Дронова Т. А. Совесть как психологический феномен сознания // Мир психологии. Москва – Воронеж, 2007. „

Не богатство надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

Платон

В последнее время все реже и реже приходится слышать слово «совесть». Объясняется это эпохой постмодернизма, непрочностью мировоззренческой основы постмодернового человека, когда все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными, словно пораженными неким внутренним безволием. «Софт-идеология» — так иногда называют идеологию нынешнего времени, т. е. мягкая и нежная, не являющаяся ни левой, ни правой. В ней мирно уживается то, что раньше считалось антагонистичным. В таком случае причем здесь совесть, если нет борьбы? Однако совесть как категорию человеческой нравственности никто не отменял, она была, есть и будет, пока существует человек. А следовательно, время от времени разговор о ней неизбежен (и периодически, довольно стабильно, он возникает в студенческой аудитории). Что есть совесть как категория нравственности? Заменима ли она (и в какой степени) другими понятиями? Что несет с собой насильственное забвение категории «совесть»? Можно ли совесть воспитать? Как соотносится совесть с сознанием, знанием, подсознательным? Что такое интуиция совести (по Ухтомскому [9]).

Общеевропейский термин совесть восходит к латинскому conscientia, являющемуся смысловой калькой с древнегреческого. Термин означает сознание, префикс «со» означает одновременно и «совместность» и «завершенность», а в соединении с «scientia» (знание) получается «достигнутое знание» и «совместное знание», т. е. знание, тождественное у многих людей и завершенное, осознанное. Возможно, это переводится как «истинное знание». В древнегреческой культуре «поступать по совести» значило руководствоваться должным (моральным) принципом и всегда означало нечто позитивное. За совесть признавалось не какое-либо «личное убеждение», а только подлинно моральное. Такое понятие, как «у каждого человека своя совесть», — приобретение времен более поздних. Оно дает право варьировать подлинно нравственным принципом как способом самоосуществления личности, ее самоуправления в отношениях между людьми — вверх-вниз по шкале ценностей. И все-таки даже в понимании нашего времени, т. е. с позиции софт-идеологии постмодернизма, категория «совесть» остается принципом высокой морали в противовес аморальности.

В современных российских словарях «совесть» рассматривается не совсем однозначно, хотя и в единой морально-нравственной плоскости. В Кратком философском словаре читаем: «Совесть — целостное образование (интеллектуальное, эмоциональное, волевое), являющееся духовным средоточием нравственной жизни человека. <...> Аристотель называл совесть внутренним судом праведного человека. <...> Совесть выступает важнейшей составной и движущей силой нравственного совершенствования личности, ее свободы» [3. С. 354—355]. Философский энциклопедический словарь гласит: «Совесть — способность человеческого духа познавать (курсив мой. — Т. Д.) этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями... в более узком смысле — нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям...» [10. С. 422]. В Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой совесть определяется как «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» [5. С. 741]. О. Г. Дробницкий, исследователь морального сознания и морали как категории нравственности, считал, что «совесть как психологический феномен сознания может... (курсив мой. — Т.Д.) иметь самый различный характер... Все зависит от условий места и времени, особенностей того или иного человека и той проблемы, которую ему приходится решать в данном случае. Но, так или иначе, совесть по своему реальному содержанию (даже если сам человек почти этого не осознает) есть « "открытость " индивидуального сознания по отношению к окружающему миру (курсив наш), его проблемам, требованиям времени, перспективам развития человеческого общества» [2. С. 498—499].

Примерно так же определяется «совесть» в Педагогическом энциклопедическом словаре, как «...способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство...» [6. С. 265].

В наиболее общем плане в моральной философии совесть трактуется как «внутренний голос»; различия касаются лишь понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от человека, или как голос его сокровенного Я, или как «другое Я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести.

1.Совесть — это обобщенный и интериоризированный «голос» значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво.

2.Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосо
знательности человека; будучи совестливым, человек независим от
внешнего давления.

3.Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами Совести» как бы говорит Всеобщий Закон, Высшая
Истина.

С различиями этих установок сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека.

«Итак, совесть как моральная категория означает следующее. Это не просто особое переживание, чувство или убеждение, но выраженное в той или иной психологической форме отношение человека к миру. Это такое отношение, в котором человек берет на себя ответственность не только за свое нравственное состояние, но и за то, что каждодневно происходит вокруг него. Сфера его личной ответственности может быть самой различной — от судьбы его ближних до судьбы человечества, что зависит от множества конкретных обстоятельств, в том числе от социального положения и роли человека, области и характера его действий, той задачи, которая на него в данном случае возлагается. В самокритическом характере совести проявляется в конечном счете не просто конфликт с собой или неспособность к самоудовлетворенности, но конфликт между сущим и должным в самой социальной действительности, в ее противоречиях и столкновениях различных позиций» [2. С. 499].

Как видим, совесть есть то людское качество, которое не дает человеку полностью увязнуть в иногда засасывающем его болоте блага собственного естества.

Наши рекомендации