Двойственная природа человека

Основываясь на знании детей,.с которыми она работала, Хербуа описывает феномен индиго, который в настоящее время все сильнее выступает на передний план, в противоположность к человеку прошлого, который имел в своей ауре прежде всего много теплых цветов, много оранжевого, красного, желтого, но и теплого зеленого. Так современный человек характеризуется свойствами, представленными в этом особом синем, который может приближаться к черному или к более светлому. В этом выражаются две стороны двойной природы человека как латентно присутствующие возможности развития: человек с сильным «Я» может подняться до высших высот духовного, так что он сможет понять это и мыслительно, даже если он еще не видит имагинативно; с другой стороны, через силы, которые выражаются в черноватой холодности этого цвета, он может опуститься в самые глубочайшие глубины жизни, пасть и стать злым через свою высокоразвитую, холодную интеллектуальность .

Итак, для имагинативного восприятия этот синий индиго имеет дело с двумя потенциальными свойствами человека: наибольшее стремление к духовному и способность думать о духовных вещах и понимать их, с одной стороны. С другой -те же самые силы могут привести к декадансу, могут соскользнуть вниз и перейти в чисто материальное измерение. Тогда человек будет искать переживания и познания, которые таят в себе склонность разрушать, даже убивать. - Это два направления, которые могут быть узнаны в этом индиго и с которыми реально встречается терапевт, когда работает с детьми.

Это прежде всего с полным правом может быть пережито как большая загадка, если представить себе те случаи, когда интеллектуально высокоодаренные дети, которые тоже могут быть причислены к группе детей индиго, с редким «хладнокровием* убивали других детей. - Противоположность этому представляет совсем другая группа детей, которые как высокоодаренные и чувствительные существа духовно и художественно выросли в созидающие личности.

Таков широкий диапазон возможностей развития детей, с их бросающимися в глаза инород-

ными качествами, которые могут быть поставле ны во взаимосвязь с цветом индиго. С этой точки зрения обозначение «дети индиго» стало своего рода специальным понятием.

Идет ли при этом в самом деле речь о некоем типе нового поколения детей? Ответ на этот воп рос может дать только тщательное наблюдение

Особые свойства детей

«Они знают, кто они»

Часто уже вскоре после рождения они открывают глаза и ищут непосредственный зрительный контакт. Многие родители сообщают о том, что это взгляд сознающего себя зрелого человека. Поэтому уже не кажется чудом, когда из этого развивается способность быстро понимать окружающий мир и насквозь видеть взрослого во всех его внутренних побуждениях, как будто бы он прозрачный. С этой способностью связано также раннее самосознание, так что они «знают, кто они» и очень скоро могут дать понять, что они другие, не такие, как все другие дети. Есть ряд признаков, которые проявляются у многих из этих детей.

Их развитие часто в каком-то отношении кажется опережающим на год-два, в другом - наоборот, замедленным. Так, многие уже в полтора года говорят «Я» и умеют себя соответственно подать. Даже если явление носит чрезвычайно индивидуальные формы, все-таки некоторые особенности могут быть пережиты как очень характерные.

  • Они хотят, чтобы к ним относились с уважением и как к равноправным личностям.
  • Они приходят в мир с чувством, что они – их королевские величества, и часто ведут себя соответственно.
  • Они обладают чувством, что они «заслуживают быть в этом мире», и удивляются, если другие не разделяют этого мнения.
  • Чувство собственной значимости для них не является темой обсуждения; они часто совершенно отчетливо говорят родителям, кто они такие, что им нужно и чего они хотят, а также чего они не хотят.
  • Они имеют проблемы с абсолютным авторитетом, который не объясняется. Им не нравятся чувства вины и угроза наказаний. Они ни за что не делают некоторые вещи, так, им, например, трудно держать себя в рамках общепринятого.
  • Они сердятся и скучают, если все происходит как будто по схеме и не требует творческого мышления.
  • Они часто видят возможности, как можно было бы что-то начать делать лучше, дома или в школе, и таким образом на них часто смотрят как на детей, которые бунтуют против установившегося хода жизни и ни с какой системой не идут на компромисс.
  • Они действуют несоциально, это бывает, когда они вращаются среди себе равных. Если таковых, чье сознание структурировано аналогично, в их окружении нет, тогда они часто уходят в себя и имеют чувство, что они никем не поняты.
  • Школа для них - в социальном смысле - часто чрезвычайно трудна, так как они охотно учатся через опыт и эксперимент.
  • Они не хотят действовать по приказу, но ожидают, что с ними все обсудят, дабы можно было вместе поразмыслить и принять решение.
  • Они обладают обостренным чувством истины и ожидают идентичности, правдивости и самопознания; только это создает для них отношение доверия ко взрослому. Любая нечестность, любая попытка ввести в заблуждение сразу же будет замечена. Это приведет к тому, что они сразу же отдалятся, если почувствуют себя не воспринимаемыми серьезно или непонятыми.
  • Они принимаются за все, что их самих интересует, но требуются серьезные усилия, чтобы пробудить их интерес к чему-то другому. Часто они вспоминают - даже если иногда и кратковременно - о ситуациях из предыдущей жизни. Другие, напротив, экстремально сориентированы на настоящее и будущее и не интересуются прошлым.
    • Их поведение часто сильно зависит от их человеческого окружения; дома вполне обходительно ~ в школе совсем наоборот. Или: у собственной матери непослушно - у бабушки или другого взрослого тихо и мирно.


Незавершенные творения

Уже из приведенного выше видно, в каких индивидуально различных направлениях идет общее развитие этих детей и как сильно к тому же это развитие зависит от окружающих взрослых. Поведение взрослых по отношению к детям во многом определяет развитие последних. При этом уже внутренний настрой и мысли взрослых играют большую роль, так как воспринимаются детьми непосредственно. Их поведение является зеркалом их человеческого окружения.

Панорамное сознание

Следующим свойством наряду с ранним самосознанием и быстрым восприятием мыслей у многих из этих детей со всей очевидностью проявляется очень образное целостное восприятие. Такой способностью обладают многие так называемые легастеники. Это образное мышление, способное подобно молнии схватывать большие реальные взаимосвязи, а также тексты. Исследования показывают, что такое мышление происходит в четыреста-две тысячи раз быстрее, чем нормальное мышление, которое продвигается от мысли к мысли, от слова к слову.

Кто обладает таким образным мышлением, тот, если перед ним встает ситуация или образ некой вещи, сразу понимает, какое это имеет значение, даже если это и не сразу может быть сформулировано. Потому что нужно время и сила концентрации, чтобы ухватить отдельный пункт, концентрированно удержать его и потом шаг за шагом во времени и пространстве развить мысль, которая вначале появляется как определенный образ.

Эти дети могут свободно двигаться в пространстве, охватывая его своим сознанием. По этому поводу могут быть сделаны ошеломляющие наблюдения, которые с чисто физической точки зрения кажутся невозможными и о которых сообщают эти дети. Мы бываем очень ошеломлены, если они узнают и рассказывают, что происходит в другом углу комнаты или вообще в другом помещении.9 Из этого целостного образа восприятия вытекает, однако, трудность пунктуальной концентрации. Это называют «дезориентацией*. Однако именно на этом «панорамном сознании» основывается созидательная сила, которая при правильном применении способности восприятия превосходит так называемое линеарное мышление.

Великие личности часто обладают даром этого образного мышления, которое превосходит «нормальное мышление», вынужденное строить логическую последовательность мыслей только шаг за шагом, потому что образное мышление, и это оче-

видно, происходит в непространственной сфере.

Для описанных здесь детей такое образное схватывание является - поскольку они приносят его с собой - уже изначально само собой разумеющимся. Это отчасти объясняет их мнимую заносчивость по отношению к другим, или их скуку. Они замечают, что другим требуется больше времени, чтобы что-либо осознать, в то время как они сами уже давно обозревают предмет в большей взаимосвязи и уже имеют много вопросов по этому поводу. Тогда это создает нервную атмосферу, например, в классе. Некоторые из них таким образом «видят» решение математических задач или считывают их с мыслей учителя.

Но как обращаться с такими детьми? С их объемной способностью восприятия им с трудом дается именно упражнение и повторение пройденного. У них живет чувство, что они уже все могут. Осознание этого помогает понять, почему, несмотря на их ранний возраст, возникает полусознательное ожидание, что им должно быть позволено уже применять эту способность, должно быть позволено соучастие в планировании, в решении и в перенимании ответственности, так как эта воля к ответственности взаимосвязана с рано проснувшимся сознанием собственного Я. Другой стороной их отчасти односторонней технической, художественной, социальной или также ясновидящей одаренности является то, что они должны развиться до действительно социально-способных существ только с помощью взрослых, в том мире, где они подчинены законам пространства и времени.

Но когда это невысказанное ожидание учитывается, тогда они чувствуют себя, независимо от своего возраста, воспринятыми серьезно, как полноценные люди. - Это выдвигает, конечно, другие требования к родителям и учителям.

Обновить сущность образования

Один из пионеров работы с такими детьми, педагог и психолог-консультант Роберт Окер10 разработал целый ряд методов и сделал из них выводы.

«Как воспитатели, мы должны быть новаторами в развитии парадигм - мы должны заново перепроверить наши предположения о смысле, цели и функции воспитания и подняться на уровень нового сознания. Мы должны учить детей думать, а не говорить им, что они должны думать. Наша роль заключается в передаче им не знания, а мудрости. Мудрость есть прилагаемое знание. Если мы передаем детям только знания, мы говорим им, что они должны думать, что они должны знать и что они должны считать правдой.

Если же мы даем детям мудрость, то мы не говорим им, что они должны знать или что есть правда, а мы говорим им, как они могут достигнуть того, что для них самих является правдой. Конечно, мы не можем оставить без внимания знания, если мы передаем мудрость, так как без знаний нет мудрости. Определенное количество знаний должно передаваться от одного поколения к другому, но мы должны позволить детям делать свои собственные открытия! Знания часто теряются, мудрость же не забывается никогда.

Я считаю, что сущность воспитания состоит в том, чтобы развивать таланты и навыки детей, а не заполнять их память. Дети являются нашими вождями - мы должны были бы им помочь в развитии способности отыскивать свои собственные истины. Критическое мышление, умение решать проблемы, фантазия, искренность и сознание ответ-твенности - вот что должно стать ядром воспитания детей 21-го века.

Мое видение воспитания будущего базируется на безусловной любви. Это является эссенцией нового человеческого существа. Ведь доверие к себе детей индиго является центральным фактором, который определяет успех всей их жизни... Действительное воспитание будет включать в себя тело, душу и дух, которые по своей сути свободны и независимы. Задача настоящего воспитания ввести людей в жизнь, [...] Мы должны обновить сущность воспитания, чтобы человек мог становиться лучше. [...]. Многие из этих детей не забыли золотого Ангела в самих себе, который светит сквозь фильтр их индивидуальности.»

Скрытая воля к самостоятельности

Если мы признаем, что в детях живет нечто самостоятельное и самобытное от их более раннего существования, что они только постепенно могут выразить через свою телесность, то тогда объясняется их раннее и сильное стремление к самостоятельности, которое они хотели бы выразить в различных формах и ситуациях. Имеется в виду не физическая телесность, а то скрытое в ней, что требует уважения и признания.

Они требуют к себе почти безграничной благосклонности, любви и внимания, когда они часто неуклюже, по-детски, но навязчиво дают о себе знать и уже в двух-трехлетнем возрасте вмешиваются в разговоры взрослых, желая участвовать в обсуждении, даже говорить им, что они должны делать , и одновременно с этим непоколебимо стремятся осуществить свои собственные планы, - но это является только одной стороной.

Другая экстремальная сторона этого притязания на самостоятельность проявляется у некоторых очень рано в различных формах отграничения. Вот несколько примеров: Одна мать, которая с большими надеждами ожидала рождения ребенка, рассказывала мне: «Это было совершенно необычным. С самого начала этот ребенок сопротивлялся любому прикосновению к нему. Единственно, что мне было позволено - прикладывать его к груди. - Потом я с нетерпением ждала его первого слова, думала, будет «мама». Знаете, какое было первое слово? Это было «Нет!» Другая женщина, которая долго и страстно желала ребенка, рассказывает о своем двухгодовалом, очень разговорчивом и подвижном сыне с яркой собственной волей, что он сказал ей, что пришел на Землю только из-за маленькой соседской девочки. Ее, мать, он только использовал для этого! «Я могу обращаться с этим ребенком только как с партнером. Я все должна с ним обсуждать и позволять ему соучаствовать в принятии решений. По-другому не получится».

Между воспитательницей вальдорфского детского сада и ее сыном - одним из троих ее детей, -которому она дарила много понимания и материнской любви, тоже должны были уже очень рано возникнуть такие партнерские отношения. В шесть лет он однажды так отреагировал на ее материнские усилия: «Я ничего не хочу от тебя. Я только хочу, чтобы ты была сама собой. И на ее отчаянное восклицание: «Да, но что же я еще должна для тебя сделать?» - «Будь такой, какой ты должна быть. Будь только самой собой, тогда я буду доволен». Ее комментарий по этому поводу: «Таких детей нельзя воспитывать в привычном смысле. Можно только договариваться с ними, сопровождать их и следить, чтобы с ними ничего не случилось.

У всех этих феноменов можно наблюдать сильно ускоренную индивидуализацию. Так и валь-дорфским педагогам опробованные и проверенные рекомендации, которые основываются, например, на семилетних ритмах развития или учении о темпераментах, иногда кажутся уже неприемлемыми. Но, как уже было сказано, для этих детей они тоже действительны, потом, в последующем возрасте, эти дети должны будут позволить обучать и воспитывать себя вместе со всеми другими.

Здесь также требуются креативность, фантазия и присутствие духа учителя.

Разные типы

При всем разнообразии манер поведения, присущих таким детям, тем не менее, просматриваются определенные главные группы, которые вытекают из характерной основной предрасположенности и по-разному формируются у мальчиков и девочек. Уже названная психолог Н. Э. Тэпп, сопровождающая развитие таких детей более двадцати лет, описывает четыре основные типа, которые я хотел бы кратко охарактеризовать.11 Она также указывает на предрасположенность к некоторым специальным жизненным задачам, например, профессиональным, которые, по ее мнению, она . могла у этих детей наблюдать:

Гуманистический тип:

Он гиперактивен, чрезвычайно общителен, разговаривает со всеми и в любое время, очень дружелюбно. Эти дети имеют четко сформированные мнения, но часто ведут себя очень неловко, что касается их тела. Часто они играют одновременно с многочисленными игрушками.

Идейный тип:

Это дети индиго, ориентированные на идеи. С этой предрасположенностью им более важны проекты, чем люди. Они - будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и офицеры. Они телесно не неуклюжи, а как дети часто даже очень спортивны, но у них есть проблемы с контролем, и они пытаются манипулировать другими. Если им это позволить, то возникнут большие проблемы. В подростковом возрасте такой тип склонен к зависимым болезням, прежде всего к наркотикам. В данном случае родителям следует тщательно наблюдать за поведением детей.

Творческий тип:

Это маленькие художники и художницы. Дети этого типа очень впечатлительны, часто маленького роста, хотя и не всегда. Они творцы, возможно учителя, люди искусства завтрашнего дня. Чем бы они ни занимались - они будут концентрироваться на творческой стороне дела. В возрасте четырех-десяти лет они могут хвататься за двадцать различных видов искусства; они занимаются пять минут одним делом, потом откладывают его. Но позже, в юношеском возрасте, они просто ухватятся за одно поле деятельности или одно стремление и станут виртуозами в этой области.

Многомерный тип:

Они взрослее всех остальных, и в возрасте одного-двух лет вы уже ничего не можете им сказать. Они парируют все, нанося ответный удар: «Я же это знаю! Я могу это один! Оставь меня!» Это те, кто принесет в мир новые философии и новые религии. Эти дети могут быть особенно трудны в обращении, так как они вчленяются в наше общество еще меньше, чем другие три типа.

Что можно сделать?

Так Тэпп описывает четыре типа детей. Родителям она дает рекомендации, как, в принципе, можно обращаться с этими сознающими себя и неустрашимыми детьми, если они упрямо любой ценой чего-то хотят добиться: «Ну, объясни мне, почему ты это хочешь сделать. Давай присядем и поговорим об этом. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь? Давай просто проиграем это. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь?!» Если ребенок скажет, что, по его мнению, произойдет, вы спросите: «Хорошо, что ты будешь тогда с этим делать?» Тогда он, может быть, скажет Вам, как он будет реагировать на это. - Вы должны так захватить маленьких детей индиго, чтобы проделать это, иначе они не будут участвовать в игре. - С той минуты, когда Вы начинаете говорить, говорите с ними очень открыто. Потом подведите их к тому, чтобы проговаривать вещи. - Но не свысока, так как они уважают человека не только потому, что он старше! - Это уважение взрослые должны еще только завоевать. Нужно просто выслушать этих детей. Последовать инстинкту и попытаться оставить стремление казаться авторитетной персоной. Позвольте детям высказать, что им нужно, и объясните им потом, почему вы не можете им дать это или почему здесь все в порядке и они получают то, что требуют. И действительно, не требуется ничего другого, кроме как слушать их. Дети индиго очень открытые». - Но в другом месте она говорит: «Одно очень важно; будьте последовательны в собственном поведении!» Также и в постоянно повторяющихся ситуациях переживания собственного отчаяния, вызванного их необычным поведением,, эмоциональное восклицание: «Что же мне с тобой делать!» - просто бесполезно. Вопрос должен быть поставлен по существу, и нужно действительно ожидать ответа: «Скажи мне, что я должен с тобой делать?» Ребенок должен тогда иметь возможность поразмышлять; возможно, ситуацию и собственное ее видение или сомнение следует описать еще подробнее. Если ответа не последует, можно помочь двумя-тремя предложениями. Это приведет их вначале заблокированную волю в движение, так как они же хотят со-решать. Если они заметят, что деятельность их Я востребована, они станут общительнее и, возможно, внесут предложения, облегчающие общение с ними самими, которые возникли только что в разговоре.

Многие родители обращаются с молитвами к ангелу ребенка, представляя при этом как можно образнее, как он обволакивает ребенка своей светящейся, бело-золотой защищающей фигурой и посылает ему укрепляющие и помогающие силы.

Также и молитва вместе с детьми, пока они еще маленькие, относится к этой помощи.

Миссия сегодняшних детей

Я хочу назвать несколько основных черт, которыми детский терапевт Хеннинг Кёлер характеризует некоторых из этих детей. Он много лет консультирует в основанном им «Институте Яну-ша Корчака» возле Штуттгарта. Его характеристики различных типов кажутся мне очень меткими и полезными для тренировки собственного восприятия.

В одном интервью12 в марте 2001 г. вопросом «Какие человеческие качества сегодня в особой мере подвержены угрозе?» он указывает на то, что дети, которые сейчас среди нас и придут в последующие времена, имеют особый интерес к тому, чтобы спасти именно эти'качества, и спрашивает: «Не имеют ли так называемые девиантные дети в действительности особые силы, которые взаимосвязаны с недостатками нашей цивилизации? » С середины девяностых он старается обратить внимание на особые дарования этих детей. Понятие «несоответствующие времени профили дарования» он применяет, чтобы сказать, что время явно еще не созрело, чтобы понять, с чем мы имеем дело: «Эти дети ступают на Землю действительно так, что можно говорить об «отклоняющихся конфигурациях членов существа человека». Но эти отклонения как таковые ни в коем случае не являются признаками болезни, а предвещают преобразование сознания. Устремляющееся сюда будущее наталкивается на застывшие общественные и институциональные структуры. В этих структурах отразился тот дух, из которого не может быть развито понимание того, что эти новые дети приносят с собой. Возникающие в результате этого конфликты значительно обострились за последние пятнадцать лет».

На основе своей практической работы он выделяет четыре основные группы детей с особыми свойствами, которые я хотел бы здесь привести. Его феноменологический образ рассмотрения открывает важную возможность углубления и понимания и побуждает к собственным наблюдениям.

Души утешителей и сиделок

Кёлер указывает на то, что сегодня в любом школьном классе можно найти нескольких чувствительных, пугливых, нежных, очень «тонкокожих» детей, чаще девочек, которые вызывают беспокойство, так как они выглядят очень беззащитными. Он называет их типичную особенность: «пороговые страхи (каждое изменение ситуации вызывает ужас), страхи перед неудачей, страхи при засыпании. Из-за своей чрезмерно сильной потребности в защите они часто слывут тиранами семьи. Это может дорасти до настоящего безумия. Они придают чрезвычайное значение ритуалам с настроением, очень нуждаются в гармонии, чаще всего никуда не идут без родителей и постоянно испытывают страх, что произойдет что-то плохое. Если посмотреть на это точнее, проявится следующее: они боятся в первую очередь не за себя, а за других. Вся их забота направлена на хорошее самочувствие матери, отца, братьев и сестер, всех близких людей. Также и животные включены в эту сверхозабоченность, даже растения... Преобладающая существенная черта этих детей - глубокая сила переживания, выраженное чувство ответственности за других, за все, что живет. Они настроены глубоко религиозно». Он указывает еще на то, что их сенситивная сущность не приносит им никакой пользы. Они «чувствуют насквозь» («видят насквозь» было бы неправильным выражением) любую нарочитость поведения. Какой-то учитель может говорить так дружелюбно, выступать так привлекательно - но если он внутри наполнен злобой или печалью, ребенок знает это сердцем... и несчастен, так как не может помочь. - Это души утешителей и сиделок. [...]. Мы здесь имеем дело с качеством, которое в нашей цивилизации стало редкостным, а с другой стороны, оно неотложно необходимо, как вода в засуху. - Если такого рода существу грозит опасность «опрокинуться» в патологическое, в требующее лечения состояние страха, тогда это происходит в результате мучительного несоответствия между душевным теплом этих детей и морозным климатом времени. Они промерзают до глубины».

Наши рекомендации