Особенности организации учебно-воспитательной работы.

Педагогическим коллективом разработана воспитательная система, основанная на функционировании воспитательных программ по основным приоритетным направлениям: гражданско-патриотическому, экологическому, трудовому, спортивно-оздоровительному, эстетическому.

Так как контингент обучающихся школы испытывает выраженное недоразвитие перцептивной сферы, то большое внимание в учебно – воспитательном процессе уделяется формированию и развитию сенсорной сферы детей с ОВЗ.

Для развития компенсаторных механизмов развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе создана коррекционно-развивающая среда (далее КРС), основываясь на финансовых возможностях учреждения. КРС включает в себя организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной, здоровьесберегающей деятельности. Так как контингент обучающихся школы испытывает выраженное недоразвитие перцептивной сферы, то большое внимание в учебно – воспитательном процессе уделяется формированию и развитию сенсорной сферы детей с ОВЗ.

В учреждении на 2016 г. 91 ребенок, имеет статус ребенок-инвалид,что составляет 40% от общего количества обучающихся. Особенность учебно-методической деятельности администрации и педагогического состава заключается в большой работе по изучению рекомендаций, обозначенных в реабилитационных программах детей – инвалидов.

По указанным рекомендациям в учреждении организован щадящий режим обучения и воспитания с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, оказывается логопедическая помощь в течение учебного года с целью формирования вербальных способов общения, проводятся занятия лечебной физической культурой с целью сохранения и укрепления физического здоровья, создания благоприятного психологического настроения.

С 2006 года образовательное учреждение функционирует в статусе учебно-методической площадки Вологодского института развития образования. На базе учреждения проводятся областные, городские теоретические и практические образовательные семинары для учителей-дефектологов.

Обучение детей 10-11 классов проходит по углубленной трудовой программе подготовки по профилям: «столяр», «растениеводство».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В образовательном учреждении 17 учебных кабинетов, 6 мастерских трудового обучения (2 – мастерские швейного дела, 4 – мастерские столярного дела), 3 кабинета для индивидуальных и групповых коррекционных занятий (2 – кабинеты для логопедических занятий, 1 – кабинет для развития психомоторики и сенсорных процессов), актовый зал, спортивные залы - 2 (для проведения занятий в классах средней и старшей школы и для проведения занятий в классах начальной школы и ЛФК).

Учебные кабинеты оборудованы разноуровневой учебной мебелью. Столярные мастерские оснащены необходимым станочным оборудованием. Швейные мастерские оборудованы ручными и электрическими швейными машинками, имеются электрические оверлоки.

Логопедические кабинеты оснащены необходимым оборудованием для реализации образовательной программы.

С 2010-2011 учебного года в школе функционирует кабинет для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Спортивные залы оснащены необходимым спортивным инвентарем

Музыкальный зал оснащен фортепиано – 1 шт., музыкальным центром – 2 шт.

Для реализации программ дополнительного образования приобретены музыкальные наборы, наборы музыкальных народных инструментов, куклы-перчатки, кукольный театр, мячи.

Медицинское обслуживание осуществляется на основе договора с БУЗ ВО «Череповецкая детская городская поликлиника № 4"

II. Социальные проблемы учащихся МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38».
Умственная отсталость связанна с ментальными нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению.

Основания социальная проблема детей с данными ОВЗ асоциальность, девиантное поведение, изолированность от общества. Может быть вызванно следующими особенностями развития:

Cтойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития;

Инертность, пассивности во всех сферах жизнедеятельности ребенка;

Существенном недоразвитии моторных и речевых функций;

Несформированности когнитивной деятельности;

Примитивности интересов, потребностей, мотивов;

Снижении познавательного интереса;

Нарушении эмоционально-волевой сферы.

Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят этих детей в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость.

Трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками.

Проявление агрессии в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Нарушения ментального развития у ребенка могут оказать на его семью изолирующее действие. Диагноз умственной отсталости часто превращается в преграду, отгораживающую семью от общества.

Большое количество детей с умственной отсталостью получают данное заболевание по наследству, или по причине тяжело протекавшей беременности. Таким образом, высокий процент семей находятся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в социальном патронаже, находятся на контроле органов социальной защиты.

Школа в лице социального педагога реализует систему мер по нейтрализации факторов формирования девиантного поведения детей и подростков.

III. Способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении:

Проблема: Влияние особенностей развития на социализацию и интеграцию (трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, сверстниками, агрессивное поведение).

Решение - проведение воспитательной работы :

Способы:

1) Реализация программ дополнительного образования для разных возраствов обучающихся.

2 ) Методы формирования нравственного сознания;

3) Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений.

Для усиления воспитательного воздействия на учащихся используются методы поощрения и наказания. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся: рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.

Большое значение имеет использование положительных примеров, ярких, эмоционально насыщенных рассказов, этических бесед. Они основаны на наглядной убедительности материала и поэтому наиболее доступны для ребенка с нарушением интеллекта. Лекции и диспуты даже в старших классах не используются.

Проблема: влияние особенностей развития на полноценное развитие личности.

Решение: развития компенсаторных механизмов

Способы:

1. проведение занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

2. проведение занятий по общему и речевому развитию обучающихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальном и эмоционально-волевой сферах, поведении.

3. создание коррекционно-развивающей среды.

Проблема: Трудность в трудоустройстве.

Решение – обучение по адаптированным программам.

1. Составление и реализация индивидуальной образовательной программы.

2. Применение аддаптированных дидактических средств.

3. Составление и реализация индивидуальной программы социального сопровождения.

4. Реализация программ дополнительного обучения «столяр», «растениеводство».

Проблема: изоляция семьи

Решение: индивидуальная работа с семьей.

1. Составление паспорта семьи.

2. Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения семьи.

3. Психологическая, правовая консультация членов семьи.

Решение данных проблем одна из основных функции специального учреждения.

Также школа может решать различные социальные проблемы связанные с экономическими проблемами, вопросами правовой защиты и т.д, при взаимодействии с следующими учреждениями:

1. Комитет социальной защиты населения города Череповца

2. СО ВО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток".

3. БУ СО ВО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление".

4. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота»».

5. Коммисия мэрии города Череповца по социальной политике.

6. Комиссия по делам несовершеннолетним и защите их прав г. Череповца.

В данном случае школа может является инициатором, посредником в решении социальных проблем ребенка.

Деятельность социального педагога специальной коррекционной школы охватывает следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое.

Наши рекомендации