Функциональные обязанности куратора и членов службы примирения.
КУРАТОР ШСП:
· Получает заявку на работу со случаем с использованием восстановительных процедур;
· Организует работу по реализации восстановительной программы;
· Взаимодействует и привлекает детей в качестве ведущих для разбора детских конфликтов;
· Осуществляет сопровождение данных участников конфликтов с целью реализации программы;
· Отчитывается о результатах работы со случаем перед координатором по установленной форме в установленные сроки;
· Ведет необходимую отчётную документацию по каждому случаю (регистрационная карточка, промежуточный отчет, итоговый отчет);
· Участвует в реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях;
· Участвует в супервизиях, методических мероприятиях с целью повышения профессионального мастерства в восстановительных технологиях;
ЧЛЕНЫ ШСП:
· Проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
· Планируют и проводят примирительные встречи;
· Ведут записи об итогах встреч;
· Представляют службу примирения перед детскими коллективами образовательной организации, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
· Изучают, анализируют и пропагандируют инновационный опыт работы.
Должностная инструкция куратора школьной службы примирения
I. Общие положения.
1.1. Педагог-куратор ШСП назначается по приказу директора образовательной организации из состава педагогического коллектива.
1.2. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
1.3. Куратором назначается человек:
- заинтересованный в развитии восстановительных практик в образовательной организации и разделяющий их ценности;
- готовый освоить деятельность медиатора, проводить медиации и другие восстановительные программы;
- имеющий доступ к информации о конфликтных ситуациях;
- пользующийся авторитетом у учителей и обучающихся;
- способный отстаивать своё мнение перед администрацией;
- способный организовать группу школьников-медиаторов.
1.4. Куратор ШСП работает в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом образовательной организации, прежде всего, с социальным педагогом и психологом образовательной организации, под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.5. Куратор ШСП в обязательном порядке проходит обучение по одной из программ дополнительного профессионального образования в сфере восстановительных технологий.
II. Обязанности:
2.1. Куратор ШСП организует кампанию по привлечению медиаторов из числа несовершеннолетних обучающихся к работе ШСП и их дальнейшее равноправное участие во всех просветительских, организационно-методических, практических, аналитических и других мероприятиях.
2.2. Куратор ШСП проводит обучение медиаторов из числа обучающихся.
2.3. Куратор ШСП совместно с руководством образовательной организации организует участие медиаторов из числа несовершеннолетних обучающихсяв тематических межшкольных семинарах и конференциях, помогает медиаторам из числа обучающихся представить их опыт работы и познакомиться с опытом медиаторов из других ШСП.
2.4. Куратор ШСП документирует процесс и результаты рассмотрения конфликтных ситуаций, поступивших в ШСП из любых источников, оформляет итоговые результаты. Итоговые результаты работы ШСП куратор представляет руководству образовательной организации, в координационный орган, а также по запросу в другие заинтересованные органы и структуры.
2.5. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
III. Права:
Куратор ШСП имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.
3.2 Вносить предложения по совершенствованию работы образовательной организации, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3 Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Приобщать детей и подростков к общечеловеческим нормам, формированию толерантности.
IV. Ответственность:
4.1. Куратор отвечает за ведение документации, написание отчетов.
4.2. Отвечает за общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении.
V. Взаимоотношения:
5.1. Выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами.
II. Алгоритм создания ШСП
Этап | Содержание деятельности (может реализовываться одновременно) | Исполнители | Итог |
Принятие администрацией школы решения о создании школьной службы примирения. При необходимости внесение изменений в Устав образовательной организации. Изучение вопроса работниками образовательной организации, подготовка документов (положение и пр.), определение куратора (руководителя) ШСП. | директор | ||
Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы | директор | Дополнения к должностной инструкции специалиста или педагога | |
Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о школьной службе примирения | директор, куратор | Приказ, утвержденное положение | |
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число дисциплинарных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам) | куратор | Мониторинг конфликтности в школе. | |
Формирование команды медиаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения в рамках концепции восстановительной медиации. Разработка плана работы. Определение места и времени работы службы. | куратор, директор | Приказ о функционировании школьной службы примирения. План работы ШСП. Приказ об установлении графика работы ШСП. | |
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу | куратор | Плакат, стенд, информация на сайте организации | |
Информирование родителей, педагогов, школьников для получения одобрения и поддержки всех участников образовательной организации. | куратор | Общешкольные, классные родительские собрания, совещание при директоре, педсовет, классные часы. Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы | |
Определение администрацией школы, куратором способов получения информации о конфликтах. | директор, зам по УВР, куратор | Подготовка почтового ящика обращений, разработка формы обращения. | |
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.) | директор, зам по УВР, куратор | Утвержденные в службе документы: регистрационные карточки, примирительные договоры и пр. | |
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме. | куратор и медиаторы | Отчеты о медиации | |
Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора. | куратор, координаторы | ||
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу | куратор | ||
Обобщение и анализ опыта. Проведение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности школьной службы примирения. | куратор | Отчеты медиаторов, таблица мониторинга, отчет куратора | |
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов) | куратор, медиаторы | Заявление о вступлении в ассоциацию, сертификаты об участии в конференциях | |
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия | куратор, медиаторы | Описания результатов | |
Отбор школьников на участие в базовом семинаре. Проведение базового семинара | куратор | Список детей. Свидетельства о прохождении обучения | |
Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды школьной службы примирения | куратор | Список медиаторов, план занятий ШСП | |
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам | куратор, медиаторы |
III. Методические материалы