Фальшивый и истинный авторитет
Противоположное помощи в инкарнации действие будет вызвано, если дети переживают фальшивый авторитет, который скрывается за некой позицией или ролью. Они видят насквозь маскировку, также как и каждую ловко сформулированную аргументацию, закрываются и становятся недоступными. Если это случается часто и встреча между взрослыми людьми и детьми происходит не открытым и помогающим образом, то на долгое время могут образоваться дефекты, которые позднее могут быть измерены как нейрональ-ные дисфункции. Они становятся следствием неправильного обращения с находящимся в стадии формирования детским организмом.
Однако если налицо наследственное обременение, то важно через тщательное наблюдение своевременно узнать соответствующие феномены, а не только в школьное время. Однако если при бросающемся в глаза поведении речь идет о духовных причинах и силах, которые хотели бы соучаствовать в индивидуализации тела и которые прогоняются обратно непониманием, то часто достаточно только небольшого количества таких случаев, чтобы образовалась действительная блокада. Если ребенок, например, часто чувствует себя неправильно понятым или ощущает несправедливое обращение, то она сохраняется на долгое время. Тогда стоит больших усилий снова прорвать ее. Если такие случаи между ребенком и другими людьми множатся, то может образоваться действительный <барьер инкарнацию, против которого внутренняя воля ребенка пытается выступать любыми средствами. Здесь причина многих отчаянных поступков, которые перерождаются в разрушение или саморазрушение.
Вот содержательное ядро этих взглядов: душевно-духовные силы, которые заложены в ребенке, будучи неузнанными и не поощряемыми, устремляются обратно и извращаются, так что проявляются в деструктивной форме.
Деструктивные формы
Повреждения проявляются у мальчиков и девочек по-разному. Из-за неудовлетворительной недостаточной возможности переживания и недостаточного обучения ощущений именно у интеллектуально высокоодаренных детей может дойти до настоящего бегства в исключительно интеллектуальную деятельность, так что чувственная часть души и тем самым партии правой половины мозга остаются недоразвитыми. Проще говоря: сердце и голова не связываются друг с другом и ведут собственную жизнь.
Дети с доминированием воли тогда изживают неиспользованные силы во внешней сверхактивности и агрессии, а неисполненный поиск переживаний разрастается вплоть до разрушительного гнева.
Если говорят о сильном самосознании этих детей, то тем самым имеется в виду прежде всего знание о собственной внутренней сущности. Поэтому это не всегда и не во всех случаях долж: но проявляться как внешняя самоуверенность! Как раз у девочек это может сильно ударить изнутри, так что оно принимает форму стремления приспособиться, или складывается тенденция к маниакально-депрессивному, а в определенных случаях проявляется как склонность к саморазрушению.
Существует еще и другое повреждение, которое особенно заметно у некоторых спиритуально одаренных детей. Это может быть ясно из предыдущего: вид сознания в мире до рождения не точечный, а наоборот, духовно периферийный. Это значит, сознание является как бы огромным окружением, которое охватывает все другие существа и духовные процессы, как это было описано выше. Одна мать описала собственный опыт, как она восприняла космическое измерение пятерых своих детей с их точки зрения после зачатия: «Я пережила души моих детей вначале как огромные, цветные, светящиеся шары, которые приближались ко мне из Космоса и обволакивали меня. В них я <видела> и соответствующий характер, и особую сущность детей. С развивающейся беременностью они становились все меньше, но всегда сопровождали и окружали меня, пока они потом не стали совсем маленькими и не соединились с физическим телом ребенка. Тогда произошло особенное: когда я после рождения в первый раз держала в руках это маленькое тело, навстречу мне засияло существо, которое я вначале видела приходящим из Космоса, теперь же как бы из этого облика. Потом с увеличивающимся телесным развитием это восприятие вначале исчезло. Но в ходе лет все увиденные до этого качества детей выступили мне навстречу отчетливо узнаваемыми как образ их мышления, чувствования и действий, иногда только через несколько лет.» Это космически расширенное состояние сознания, которое здесь с человеческой точки зрения описывается как огромный светящийся шар, как и <переход> от космического и земному сознанию, имеют место и с точки зрения детских воспоминаний. - Процесс медленного процесса инкарнации первоначально огромного < духовного ростка > будет детально изложен с точки зрения духовной науки.
Процесс инкарнации
Рудольф Штайнер в своих докладах об ин-карнационном познании изображает, как душа вносит экстракт как «духовный росток» из ранних земных жизней в новую инкарнацию. Этот духовный росток вначале величественный и большой, как сама Вселенная. В то время как человек вступает на путь в физический мир и обозревает поколения, из которых тогда будут происходить его родители, его действенность вливается из духовного мира в эту последовательность поколений, и в это время росток становится все меньше и меньше...»39 Нечто похожее мы узнали из описаний Флавио.
«Еще прежде чем человек как душевное существо сам спускается вниз, он посылает вперед этот духовный зародыш. Так что человек посылает вперед то, что он подготовил для своего физического тела, за некоторое время до того, как он сам нисходит в физический мир.... Тем самым он оказывается в состоянии соотнести себя со всем космическим эфиром. И как последний акт этого спуска из духовных миров он вытягивает силы из всего мирового эфира, из которого он формирует свое эфирное тело. [...].
Так человек, после того как он имел чисто духовные переживания, спускается вниз, в физический мир, к новому сознанию» .40 Американская психолог Барбара Энн Брен-нан описывает инкарнационный процесс после рождения еще дальше: «Теперь начинается процесс медленного пробуждения в физическом мире. Вначале младенец очень много спит. Душа пребывает еще в высших энергетических телах. Она полностью предоставляет физическое и эфирное тело задаче физического роста. В начальной фазе ребенок должен привыкнуть к ограничениям трехмерного мира с принадлежащими к нему ощущениями. Я часто видела, что новорожденные имеют при этом большие трудности. Они все еще сохранили определенное сознание духовного мира, и им трудно отпустить их духовных товарищей по играм и духовных родителей и перенести свои симпатии на новых родителей... Они борются, чтобы разобраться, обрести себя в тесных границах своего маленького тела. - Если они покидают свое физическое тело, и я воспринимаю их в их высших телах, то они часто являются как духовные существа ростом более трех метров. Это дается им очень трудно... связать себя с Землей*41 (рис. 5, А и Б.)
«Духовно-периферийное панорамное сознание». Продолжающееся звучание мира до рождения. Ребенок смотрит на себя и мир «снаружи».-Это сознание дано, но вначале оно теряется. –
«Точечное земное отрывочное сознание»
Посредством чувственной организации ребенок учится смотреть на мир и, добавляя часть за частью, снова создает целостную картину мира. Это сознание должно быть выработано.
Рис. 5: Детское развитие протекает в постепенном преобразовании космического сознания в земное со всеми возможными пронизывающими друг друга промежуточными ступенями.
Итак, физическое рождение ребенка несет с собой внешнее сворачивание и перепривыкание сознания. Однако для земных отношений оно остается периферийно расширенным вокруг еще нуждающегося в формировании тела. Если теперь это действующее с периферии Я, которое хотело бы формировать тело и мозг, из-за многообразных обстоятельств и препятствий не сможет проделать здоровый инкарнационный, что означает идентификационный процесс, то развитие не дойдет до необходимого точечного Я-сознания, так как Я должно телесно проникнуть в физический чувственный организм и научиться им пользоваться.
Преобразование космического сознания в земное
Этот процесс стягивания и уплотнения является условием преобразования первоначального космического рода восприятия в земное сознание, в силы самоформирования и решения. Если этого не происходит и сохраняется слишком высокая мера этого целостного панорамного сознания, то отсутствует сила к концентрации, как и к решающему формированию жизни. У молодого человека и позднее у взрослого остается своего рода колеблющееся грезящее Я, которое позволяет увлечь себя от одного спиритуально завораживающего события к другому и не приводит свою жизнь и действия к <точке>.
Безграничность в духовном появляется тогда как беспредельность в земном измерении. Тогда отсутствует необходимая сила решительности к
самоопределяющему ведению жизни. Парадокс при этом, что такие люди хотя и креативны для самих себя и имеют интересные идеи и импульсы, однако часто остаются одиночками и проявляют мало силы к возможному коллегиальному сотрудничеству. А только здесь они смогут раскрыть свою настоящую силу.
Какими средствами может быть достигнуто здоровое уравновешивание у таких детей, неоднократно подробно описано. Это происходит через усиленное воспитание ощущений, обращение с реальными элементами мира, экзистенциальные природные опыты, общественные ритуалы, соответствующие игры, педагогику переживания и многое другое. Общее всех этих мероприятий состоит в том, что они должны быть пережиты детьми и молодежью в их экзистенциальном характере, только тогда будет затронута и активирована и их собственная внутренняя экзистенция.
Все педагогические и терапевтические меры являются важной помощью - особенно при дальнейшем развитии. Но они не заменяют того, что может быть задействовано благодаря непосредственному внутреннему благорасположению человека, благодаря высшему изучающему вниманию и любви. Впечатляющим примером тому является опыт американской учительницы специальной школы Тори Хайден относительно необузданно дикой и деструктивной девочки Шейлы.42 Со своим непоколебимым терпением, богатым воображением и способностью понимания она - несмотря на все неудачи - постепенно завоевывала доверие этого ребенка, и ей удалось открыть и активизировать ее дремавшую высокую одаренность, так что Шейла, в конце концов, смогла найти свое место в определенной ею самой жизни.
На таких примерах, с одной стороны, становится отчетливой высокая мера ответственности по отношению к таким детям, но, с другой стороны, и возможность помощи даже в необычно тяжелых случаях.
Итоги
Дети индиго и многие другие дети нового времени обладают высоким сознанием своей духовной сущности, а часто и воспоминаниями о ранних формах существования.
Эта духовная часть у этих детей присутствует раньше и сильнее, чем у других. Для ясновидящего наблюдения она воспринимается как духовное излучение ауры в индиго-цвете и других голубых тонах. Поэтому эти дети знают или чувствуют сильнее, кто они, чего они хотят, и проявляют это в самых разнообразных формах поведения. Их сознание протекает отчасти в других пространственных и временных измерениях. Их духовно-телесная конституция иная и менее плотно устроена, чем это было правилом прежде.
Это состояние делает возможным как то, что собственное духовное ядро личности может сильнее выразиться, так и то, что духовные силы окружения могут восприниматься непосредственно.
Формы проявления этого чрезвычайно индивидуальные. Они разыгрываются между экстремально богатой внутренней жизнью и вплоть до высокоактивной внешней жизни.
Из-за непонимания и неправильного обращения может дойти до серьезных ошибок в развитии, которые впоследствии запечатлеваются и в образовании мозга.
Что они ожидают от нас
· Процесс развития и инкарнации часто протекает тяжелее и требует больше индивидуального познания и позитивной расположенности от взрослых.
· Они имеют другое отношение к своему про-пускающе конституированному телу, котороедолжны формировать для себя в соответствиисо своими особыми духовными дарованиямикак инструмент своей сущности.
· Они нуждаются в изучающем и спрашивающем внимании и помощи родителей и воспитателей. Самой надежной силой восприятияих сущности является любовь к ним.
· Несмотря на эту потребность в помощи длятелесно-социального развития, они рано отграничивают себя от взрослого и ожидают, чтобы с ними обращались как с самостоятельными личностями.
· Они интенсивно сопереживают процессы всвоем окружении и ожидают, что это переживание будет серьезно воспринято. Особенно этодействительно для их спиритуальных восприятий. Они охотно рассказывают об этом, еслиих принимают серьезно. Они учатся при этомформировать образы и чувства в мыслях.
· Они ожидают, что в разговорах с ними будутобращаться как со взрослыми, и что духовная часть их сущности будет признана. Дажеесли они не все еще понимают, они ощущаютнамерение и настроение.
· Они ожидают объяснения и хотят соучаствовать в решениях. Это означает для взрослых,что надо найти время спрашивать, разговаривать, делать предложения, заключать договоренности.
· Они хотели бы уже рано участвовать в жизни,вносить свои собственные предложения по решению насущных проблем и применять своюкреативность. Они ожидают, что им доверятинтересные задачи и поставят цели.
· Их Я чувствует себя затронутым, когда их приглашают участвовать в решении и разделятьответственность. Они ожидают, что и взрослый придерживается принятых договоренностей и сам делает то, что ожидает.
· Они хотят своей собственной внутренней сущностью встретиться с Я взрослого человека.
· Это помогает им пробуждаться и созревать.
· Это Я придает силам души - мышлению, чувствованию, желанию - индивидуальную офор-мленность и формирует внутренние и внешниежизненные процессы. Эту силу формы детиожидают встретить у взрослого в последовательных надежных действиях, как оправданное, соответствующее его природе ограничение его выходящей из берегов и безграничной сущности.
· В принципе, они знают о своей потребностиразвития и принимают к сведению трезвоесуждение. Но они также ожидают, что взрослый таким же образом смотрит и на себя иобладает волей, чтобы развиваться дальше самому. Ожидаются честность и правдивость.
· Они ожидают тонкого восприятия их собственного состояния развития.
· Они имеют понимание трудностей взрослогои терпимость, если он сознается в них.
· Для того чтобы они смогли пронизать и про-структурировать свое тело и чувственно-нервную организацию, их духовно-интеллектуальная одаренность должна уравновешиватьсяусиленным обучением чувств и ощущений.43
· Помощью для них является - при всей самостоятельности - телесное соприкосновение, тепло, общность и ежедневные <ритуалы>. Это способствует инкарнационному процессу. Если они чувствуют себя угнетенными по причине чувств или образов из ранних жизней, помощью для них является открыто и с пониманием говорить об этом. Уже только мысль о повторяющейся земной жизни и разговор об этом может быть удивительной помощью для самопонимания и дает уверенность.
· Если они переживают события и существа из других, нематериальных измерений, то они ожидают серьезного разговора об этом и помощи взрослого для проясняющего понимания их опыта. Это дает им уверенность и успокаивает.
· На основе собственного спокойствия с этими детьми возможно вести разговор, который не получится из спонтанной и эмоциональной реакции. Выберите спокойное место и позвольте ребенку таким образом пережить, что вы вместе с ним ищете решение.
Самопознание взрослого
Предпосылкой и здесь является самопознание взрослого и его осознанное обращение с духовными и дугпевными фактами, а также усилия получить нужные знания.
Воля к самопознанию, самообладанию и самопреобразованию делает взрослого признаваемым партнером ребенка - таково его ожидание.
Терпение, которое мы имеем к себе самим и к своим слабостям, должно стать терпением к труд-
ностям развития ребенка, так как эти дети нуждаются в большем внимании и, прежде всего, в любви к тому духовному, что хотело бы в них проявиться.
Благодаря чему духовная сторона детей связывается с еще несовершенной телесностью, которая с точки зрения духовного измерения переживается как тесная, тяжелая и не дифференцируемая? Это пробужденное ощущение соответствующего состояния развития, изучающее понимание и, прежде всего, обращенная к ним любовь. Она является собственно той субстанцией, которая через бесконечно многосторонние процессы соединяет в единое дух и тело, гармонизирует и способствует полной силы внутренней жизни.
Тем самым названо, пожалуй, самое важное, чего эти дети ожидают от всех тех людей, которые в процессе своего воплощения на Земле уже дошли до определенной степени и имеют в этом опыт. - Горько, если миллионам детей доводится пережить совсем противоположное.
Из этого возникает основное положение спи-ритуальной психологии: «Мы должны вначале работать с родителями, так как ребенок хочет пережить, что родители тоже работают над собой и преобразуют себя. Потом очередь доходит до учителей. И только теперь имеет смысл работать с детьми».44 Конкретная задача для родителей и воспитателей поэтому в этом отношении означает: искать, спрашивать, проверять, приводить в движение, не применять непроверенными никакие схематичные представления, практиковать живое наблюдение, чтобы прийти к собственным новым понятиям, ведь каждое детское Я и его целостная сущность единственные в своем роде. - Все это означает для взрослого активизировать свое собственное Я. То, что мы встречаем в детях, кажется, заставляет нас пересмотреть все прежние установки. Все объяснения - это только подступы, пути к пониманию, которое мы, в конечном счете, должны устремить навстречу всем детям в этом новом и драматическом тысячелетии. Ведь именно на экстремальных формах поведения и проявления может быть отточено и сформировано чувство для восприятия сущности всех детей.