Социальные проблемы детей с ОВЗ.
Введение
Изменения к подходу решения социальных проблем ребенка в специальных учреждениях произошли в 1990-1994 гг., в этот период страна переживала кризисный период перехода экономики и политики государства на новые рыночные отношения и демократические принципы государственного устройства. Благодаря новым установкам государства за короткий промежуток времени специальные учреждения перестали быть изолированным от системы массового обучения; изменена законодательная база, расширены права родителей; стало возможным построение новых типов образовательных учреждений, осуществлен переход от 3 видов специальных школ к 8 видам и 15 типам специального обучения. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.
Многие проблемы интеграции, социализации детей-инвалидов не были решены из-за экономических трудностей. Решение социальных проблем сводилось к государственной финансовой поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в форме системы льгот и трансфертных платежей.
На современном этапе развития гражданского общества РФ одной из главных задач государства в социальной политике является обеспечение оптимальных условий для социализации, интеграции в мир общественных отношений детей с отклонениями в развитии. Одним из ключевых нормативно-правовых документов социального законодательства РФ является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одной из приоритетных задач концепции является создание в России общества равных возможностей; обеспечение формирования системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития, создающей доступные механизмы "социального лифта" для всех, в том числе для социально уязвимых категорий населения. Приоритетным направлением социальной политики является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Пуьти и способы решения социальных проблем изучаются как в отечественной так и зарубежной науке.
Так роль педагогического сопровождения в решении проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ рассмотрена в работах М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, В.Е. Летуновой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др.
Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду отражены в трудах А.В. Батовой, Д.А. Быкова, Л.Н. Кошелевой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко и др.
Среди зарубежных авторов необходимо упомянуть Маплера А, Гомиена Д, Вернера Д , Боровского Р , Билсона Э , Й Соба, в публикациях которых освещались общетеоретические вопросы социальной защиты детей в целом, и детей-инвалидов, в частности.
Особое значение в изучении проблем специального образования и путей их решения пренадлежит институту коррекционной педагогики РАО. Более шестидесяти лет Институт (ранее – Институт дефектологии АПН СССР) является ведущим научным центром страны, проводящим исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей ОВЗ. Исследованием особенностей обучения и социальной реабилитации в специальных учреждениях занимаются ученые РАН: Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Разенкова Ю.А. Т.С. Зыкова, Матвеев В.Ф. и др.
Таким образом, вопрос о направлениях работы специальных учреждений используемых в решении социальных проблем ребенка изучен не полностью. Следует выделить значение деятельности данных учреждения в решении социальных проблем ребенка, выделить конкретные способы решения социальных проблем детей с ОВЗ.
Следовательно, мы можем сформулировать проблему исследования: каковы направления деятельности специального учреждения в решении социальных проблем ребенка в современном российском обществе?
Цель исследования - определить сопсобы решения проблем ребенка в специальном учреждении.
Объект исследования – направления работы специального учреждения в решении социальных проблем ребенка.
Предмет – способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждения.
Задачи исследования.
1. Выявить направления работы по решению социальных проблем ребенка с ОВЗ в специальном учреждении.
2. Выявить способы решения социальных проблем ребенка с ОВЗ в специальном учреждении.
3. Описать опыт работы МБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38» по решению социальных проблем ребенка.
4. Разработать социальный проект по решению конкретной социальной проблемы ребенка в МБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38».
Методы исследования. Для решения поставленных нами были использован комплекс методов:
– теоретический: анализ философской, социально-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирический: метод изучения документов, наблюдение, беседа, проектирование.
Базой исследованиястало МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38», функционирующее по адресу г. Череповец, ул. Командарма Белова, д. 9. Это учреждение реализует следующие общеобразовательные программы (по лицензии):
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с глубокой умственной отсталостью.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью с углублённой трудовой подготовкой.
Глава I. Теоретические основы определения способов решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении.
Выводы по I главе.
В науке существуют различные позиции к определению природы социальных проблем, и путей ее преодоления.
Социальная проблема имеет объективно-субъективную природу. Поэтому для ее решения следует направлять воздействие как на сам объект, так и на объективные условия, которые ее порождают.
В Российской Федерации, как социальном государстве, преодоление социальных проблем лиц с ОВЗ задача правительственных, законодательных органов власти. В ходе своей работы они реализуют различные направления в решении социальных проблем детей с ОВЗ.
Выделим роль специального учреждения в решении социальных проблем ребенка:
Специальные учреждения образования подведомственны министерству науки и образования РФ, таким образом они решают социальные проблемы в рамках ФЗ «Об образовании», как было выявлено выше задача образовательных учреждений в решении социальных проблем ребенка заключается в его реабилитации, интеграции в мир общественных отношений, коррекции негативного влияния отклонения в развитии на социализацию личности.
Здесь направления работы, по решению данных проблем заключаются в организации специальных индивидуальных условий: психолого-педагогических методов работы, методических и дидактических средств обучения и т.д.
Кроме того, особенность школы, как государственного института, возможность непосредственного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Это позволяет оказывать содействие в решении других социальных проблем ребенка.
Так, в рамках консультативной помощи, могут быть решены проблемы детско-родительских отношений, уточнены права и социальные гарантии, предоставлены сведения о службах, курирующих проблемы, решение которых лежит за рамками функционала школы.
Посредническая функция социального педагога в вопросах защиты прав, сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации также же значима в решении социальных проблем.
Глава II. Опыт решения социальных проблем ребенка в специальном учреждения МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38»
2.1 Способы решения социальных проблем ребенка в МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38»
Учреждение МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38» одно из немногих специальных учреждений города Череповца. Данное учреждение VIII вида, специализируется на работе с детьми с ОВЗ а именно с ментальными нарушениями (умственная отсталость, глубокая умственная отсталость). Не все учащиеся учреждения обладают инвалидностью, но специфика нарушений становиться причиной однотипных социальных проблем, и следовательно конкретных способов решения данных проблем.
Цель данной программы описать способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении.
Объект исследования: направления работы по решению социальных проблем ребенка, реализуемые в специальном учреждении Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38.
Предмет: способы решения социальных проблем ребенка в специальном учереждении.
Задачи:
1. Дать общую характеристику учреждения.
2. Выявить специалистов, включенных в решение социальных проблем учащихся.
3. Выявить характерные социальные проблемы детей, обучающихся в данном учреждении.
4. Перечислить основные способы решения социальных проблемы реализуемых в данном учреждении.
5. Разрабтка социального проекта направленного на решение значимой для данной категории детей с ОВЗ социальной проблемы.
Методы исследования: изучение документов, беседа (с педагогами, специалистами социально-психологической службы, родителями) наблюдение, проектирование.
Субъект исследования : студент-исследователей
Структура эмпирического исследования
I. Подготовительный этап.
Цель: дать общую характеристику учреждения.
Задачи:
1. Определить нормативно-правовую базу учреждения,
2. Описать материальную базу учреждения, собенности образовательного процесса, особые услвоия для детей с ОВЗ
3. Определить специалистов участвующих в решении социальных проблем учащихся.
4. Выявить специфику работы учреждения и социальные проблемы учащихся данного учреждения.
Направления.
1. Изучение нормативно-правовой базы учреждения.
2. Определение специфики работы учреждения.
3. Выявление социальных проблем учащихся с данными особенностями развития.
Методы: изучение документов, беседа, наблюдение;
Результат: описание учреждения.
Этап II. Основной.
Цель – определить способы решения соцальных проблем ребенка в специальном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38».
Задачи.
1. Перечислить основные способы решения социальных проблемы реализуемых в данном учреждении.
Направления.
1.Выявление основных способов (методы, технологии) решения социальных проблемы, реализуемых в данном учреждении.
2.Определение направлений в решении социальных проблем реализуемых в данном учреждении.
Методы:Эмпирические: изучение документов, беседа (с педагогами, специалистами социально-психологической, родителями) наблюдение,
Теоретические - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
Результат: описание.
Этап III Заключительный этап.
Цель - анализ полученных данных, разработка социального проекта направленного на решении выявленной социальной проблемы учащихся, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38.
Направления работы.
1. Анализ полученных данных.
2. Проектирование социального проекта по одной из выявленных проблем учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38.
Методы : теоретические анализ, синтез, сравнение
Эмпирические : проектирование.
Результат : социальный проект
Аналитическая записка
Базой нашего исследования стало МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38», функционирующее по адресу г. Череповец, ул. Командарма Белова, д. 9.
I. Общие сведения об учреждении.
Название:Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38» - МБС(К)ОУОВОВЗ
История
Муниципальное образовательное учреждение функционирует с сентября 1992 года. На момент создания учреждение имело название: «Начальная вспомогательная школа № 38». Организованная в здании бывшего детского сада, 1978 года постройки.
В первые годы работы учреждении осуществляло обучение более ста обучающихся – жителей Зареченской части города, частично Северного района, с 1 по 5 классы.
Школа работала по принципу полного рабочего дня. В первой половине дня проводились уроки, во второй половине функционировали группы продленного дня. Были созданы комфортные условия для нахождения обучающихся с ОВЗ - один класс (группа) имел возможность размещаться в двух помещениях (учебный кабинет и групповая комната).
с 2000 – 2001 учебного года начала обучение детей после пятого класса (до этого момента обучающиеся школы выпускались после окончания пятого класса в специальную (коррекционную) школу № 35»). Контингент школы увеличился вдвое и достиг численности двухсот обучающихся.
В 2006 году принято решение об открытии 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой.
В 2008 – 2009 учебном году в школе начал свое функционирование класс для детей с глубокой умственной отсталостью.
В 2010 аккредитована специальная (коррекционная) общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью с углубленной трудовой подготовкой.
Выводы по II главе.
Одной из главных социальных проблем ребенка в специальной (коррекционная) общеобразовательной школе №38, является влияние особенностей развития на процессы социализации, интеграции, профессиональной подготовки.
Одним из основных способов решения социальных проблем ребенка является индивидуальный подход, реализующийся через индивидуальную программу психолого-коррекционной и педагогической работы. Данная программа реализуется педагогами-дефектологами, социальным педагогом и психологом учреждения.
Также учреждение создает коррекционно-развивающую среду для развития компенсаторных механизмов воспитанников.
Используется способ включения в творческую и значимую для ребенка деятельность, на базе учреждения реализуются семь программ дополнительного образования.
Заключение.
Направления в решении социальных проблем ребенка в специальных учреждениях определяется социальной политикой государства. В настоящий момент специальное учреждение как орган подведомственный министерству образования и науки решает социальные проблемы предоставления равных образовательных возможностей, профессиональной подготовки, снижения влияния особенности развития на социализацию и развитие лица с ОВЗ
Основным направлением в решении социальных проблем ребенка в специальных учреждениях является индивидуальный подход, осуществляющийся через реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка с ОВЗ. Данная программа составляется в ходе взаимодействия специалистов сферы медицины, психологии, педагогики, специальной педагогики.
Еще одним направлением в работе специального учреждения является работа с семьей, (преодоление трудной жизненной ситуации, минимизации негативных факторов социализации). Реализуется через способ социального сопровождения, в некоторых случаях социального патронажа. Социальный педагог составляет и реализует программу социального сопровождения.
В решении других социальных проблем ребенка с ОВЗ специальное учреждение реализуют функцию консультанта, посредника.
Следует отметить, что специальное учреждение играет большую роль в решении социальных проблем своих воспитанников, так осуществляет непосредственное длительное взаимодействие с ребенком и его семьей. Так специальное учреждение может выявить различные проблемы ребенка и семьи раньше других государственных учреждений, предотвратить негативные последствия, контролировать процессы развития, социализации ребенка, выявлять негативные факторы, повышающие риск развития острой социальной ситуации.
Список литературы.
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. С - 140- 160
2. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с.
3. Буланова О.Е. «Модель инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ» Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Москва, 2010 . С – 120 -132
4. Валеева, Н.Ш. Социальная реабилитация: учебник / Под ред. Н.Ш. Валеевой. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Социальные последствия биологического дефекта. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 2002. С - 130-143.
7. Ерофеева С.А. Социология: учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева, Л.Р.Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.262-282
8. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. 2003. №1. С – 45-50.
9. Колыданова Е. А., Неваров А. А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 217-219.
10. Кричинский, П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с.
11. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. — 1995.-№5. С. 14-28
12. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1994. – № 6. – С. 3-9.
13. Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-10.
14. Маргиева. П.М. Социальная зашита инвалидов: Нормативные акты и документы /Под ред. П.М. Маргиева. — М.: Юридическая литература, 1994 - 340 с.
15. Мощняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Мощняга В.Т. И. И. Холостовой), - М., Инфра-М, 2003. – 312 с.
16. Минина В.Н. Социология социальных проблем: Аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 3. – С 35-40
17. Сычев Ю. В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. — М .: Мысль, 2004 - 214 с.
18. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
19. Приступа, Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н. Приступа. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с
Введение
Изменения к подходу решения социальных проблем ребенка в специальных учреждениях произошли в 1990-1994 гг., в этот период страна переживала кризисный период перехода экономики и политики государства на новые рыночные отношения и демократические принципы государственного устройства. Благодаря новым установкам государства за короткий промежуток времени специальные учреждения перестали быть изолированным от системы массового обучения; изменена законодательная база, расширены права родителей; стало возможным построение новых типов образовательных учреждений, осуществлен переход от 3 видов специальных школ к 8 видам и 15 типам специального обучения. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.
Многие проблемы интеграции, социализации детей-инвалидов не были решены из-за экономических трудностей. Решение социальных проблем сводилось к государственной финансовой поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в форме системы льгот и трансфертных платежей.
На современном этапе развития гражданского общества РФ одной из главных задач государства в социальной политике является обеспечение оптимальных условий для социализации, интеграции в мир общественных отношений детей с отклонениями в развитии. Одним из ключевых нормативно-правовых документов социального законодательства РФ является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одной из приоритетных задач концепции является создание в России общества равных возможностей; обеспечение формирования системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития, создающей доступные механизмы "социального лифта" для всех, в том числе для социально уязвимых категорий населения. Приоритетным направлением социальной политики является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Пуьти и способы решения социальных проблем изучаются как в отечественной так и зарубежной науке.
Так роль педагогического сопровождения в решении проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ рассмотрена в работах М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, В.Е. Летуновой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др.
Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду отражены в трудах А.В. Батовой, Д.А. Быкова, Л.Н. Кошелевой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко и др.
Среди зарубежных авторов необходимо упомянуть Маплера А, Гомиена Д, Вернера Д , Боровского Р , Билсона Э , Й Соба, в публикациях которых освещались общетеоретические вопросы социальной защиты детей в целом, и детей-инвалидов, в частности.
Особое значение в изучении проблем специального образования и путей их решения пренадлежит институту коррекционной педагогики РАО. Более шестидесяти лет Институт (ранее – Институт дефектологии АПН СССР) является ведущим научным центром страны, проводящим исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей ОВЗ. Исследованием особенностей обучения и социальной реабилитации в специальных учреждениях занимаются ученые РАН: Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Разенкова Ю.А. Т.С. Зыкова, Матвеев В.Ф. и др.
Таким образом, вопрос о направлениях работы специальных учреждений используемых в решении социальных проблем ребенка изучен не полностью. Следует выделить значение деятельности данных учреждения в решении социальных проблем ребенка, выделить конкретные способы решения социальных проблем детей с ОВЗ.
Следовательно, мы можем сформулировать проблему исследования: каковы направления деятельности специального учреждения в решении социальных проблем ребенка в современном российском обществе?
Цель исследования - определить сопсобы решения проблем ребенка в специальном учреждении.
Объект исследования – направления работы специального учреждения в решении социальных проблем ребенка.
Предмет – способы решения социальных проблем ребенка в специальном учреждения.
Задачи исследования.
1. Выявить направления работы по решению социальных проблем ребенка с ОВЗ в специальном учреждении.
2. Выявить способы решения социальных проблем ребенка с ОВЗ в специальном учреждении.
3. Описать опыт работы МБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38» по решению социальных проблем ребенка.
4. Разработать социальный проект по решению конкретной социальной проблемы ребенка в МБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №38».
Методы исследования. Для решения поставленных нами были использован комплекс методов:
– теоретический: анализ философской, социально-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирический: метод изучения документов, наблюдение, беседа, проектирование.
Базой исследованиястало МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №38», функционирующее по адресу г. Череповец, ул. Командарма Белова, д. 9. Это учреждение реализует следующие общеобразовательные программы (по лицензии):
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с глубокой умственной отсталостью.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью с углублённой трудовой подготовкой.
Глава I. Теоретические основы определения способов решения социальных проблем ребенка в специальном учреждении.
Социальные проблемы детей с ОВЗ.
Для выявления существующих направлений в решений социальных проблем обратимся к существующим в науке подходам в определении «социальной проблемы», в них авторы исследователи указывают основные причины возникновения, а следовательно и пути решения данных проблем.
Подход к социальной несправедливости как к проблеме, т. е. ситуации предполагающей необходимость поиска решения с целью ее предотвращения, в общественном сознании появился несколько столетий назад. Большое влияние на формирование в сознании общественности термина «социальная проблема» оказали, идей гуманизма Западной Европы конца XVIII и рационализма Нового времени. Данные идеи равенства и природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и признание ценности человеческой жизни создали условия для возникновения в обществе тенденции видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкимилюдьми, решимость изменить эти условия.[ 16 С. 35]
Само словосочетание "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и обозначало одну конкретную проблему – неравномерного распределения богатства.
Концептуальным подходом, которым руководствовались первые социальные работники и исследователи социальных проблем в конце XIX – начале XX века, был подход социальной патологии. В данном подходе проблема выступает в роли «болезни-патологии» которая создает препятствия "нормальной" работе социального организма, причины возникновения социальных проблем усматриваются в изначальной, "врожденной" неспособности ряда индивидов к "нормальному" поведению.
К традиционным подходам в социологии также относят подходы социальной дезорганизации и функционалистский подход.
Согласно первому подходу, социальные проблемы являются следствиями социальной дезорганизации. Представители данного подхода, ученые Уильям Томас и Флориан Знанецкий описывали появление социальных проблем в процессе дезорганизации возникающей при расширении связи и контактов между определенной общностью и внешним миром. ".[7 С. 162-170]
В середине XX века доминирующим направлением в социологии социальных проблем становится функционализм. В этом подходе социальные проблемы мешают реализации целей общества, препятствуют его ровному функционированию. Существование социальной проблемы выражается в дисфункции, которая противоречит функциональными требованиями социальной системы и разрушает институциональные связи. Определив дисфункциональные условия или виды поведения как социальные проблемы, функционалисты стремятся исследовать и объяснять их происхождение. [16 С. 35-37]
Мы можем сделать вывод, что в науке существуют различные позиции к определению источника проблемы и природы противоречия. Выделим их в каждом подходе:
Источник проблемы сам субъект, противоречие в его отличительной от нормы черты – девиация (теория социальной патологии).
Источник проблемы - Социальная группа, противоречие в различных системах общественных связей социальных группы в культуре, традиции, нормах, ценностях. (теория социальной дезорганизации).
Источник - существующие условия дисфункции, противоречия объективные . (функционалистский)
Таким образом можно сделать вывод о том, что в перечисленных подходах, выделяются две позиции в определении источника проблемы, а значит и способах ее решения. Это сам субъект, следовательно, решение проблемы заключено в его реабилитация, социализации, интеграции – прямом воздействии на ребенка (психологическое, педагогическое, медицинское.)
Это среда, различные условия жизнедеятельности (материальные, экономические, политические, социальные). Решение представляет собой изменение условий.
Социальная проблема имеет объективно-субъективную природу. Субъект - личность которая оценивают ситуацию как проблемную, ее индивидуальные особенности; объект - социальные условия, в которых проблема возникла. Для ее решения следует направлять воздействие как на сам объект, так и на объективные условия.
Обратимся к определению термина «социальные проблемы».
Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению. [16 С. 40] Следовательно, проблема лишь тогда становиться социальной, когда она признана большей частью общества и ее решение требует коллективных (социальных) усилий.
Таким образом можно сделать вывод о том, что решение социальных проблем ребенка заключается в комплексе мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.
Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Перечислим выделенные в науке барьеры, это позволит сформулировать общие социальные проблемы инвалидов.
Первый барьер - физическое ограничение, изоляция инвалида.
Второй барьер – трудовая сегрегация, изоляция, проблемы с трудоустройством.
Пространственно-средовой барьер организация жилой среды и транспорта.
Информационный барьер - затрудненно получение информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (мерах государственной поддержки, социальных ресурсах их поддержки). Трудность в донесении до общества своих взглядов и позиции по важным вопросам – искажение представлений возникновение предрассудков, затруднений коммуникации между инвалидами и социумом.
Эмоциональный барьер - складывается из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих к инвалиду : жалости, насмешек, любопытству, что вызывает фрустрирующие реакции инвалиды: жалость к себе, недоброжелательность к окружающим, ожидание гипперопеки, изоляция от социума.
Коммуникативный барьер – трудности в общении, передаче, обмене информацией с социумом. [4 С. 120-125]
Следовательно, мы можем определить следующие социальные проблемы ребенка с ОВЗ.
Субъективные проблемы –негативное влияние имеющегося отклонения в физическом или (и) психическом развитии на процессы социализации, адаптации, интеграции в социуме, на общее психическое развитие.
Решение этих проблем зависит от индивидуальных особенностей личности, и условий его жизнедеятельности, в тоже время обладает общим характером прямого воздействия (психологического, педагогического, социального, медицинского). Именно решение этой проблемы, даже частичное, позволит приблизится к устранению неравенства возможностей детей с ОВЗ.
Средовые – социально-психологическая среда: проблемы, связанные с межличностным взаимодействием, социальной интеграцией, нарушением прав и дискриминацией, существованием ошибочных стереотипов в общественном мнении.
Градостроительная среда - наличие барьеров, препятствующих полноценной жизнедеятельности., строительные барьеры к жилым, общественным, производственным зданиям, сооружениям и помещениям, местам отдыха и досуга, препятствующие самостоятельному передвижению, Удаленность мест проживания от места учебы, работы, зон отдыха необорудованный транспорт и посадочные площадки для транспорта. [4 С. 124-135]
Также можно выделить частные проблемы:
Экономические проблемы (материальное обеспечение). Значительная часть детей с ОВЗ воспитывается в неполных семьях, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. Это влечет за собой проблемы наличия необходимых лекарственных препаратов, технических средств коррекционного и компенсаторного назначение, и даже полноценного питания.
Проблемы образования детей с ОВЗ связаны с недостаточно развитой сетью специальных общеобразовательных учреждений.
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ОВЗ
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. [8 С. 45-47]
Следует выделить также социальные проблемы семьи воспитывающийся ребенка с ОВЗ. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию.
Появление в семье ребенка с ОВЗ ведет к переосмыслению социальных ролей и функций членов семьи, нередко порождает семейные конфликты, ухудшает экономическое положение семьи. Меняется социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей возникают чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Нередко начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. [11 С. 14-17]
Следует отметить, что в социальной защите детей инвалидов принимают участие как минимум семь структур. Это администрация региона и муниципалитета, отдел медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу. [11 С. 17-20]
Недостаточно развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Многие семьи, воспитывающие ребенка инвалида, не информированы о своих правах, порой информация носит неполный характер.
В учреждении интернатного типа для детей с ОВЗ одной из главных социальных проблем является ущемление прав ребенка.
Одной из причин незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.
Широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку