Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей ООП ООО, условия:

· соответствуют требованиям ФГОС ООО;

· обеспечивают достижение планируемых результатов освоенияосновной образовательной программы образовательной организации иреализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

· учитывают особенности образовательной организации, ееорганизационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

· предоставляют возможность взаимодействия с социальнымипартнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевоговзаимодействия.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО раздел основной образовательной программы образовательной организации, характеризующий систему условий, содержит:

- описание кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами ООП ООО образовательной организации;

- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

- сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

- систему оценки условий.

Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

‒ анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

‒ установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного процесса;

‒ выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС;

‒ разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

‒ разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

‒ разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).

3.2.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимойсистемы условий

Направление мероприятий Мероприятия Сроки реализации
I. Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО 1. Наличие решения органа государственно­общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) или иного локального акта о введении в образовательной организации ФГОС ООО  
2. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ООО  
3. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.)  
4.  Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации  
5.  Утверждение основной образовательной программы образовательной организации  
  6.  Приведение должностных инструкций работников образовательной организации в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и тарифно­квалификационными характеристикамии профессиональным стандартом  
7.  Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования  
8. Разработка и корректировка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательной организации с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса  
9.  Доработка: – образовательных программ (индивидуальных и др.); – учебного плана; – рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей; – годового календарного учебного графика; – положений о внеурочной деятельности обучающихся; – положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы; – положения об организации домашней работы обучающихся; – положения о формах получения образования  
II. Финансовое обеспечение введения ФГОС основного общего образования 1. Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов  
2. Корректировка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования  
3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками    
III. Организационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования 1. Обеспечение координации взаимодействия участников образоательных отношенийпо организации введения ФГОС ООО    
2. Разработка и реализация моделей взаимодействия организаций общего образования и дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности  
3. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности  
4. Привлечение органов государственно­общественного управления образовательной организацией к проектированию основной образовательной программы основного общего образования  
IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС основного общего образования 1.Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования  
2. Создание (корректировка) плана­графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательной организации в связи с введением ФГОС основного общего образования  
3. Корректировка плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС основного общего образования    
V. Информационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования 1. Размещение на сайте образовательной организации информационных материалов о реализации ФГОС  
2.  Широкое информирование родительской общественности о введении ФГОС и порядке перехода на них  
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам реализации ФГОС и внесения возможных дополнений в содержание ООП ОО    
4. Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих: организацию и проведение публичного отчета образовательной организации  
VI. Материально­ техническое обеспечение введения ФГОС основного общего образования 1. Анализ материально­технического обеспечения реализации ФГОС основного общего образования  
2. Обеспечение соответствия материально­технической базы образовательной организации требованиям ФГОС  
  3. Обеспечение соответствия санитарно­гигиенических условий требованиям ФГОС основного общего образования  
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательной организации  
5. Обеспечение соответствия информационно­образовательной среды требованиям ФГОС основного общего образования  
6. Обеспечение укомплектованности библиотечно­информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами  
7. Наличие доступа образовательной организации к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных, региональных и иных базах данных  
8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет  



Условные сокращения

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

ПООП ООО – примерная основная образовательная программа основного общего образования

ООП ООО – основная образовательная программа основного общего образования

ООП – основная образовательная программа

УУД – универсальные учебные действия

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ПКР – программа коррекционной работы

ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогического консилиум

УМК – учебно-методический комплекс

[1]см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16

[2] Планируемые результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. В широком смысле речь идет о методологической общности. В то же время общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории, что всегда является актуальной задачей для преподавателей. В календарно-тематическом планировании и вметодических разработках планируемые результаты могут конкретизироваться применительно к курсу, разделу, теме.

[3]Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.

[4] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл,уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.

[5]Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.

[6] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл,уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.

[7] Здесь и далее – знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства (признаки, если они есть) понятия, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целостного комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.

[8] Осуществляется в соответствии со статьей №92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[9]Осуществляется в соответствии со статьей №95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[10]Осуществляется в соответствии со статьей №97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[11]Накопленная оценкарассматривается как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует достижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, б) метапредметных и частично –личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонстрированных в ходе внутришкольных мониторингов и в) той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отражённых в портфолио, которая свидетельствует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов.

[12]См. например, "Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования". Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г., №1394.

[13] Такой раздел программы может быть скорректирован и дополнен в соответствии с конкретными особенностями и текущими условиями функционирования образовательной организации.

[14] Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.

[15] Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по выбору.

[16]Элементы видов спорта могут быть заменены на другие с учетом наличия материально-технической базы в общеобразовательной организации, а так же климато-географических и региональных особенностей.

[17] Для бесснежных районов Российской Федерации или в отсутствие условий для занятий лыжной подготовкой разрешается заменять модуль «Лыжные гонки» на двигательную активность на свежем воздухе.

[18] Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России « О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29 ноября 2010 г. № 03­339).

Наши рекомендации