализа потребности в необходимых ресурсах, правила формирования и своевременного представления полной и достоверной информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах и расходах |
Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации, правила проведения проверок и документальных ревизий |
Методы оценки рисков и способы из минимизации |
Другие характеристики | |
| | | | | | | | | | |
3.3.2. Трудовая функция |
Наименование | Управление ресурсами профессиональной образовательной организации | Код | C/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | - | - |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия | Формирование политики в области ресурсного обеспечения профессиональной образовательной организации, в соответствии со стратегией развития |
Планирование источников получения ресурсов, эффективного использования и рационального распределения всех видов ресурсов |
Разработка плана финансово-хозяйственной деятельность профессиональной образовательной организации и контроль за его исполнением |
Планирование, обеспечение и осуществление контроля за сохранением и развитием имущественного комплекса |
Планирование и контроль за использованием финансовых ресурсов профессиональной образовательной организации |
Формирование политики и руководство развитием кадрового потенциала образовательной организации, осуществление контроля за реализацией планов |
Формирование политики и управление нематериальными ресурсами образовательной организации, осуществление контроля за реализацией планов |
Формирование политики и управление внутренним информационным пространством образовательной организации, планирование внедрения и развития информационных технологий, осуществление контроля за реализацией планов |
Поиск и привлечение ресурсов, требующихся для эффективной деятельности профессиональной образовательной организации |
Анализ качества принимаемых решений в области управления ресурсами и планирование корректирующих действий и улучшений |
Необходимые умения | Анализировать потребности профессиональной образовательной организации в ресурсах, планировать и контролировать рациональное распределение ресурсов |
Формировать финансовые документы, проводить согласование статей бюджета в соответствии со стратегией организации |
Анализировать финансовую информацию и оценивать финансовую эффективность проведения работ |
Оформлять и доводить до педагогических и иных работников принципы, целевые установки и программные положения образовательной организации |
Организовывать работу коллектива исполнителей в соответствии с требованиями правил и норм безопасности и охраны труда |
Осуществлять поиск и привлечение ресурсов |
Разрабатывать локальные нормативные акты о порядке использования и контроля за ресурсами организации |
Оценивать риски управления ресурсами образовательной организации |
Организовывать ведение отчётности и её представление заинтересованным сторонам |
Применять информационно-коммуникационные технологии |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в областях управления разными видами ресурсов образовательной организации |
Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам финансовой деятельности образовательной организации |
Передовой отечественный и зарубежный опыт в области реализации кадровой политики |
Методы планирования потребности организации в кадровых, материальных, финансовых и других видах ресурсов |
Принципы и способы построения информационного пространства в профессиональной образовательной организации |
Принципы, методы и технологии по ведению учёта и контроля использования ресурсов |
Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации |
Правила проведения проверок и документальных ревизий государственными контрольно-надзорными органами |
Способы повышения эффективности использования ресурсов профессиональной образовательной организации |
Основы делопроизводста |
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | |
3.3.3. Трудовая функция |
Наименование | Управление ресурсами организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | Код | С/03.8 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | - | - |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия | На основе анализа стратегических приоритетов и потребностей организации планировать развитие всех видов ресурсов (финансовых, кадровых, информационных, материальных) и определять показатели для их оценки |
Разрабатывать план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации в соответствии со стратегией и целевым использованием финансовых средств, контролировать его выполнение |
Формировать политику и руководить развитием кадрового потенциала образовательной организации, обеспечивать комфортные условия труда и необходимые социальные гарантии работникам организации, формировать систему мотивации персонала, анализировать результативность и эффективность его работы |
Планировать, обеспечивать и осуществлять контроль за сохранностью и развитием имущественного комплекса |
Формировать политику в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, экологической, информационной, пожарной безопасности образовательной организации, разрабатывать планировать и контролировать выполнение мероприятий по ее реализации |
Формировать политику информатизации, планировать внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий, осуществлять контроль за реализацией планов |
Анализировать риски, связанные с возможным несоответствием всех видов ресурсов, управлять процессом их минимизации |
Стимулировать поиск и привлечение ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации |
Анализировать качество принимаемых решений и планировать корректирующие действия и улучшения |
Организовывать подготовку отчётов для заинтересованных сторон |
Необходимые умения | Оценивать риски в ведении деятельности по направлению |
Синтезировать полученную из разных источников информацию |
Работать с необходимой документацией |
Формировать финансовые и управленческие документы, проводить согласование документов в соответствии со стратегией организации. |
Согласовывать проекты договоров и соглашений в сфере своей компетенции. |
Осуществлять текущий контроль выполнения обязательств в рамках своих полномочий. |
Оценивать эффективность проведенного комплекса работ и отдельных процессов |
Применять информационно-коммуникационные технологии |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования |
Трудовое законодательство Российской Федерации |
Методы оценки потребности научной организации в необходимых ресурсах |
Методы оценки рисков |
Способы минимизации рисков |
Нормативная документация в области управления ресурсами |
Основы делопроизводста |
Методы контроля над состоянием и эффективностью использования ресурсов |
Пути и способы повышения эффективности использования ресурсов |
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией |
Другие характеристики | |
| | | | | | | | | |