I. Ведущие научные подходы к определению личности
Проблема личности является центральной в современной психологии. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».
Человек –это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.
Индивид(индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь) – по А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Индивидкак биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).
Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта [3, 37]. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.
Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность. Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.
Личность –социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального) [8, 50].
В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности [6, 207].
В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К. А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К. К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.
В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».
В. Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я» [8, 51].
В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии«индивидуальность».Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.
Индивидуальность – это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.
Индивидуальность –особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.).
Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности. С этой точки зрения правомерны утверждения А. А. Деркача, который подчеркивает, что понятие «тип» не может быть соотносимо с личностью как таковой. Личность не может быть типична. Типичным может быть лишь ее эмпирическое выражение (то или иное ее свойство, качество, состояние). Типичными могут быть субъектные проявления личности. Социальные типы – субъекты, которые сложились в конкретном обществе – показатель развития не только личностей, но и социума (условий активности). Неповторимость, единственность, незаменимость – характеристики личности.
Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).
Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К. А. Абульханова) [3, 32].
Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – неотторжимая, атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.
Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивида как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.
Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Яипереживает качественную целостность своего существования [3, 39].
Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.
Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).
Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Позиция соотнесения психологии развития и акмеологии развития в онтогенезе подробно раскрывается в ведущей современной концепции «Акмеология развития» (А. А. Деркач) [4; 5].
Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.
Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом, субъектом деятельности, личностью, индивидуальностью. В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.
Акмеология –наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XX в [8, 53].
Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.
Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека, связывает развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути.
Психология рассматривает имманентные свойства личности («внутренние», естественно складывающиеся потребности, возможности, мотивы). Акмеология же руководствуется критериями оптимальности и оптимизации. Она рассматривает не просто наличествующие свойства, а свойства, необходимо востребуемые ситуацией жизни (деятельности). В психологии идут от наличного. Акмеологию интересует соотношение идеального (оптимального) и реального пути достижения личностью оптимума (идеала).
Акмеология осуществляет инверсию (объемно-наглядное «переворачивание») психологического знания. В психологии главный вопрос: что есть психика, личность. В акмеологии главный вопрос: как используется психика; как использует (или не использует – и почему?) личность свои психологические и другие ресурсы в деятельности, в социальной жизни. Акмеологию интересует не структурно-динамический и даже не системно-динамический, а функциональный аспект личностной организации (личность как функциональная система) [5, 47].
Возникает проблема психологического обеспечения деятельности (и жизни в целом) самой личностью. Тем самым центральным понятием для акмеологии становится понятие субъекта (личности как субъекта деятельности и субъекта жизненного пути).
Акмеология стремится выявить оптимальные композиции субъектных свойств личности по трем критериям: эффективности деятельности (жизненного пути); максимальной самореализации личности (ее профессиональной и экзистенциальной удовлетворенности); достижению личностью наивысшего уровня развития (реализации способностей).
В итоге это проблема акме как вершины (системы «вершин» личностных и профессиональных достижений). Акме – это пик – период профессиональной и жизненной продуктивности личности, переживаемый как самореализация своего жизненного замысла (миссии), своего «Я»впространстве «человек – мир».
Акмеологический комплекс (акмеологический интеграл) работы с личностью включает: наличное состояние (результат диагностики); оптимальное («вершинное») качество – путь к акме (продукт проектирования, моделирования); становление (способ достижения «вершинного» качества – «путь», «алгоритм», «технология») [8, 48].
На основе данного интеграла определяется стратегия необходимой акмеологической работы (акмеологической поддержки) личности-субъекта на следующих уровнях: операционально-внешнем; рефлексивно-внутреннем. Главное в этом процессе – собственная активность личности (самостроительство). Акмеологическая зрелость личности проявляется в сознательном руководстве собственным поведением, т. е. в способности быть адекватным и активным социальным субъектом (самодостаточной, творческой, конкурентоспособной личностью). Способность эта проявляется: в роли личности как интегратора своих психических функций, своих ресурсов (самостороительство своей субъектности); решении личностью внутренних и внешних противоречий в процессе выработки и реализации картины (образа) мира, базовой культуры, мировоззрения, концепции (стратегий) жизни, жизненных ценностей, личного кредо, жизненной позиции, жизненного пути. Главное – переход в поведении от опоры на среду, от внешнего регулирования к опоре на себя (к саморегулированию); к жизненному выбору через самоопределение на основе свободы и ответственности.
В итоге мы имеем акмическую личность. Акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной задачей которой выступает стремление «быть личностью». И потребность, и способность «быть личностью» у акмеологической (акмической) личности имеют духовную и гражданскую направленность. Акмическая личность фиксирует особое человекомерное начало в свойствах и предметах окружающего мира [8, 53].
Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.
Высшие личностные особенности человека: сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.
Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.
Психологическая «работа личности» включает в себя:
• самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;
• психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);
• психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);
• духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д. [8, 50].
В. Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.
Личностькак субъект деятельностиустанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность)связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.
В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.
Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.
II. Воспитание и акме
Бодалев А.А.
(к проблеме структурно-содержательной характеристики развития способности, возможности и действительности акме в онтогенезе)
Акмеология, как известно, является наукой, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижение им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала).
Естественно, что каким будет это развитие, если иметь в виду его основные параметры, — это в большой мере зависит от конкретных обстоятельств, в которые попадает взрослый, выступающий всегда как член большого и малых социумов, и, конечно, от его собственных действий как отклика на эти обстоятельства.
Однако было бы крайним упрощенчеством полагать, что наблюдаемые у человека качественно-количественные характеристики его развития с вступлением в состояние взрослости определяются теми и только теми объективными и субъективными факторами, которые воздействуют на человека лишь на этом отрезке его жизненного пути.
Настоящее, когда мы его рассматриваем глубоко, вырастает из прошлого, как и то, каким будет развитие взрослого человека, во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в утробе матери, во младенчестве, в преддошкольную и дошкольную пору детства, в начальной школе, в отрочестве и в юности.
Каким оказывается его духовное и физическое здоровье в каждой из названных фаз жизни, какие ценности становятся его собственными ценностями, определяющими его поступки, какой опыт познания, общения и труда, связанный с планированием своего профессионального будущего и облегчающий или затрудняющий приобретение выбранной для себя специальности, он приобрел — все это сказывается на параметрах той вершины, на уровень которой выходит человек как индивид, как личность и как субъект деятельности, став взрослым.
Поэтому акмеология совместно с педагогикой должна решать очень непростую задачу: выяснить, какими особенностями должны обладать, если можно так выразиться, микроакме человека на каждой из фаз его жизненного пути, которых он должен достичь, чтобы состоялось его большое акме — акме зрелого человека.
Малые акме — это предвестники макроакме человека. Естественно, сразу же возникает и другой непростой для акмеологии вопрос: а какие жизненные обстоятельства и условия на каждой возрастной ступени необходимы и достаточны, чтобы развитие ребёнка, подростка, юноши шло через выход на вершины, типичные для каждого возраста.
Я не случайно употребил существительное «вершины» во множественном числе, присовокупив к ним прилагательное «типичные», потому что на каждой возрастной фазе могут быть свои вариации вершин и они по своим основным особенностям будут отличаться от типичных вершин, характерных для всех остальных отрезков жизненного пути человека.
Какими должны быть микровершины у ребенка в пору младенчества, у преддошкольника и на всех других ступенях, предшествующих взрослости, чтобы у человека состоялось неординарно яркое и индивидное, и личностное, и субъектнодеятельностное (прежде всего профессиональное) акме в пору зрелости, на этот вопрос, пожалуй, в настоящее время не ответит ни один исследователь. Должен быть накоплен громадный массив опытно-экспериментальных данных, которые позволили бы не только увидеть общее, особенное и единичное в микровершинах, на которые восходят люди, продвигаясь к своим макровершинам, материальным выражением которых являются их деяния, вклады в основные ценности жизни и культуры, и выявить, в частности, устойчивые возрастные характеристики таких вершин, как интегрирующих многие новообразования, способности, реальные возможности и т.д., но и прояснить симптомокомплексы объективных и субъективных факторов, которые при прохождении человеком каждой фазы в своём развитии совершенно необходимы, чтобы этот процесс обязательно конкретизировался бы в достижения им микроакме, перерастающие в его макроакме на ступени зрелости.
Более реально сейчас, подступая к решению сформулированной выше очень сложной проблемы, определить общие условия, которые благоприятствуют при продвижении человека по своему жизненному пути достижению им больших высот в своём индивидном, личностном и субъектнодеятельно-стном развитии.
Л.Н. Толстой как-то сказал, что расстояние от него-старика — до пятилетнего ребёнка намного короче, чем дистанция от пятилетнего малыша до только что родившегося ребёнка. Таким образом, он подчёркивал громадное значение в закладке фундамента здоровья человека, формирования ядра его личности, развития его как субъекта деятельности периода его младенчества, преддошкольного и дошкольного детства.
Аналогичное по своей сути утверждение не раз высказывал и А.С. Макаренко. Работы, выполненные в русле детской психологии, свидетельствуют о том, что в течение рассматриваемого отрезка жизни человека, наряду с возникновением у него целого комплекса важных характеристик в его внутреннем мире, происходит и закладка в его психике образа себя. И каким оказывается этот образ — в потенции активного созидателя, не раздумывающего пассивного исполнителя, агрессивного разрушителя или трусливого приспособленца, — это будет определяться тем, как будут воспитывать ребенка взрослые и прежде всего его родители.
Позволят ли они ему, страхуя его от действительных опасностей, путем проб и ошибок самостоятельно решать все новые практические задачи, адекватно откликаясь на часто звучащую в этом возрасте просьбу «я сам» и не ругая ребёнка за неудачи и поощряя его за успехи, или, наоборот, они всё будут делать за него, перенасыщать общение с ним запретительным «нельзя» и перебарщивать с наказаниями.
И эта свобода собственного действования ребёнка, мудро инициируемая взрослыми, приносящая ему многократные переживания успеха и в познании, и в общении, и в посильных ему видах труда, своим результатом имеет развитие у него самостоятельности, уверенности в себе, нонконформизма, оптимистического взгляда на мир.
Противоположного типа личность будет взращиваться в ребенке, и лишь по названию он будет формироваться как субъект, когда взрослые, инициируя его поступки и подвигая на деяния, будут вольно или невольно, более или менее осознанно побуждать его, вести в соответствии с дорогой их сердцу формулой «делай, как я». В этом случае воспитателями совершенно не учитывается индивидуально неповторимое своеобразие каждого ребенка и искусственно тормозится проявление его задатков и развитие на их фундаменте склонностей и способностей. У К.Д. Ушинского есть высказывание (я передаю его смысл): остаётся только удивляться числу детей, которым удалось успешно противостоять стремлению педагогов изуродовать их по образу и подобию своему.
Конечно, воспитатели-родители и педагоги обязаны закладывать в ребёнка, учитывая его возраст и особенности индивидуальности, основные нравственные ценности, но они не останутся на вербально знаемом им уровне, а перейдут в его подсознание и без всяких усилий с его стороны будут программировать его поведение, если ребенку, младшему школьнику, подростку, а затем юноше придётся всё более часто действовать во всё новых ситуациях, когда положительные переживания будут вызываться поступками и деяниями, отвечающими содержанию усвоенных ценностей. И важно при осуществлении воспитания не уповать только на те ситуации, которые рождает сама повседневная жизнь, но их и создавать специально, чтобы закреплять у ребёнка, подростка, юноши способы поведения, отвечающие содержанию той или другой нравственной ценности.
И, очевидно, приоритет в инициировании этих ситуаций при переходе ребенка в более старшие возрастные группы должен быть отдан прежде всего тем, которые развивают и укрепляют в структуре личности растущего человека и в нем как в субъекте высокой пробы человечность и склонность и способность к труду. Это особенно актуально в нынешней обстановке в нашей стране, когда большой социум перенасыщен образцами антигуманного поведения, целенаправленно отвращающими молодых людей от созидательной деятельности.
Что касается формирования отношения к человеку как к высшей ценности на всём длиннике жизненного пути ребёнка, подростка, юноши, взрослого, здесь разноречий в психолого-педагогической литературе нет. Сложнее обстоит дело с толкованием развития потребностей и способности к труду.
Так, сторонники утверждения существования для каждой возрастной ступени ведущей деятельности часто труд как ведущую деятельность фактически связывают со ступенью развития, когда человек становится взрослым, сужая его смысловую нагрузку как важнейшего субъектного свойства человека. В то же время такие выдающиеся исследователи, как М. Монтессори и Н. Лейтес, твердо убеждены, опираясь на громадный эмпирический материал, что труд, организованный в соответствии с возможностями возраста растущего человека, является мощнейшим стимулом его познавательного, эмоционально-мотивационного и личностного развития.
Например, воспитательная система, созданная М. Монтессори, очень наглядно продемонстрировала, что даже ребёнок обладает внутренним «жизненным инстинктом к работе», который является мостиком к познавательным способностям. Поэтому «именно работа, а не игра, по мнению Монтессори, опирающегося на громадный успешный опыт воспитания детей, формирует личность ребёнка». «Когда труд входит в привычку, — продолжает М. Монтессори, — интеллектуальный уровень быстро растет, а организационный порядок способствует усвоению хорошего поведения как привычки» (М. Монтессори «Тайны детства» (1939)).
На этой же позиции стоит в своих многочисленных работах и Н.С. Лейтес, последовательно показывающий, что труд — это не только фактор одаренности, но и такой вид деятельности, который при возрастающем содержательном богатстве, обеспечении осознанности его целей, глубокой моти-вационной включенности и вовлеченности в него его юных участников развивает и закрепляет у них не только привычку к будничному трудовому усилию, но и формирует личность человека — созидателя, творца, оптимально реализующего свой индивидуальный потенциал. И в настоящее время накоплен значительный материал, нашедший отражение в психологической и педагогической литературе, раскрывающей реальное значение и действенность проводимой в этом плане работы в детских учреждениях.
Однако формирование у растущего человека системы нравственных ценностей, реализующейся в его поступках, развитие у него устойчиво проявляющейся потребности в труде, находящей постоянное выражение в его деяниях, должно быть обязательно теснейшим образом сопряжено с воспитанием у него по-настоящему и общественно, и личностно значимой цели в жизни.
Сформированность такой цели, имеющей для ребенка, подростка, юноши большую эмоциональную притягательность, совершенно определенно влияет на работу их познавательной сферы, взаимодействие с людьми, участие их в различных видах предметно-практической деятельности таким образом, что результаты этой их активности все больше приближают их к достижению желанной для них цели.
Истории личностного становления М. Ломоносова, Микеланджело Буанаротти, В. Моцарта, П. Пикассо, А. Суворова и многих других неопровержимо свидетельствуют о поистине громадной роли рано заложенной во внутренний мир человека крупномасштабной цели жизни в характере организации и содержательном наполнении им своего повседневного бытия и в достижении им вершин в своём личностном и субъектнодеятельностном развитии.
Совершенно правильно было в своё время сказано, что «великая энергия рождается лишь для великой цели». Но для этого нужно, чтобы цель трансформировалась в неодолимую потребность, «в одну лишь думы власть, в одну, но пламенную страсть». Тогда в человеке просыпается и все больше набирает силу одержимость, развивается трудоголизм, черты личности, помогающие ему успешно реализовывать замыслы, приближающие его к осуществлению главной в его жизни цели.
Работая над созданием во внутреннем мире растущего человека такой, уводящей его в далекое будущее целеустремленности, надо ясно представлять себе еще и другие условия, которые способствуют успешному решению этой трудной задачи. Конечно, этот растущий человек должен быть и хорошо образованным, но эта образованность должна приобретаться им не только через официально существующую систему образовательной подготовки. Никто еще не опровергнул истину, что можно быть человеком образованным, но умственно и нравственно слаборазвитым. Большое значение в увеличении творческого потенциала человека имеет наличие у него ставшей привычной для него системы самоподготовки, которая в зависимости от характера той большой цели, которую поставил перед собой человек, может включать в себя в одних случаях одни элементы, в других — совершенно иные.
И здесь хотелось бы сделать одно общего порядка дополнение. Большинство существующих систем обучения и рекомендаций для самообучения ориентированы на интенсивное развитие абстрактно-логических форм познания действительности, а необходимость постоянной тренировки образного отражения явлений и предметов внешнего мира, а также связей между ними в этих системах недооценивается. Виртуальные образы, формируемые в общении с компьютером и Интернетом иного характера, в этом плане не спасают, поскольку происходит разрыв информационных систем и отрыв от действительности. Огромный же объем изучаемого и читаемого материала, литературы, систематизированных данных разных форм познания не интегрируется в едином пространстве знания. В результате происходит одностороннее развитие у растущего человека познавательной сферы. У него отстает становление способности целостно отражать окружающее, на уровне интуиции проникать в его сущностные характеристики, и, соответственно, обедняются психические механизмы принятия молодыми людьми наиболее оптимальных решений по поводу событий, участниками которых они оказываются. У тех, кто обнаруживает устойчивое умение, образно говоря, видеть не только деревья, но и лес и реально, образно (в соответствующем его понимании) мыслить, такой однобокости в развитии познавательных процессов не наблюдается.
Вместе с тем истории жизни замечательных людей, которые своими деяниями внесли неординарные вклады в различные области культуры, говорят о том, что эти люди отличались еще и неуемной страстью к чтению. Большинство из них (В.М. Бехтерев, В.И. Ленин, А.С. Макаренко, А.С. Пушкин, Н. К. Симонов, А.17. Чехов и др.) читали еще в детстве запоем и часто фантазировали о героях и героинях прочитанных книг. Героями их воображения обычно становились в каждом случае по-своему выдающиеся люди, которым хотелось подражать, примеру которых хотелось следовать. Эти люди для многих, кто, достигнув ступени зрелости, своими трудами обогатил основные ценности жизни и культуры, с юных лет и далее служили своеобразными маяками, по которым они выверяли поступки и деяния, осуществляя свой жизненный сценарий.
А.В. Суворов — не только великий полководец, но и талантливый воспитатель-психолог — очень правильно отметил значение этого фактора в интенсификации личностного и профессионального становления человека, когда писал: избери себе в образец героя, догони его, перегони. Слава тебе!
По мере взросления и вызревания в человеке как личности и как субъекта деятельности профессионального призвания его выбор книг становится все более избирательным, а их чтение все более работающим на формирование у человека в его картине мира ядра знаний, а часто и умений, которые понадобятся ему как специалисту в полюбившейся ему области труда.
Большое значение в создании психологических предпосылок во временном отрезке развития человека, предшествующем его взрослости, подготавливающих его как личность и как субъекта деятельности к достижению им выдающегося акме на ступени зрелости, имеет сформированность у него способности не пасовать перед трудностями, когда он пытается осуществить свои жизненные планы. В жизни почти каждого ребенка, подростка, юноши, особенно в теперешней социальной ситуации, характерной для нашей страны, могут происходить чрезвычайные происшествия — резкое снижение материального достатка в семье, потери близких, неожиданная смена местожительства и школы и т.д. В этих новых обстоятельствах жизни перед растущим человеком и опекающими его взрослыми возникает задача, имеющая обычно несколько решений. И, может быть, придется учение совмещать с работой, чтобы обеспечить прожиточный минимум в семье, отказаться от посещения театров или музеев (если это город), внести еще более глубокие изменения в сложившийся порядок жизни и т.д. И, идя на временные жертвы, молодым людям по возможности все-таки не следует отказываться от той большой цели, достижению которой была подчинена вся предшествующая жизнь.
Психологи, изучавшие жизни замечательных людей, отмечают, что на их пути к их акме у них были кризисные ситуации, они переживали катастрофы, порой, говоря образно, падение на самое дно жизни, но они поднимались, пережитое делало их более мудрыми, их видение настоящего и будущего становилось более панорамным и глубоким, они точнее соотносили свои возможности и действительность и снова начинали свое движение к захватившей их ум и чувства цели.
Поэтому старая истина «лишь в борьбе с трудностями куются настоящие кадры» должна быть с поправкой на возраст спроецирована на соответствующие ступени воспитания и найти свое воплощение в педагогической инструментовке успешного формирования в структуре личности растущего человека волевых качеств. Воля, это аксиома, нужна для успеха и в учении, и в труде, и во всех других ситуациях повседневной жизни. Для преодоления неблагоприятных обстоятельств, которые блокируют достижение и рядовых, и крупномасштабных целей, требуются упорство и настойчивость. По-настоящему волевые люди не сдаются никогда и, следовательно, осуществляют свои жизненные планы, а безвольные люди пасуют