Наглядный и речевой материал по темам: «Осень», «Огород», «Овощи», «Сад», «Фрукты»
1. Растут, цветут, зреют: Альбом для раскрашивания. — М., 1989. (Фрукты, овощи).
2. Баранников И.В. и др. Русский язык в картинках. — Ч. 1. — М., 1984. — С. 120-121, 34-35, 36-37.
3. Большой словарь Уолта Диснея. — Минск, 1995. — С. 34-35. (Сад, огород).
4. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. — Киев, 1981. (Лист 24 — осень. Лист 61 — фрукты).
5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего, дошкольного возраста. — М., 1985. (Сюжетная картина «Тяпа и Топ сварили компот»).
6. Зыков С.А. и др. Звездочка. — М., 1976. — С. 46-49, 32-34, 28-31.
7. Кузьмина Н.И. и др. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 43-46, 132, 137.,
8. Лоза Г.Ф. Альбом для развития'речи детей раннего возраста. — Киев, 1981. (Сюжетная картина «Угощение», фрукты).
9. Семко Т.П. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 13 (уборка овощей), 18 (посадка рассады овощей).
10. Соловьева О.Я. Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1978. (Предметные картинки: помидор — помидоры, яблоко — яблоки,, груша — груши, лимон — лимоны).
11.Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. — Прага, 1979. (Предметные картинки: овощи, фрукты, сад).
12.Тумакова Г.А. Звучащее слово. — М., 1980. (Овощи).
13.Файнштейн. В детском саду (Осень, овощи). (Серия «Мир в картинках»)
Занятие 12: «ОДЕЖДА»
Цели: активизировать в речи детей словарь по теме; закреплять умение сравнивать два предмета одной группы.
Задачи:
Л. Вводить в речь детей названия предметов одежды и их частей, обобщающие понятия одежда, обувь; послоговое проговаривание слов: ком-би-не-зон, ка-пю-шон.
Г. Изменять существительные по числам.
Образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Закреплять понятие рода путем согласования слов мой, моя, (мое — с сильной подгруппой), один, одна, два, две с существительными.
Обратить внимание на неизменяемость слова пальто.
П. Употреблять союз «а» при сравнении предметов.
Составлять предложения из 3-4 слов (П + С + Вин. п.; П + С + Вин. п. + Дат. п.) с дополнениями
С. Обучать составлению загадок о предметах одежды по называнию деталей. Материал:
1.Натуральные предметы одежды (в которую одеты дети).
2. Предметы одежды детей в их шкафчиках в раздевальной комнате.
3. Предметные картинки.
4. Куклы из картона с набором бумажной одежды у каждого ребенка на столе.
5. Сюжетные картины: «Осень» (41), «Зима» (43), «Стирка» (32) — из «Альбома...» Г.Ф. Лозы.
Приемы, упражнения:
1.Прежде чем войти в кабинет на занятие, дети по просьбе логопеда открывают свои шкафчики в раздевальной и называют одежду по образцу: Это моя куртка. Это моя шапочка. Это мой шарф. Это мой свитер. И т.д.
2. Обобщенное называние всех предметов: одежда и обувь, (внизу).
3. Называние предметов одежды на предметных картинках, распределение их на 2 группы: одежда, обувь.
4. Дид. игра «Один — много» по предметным картинкам.
Логопед с участием детей называет одежду в соответствии с тем частями тела, на которые она надевается (шапка — шапки, кепка —кепки, косынка — косынки, панама — панамы, шляпа — шляпы;
кофта — кофты, шуба — шубы и т.д.).
Обратить внимание: платок — платки, носок — носки.
5. Рассматривание сюжетных картинок и называние на них одежды детей по сезонам: осенняя одежда, зимняя одежда, летняя одежда.
6. Составление предложений по картине «Стирка» с употреблением существительных в уменьшительной форме.
Маша стирает платьице.
Таня вешает маечку.
Таня повесила трусики, ленточку и штанишки.
7. Обратить внимание на разное значение слов: стирает (одежду) — моет (куклу).
8. Дид. игра «Оденем куклу на прогулку» (картонная кукла с набором одежды). Обговаривание действий детей:
— Что ты делаешь?
— Я надеваю кукле платье (платьице).
-- Я надеваю куртку кукле (курточку
— Я надеваю ком-би-не-зон.
— А ты, Оля, что надеваешь своей кукле? И т.д.
9. Называние деталей платья и рубашки, куртки и пальто; сравнение этих предметов попарно.
Образец: Платье — рубашка:
воротник — один воротник — воротничок;
рукав — два рукава — рукавчики;
карман — один карман — два кармана — карманчик;
пуговица — пуговицы, одна пуговица — две пуговицы;
петля-— петелька — петли — петельки, одна петля — две петли;
рукавчик короткий —рукав длинный;
рубашка короткая — платье длинное.
10.Отгадать загадку логопеда (по названным деталям узнать целый предмет).
11.Составление загадок детьми по аналогии.
12.Составление словосочетаний со словами шуба и пальто с целью показать неизменяемость слова пальто.
Надеваю шубу. Надеваю пальто. У меня нет шубы. У меня нет пальто. Пуговицы у шубы. Пуговицы у пальто.
Пришили к шубе. Пришили к пальто.
13. Физкультминутка.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются,
Два глаза закрываются.
Занятие 13: «ОДЕЖДА»
Цели: учить детей умению запоминать короткие стихи; при проговаривании их не нарушать грамматическое оформление слов и словосочетаний, соблюдать рифму и ритмический рисунок произведения.
Задачи:
Л. Выделение из стихотворения уменьшительной формы существительных, объяснение слова «неумелочка».
Активизация глагольной лексики по теме: антонимы (одевать — раздевать, надевать — снимать, одеваться — раздеваться, завязывать — развязывать, застегивать — расстегивать), различение действий (одевать — надевать; вешать — класть.— ставить).
Г. Употребление в практических упражнениях предлогов в, на.
П. Употребление простых предложений из трех слов, с однородными дополнениями, с предложными конструкциями. С. Заучивание короткого стихотворения. Материал:
1.Сюжетные картинки для составления предложений.
2. Текст стихотворения «Таня-неумелочка».
3. Карточки-сигналы с условно-графическим изображением предлогов в, на.
Приемы, упражнения:
1. Беседа о самостоятельности детей при одевании и раздевании. Ответы на вопрос что ты делаешь сям? (сначала при одевании, потом при раздевании) по представлению детей.
Я сам надеваю брюки. Я сама надеваю кофту.
— А умеешь ли ты застегивать брюки (кофту)?
Проговаривание слова: за-сте-ги-ва-ю.
Я сам застегиваю брюки.
— Кто умеет завязывать шапку (шарф)?
Я умею завязывать шапку.
Я сам завязываю шапку (шарф). Я сама расстегиваю пуговицы. Я умею развязывать шнурки. И т.п.
— А чего ты еще не умеешь делать?
Я не умею завязывать (развязывать) шарф. И т.п.
2. Выделение слов-действий с противоположным значением (одеваться — раздеваться, завязывать —развязывать и т.д.).
3. Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам: кто? что делает? что сделал? что?
Вова надевает сапоги. Лида снимает фартук.
— Про что еще можно сказать «надевает», «снимает»?
Таня надела пальто, сапоги и шапку.
Леня снял куртку, сапожки и шапочку. Лена завязывает (развязывает) шапочку. И т.п.
4. Различение слов надевает — одевает по сюжетным картинкам.
Мама одевает дочку.
Девочка сама одевается. Она надевает куртку.
Девочка одевает куклу. Бабушка сама одевается. Она надевает шубу.
5. Чтение логопедом наизусть стихотворения «Таня-неумелочка».
6. Беседа по содержанию стихотворения.
7. Словарная работа:
значение слова «неумелочка»;
сапожки — сапоги, чулочки — чулки;
надевают (мама надевает, папа надевает, мама и папа надевают).
8. Заучивание стихотворения сопряженно с логопедом, отраженно по 2 и 4 строчки.
9. Чтение стихотворения наизусть теми детьми, кто его запомнил.
10. Различение действий: ставить (стоит), вешать (висит), класть (лежит) с использованием таблицы,
Что висит? (Шуба, ножницы, полотенце, халат, платье). Что лежит? (Карандаш, тетрадь, мяч, нож, вилка). Что стоит? (Чайник, ваза, туфли, будильник, стакан).
11.Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием карточек-сигналов предлогов в, на.
Девочка вешает шубу в шкаф. (Внутрь — в). Мальчик кладет шапку на полку. (Наверх — на). И т.п. Сигналы: в— контур кубика, внутри кубика мячик; на — на таком же контуре кубика тот же мячик.
12. Физкультминутка. Проговаривание стихотворения «Таня-неумелочка» под движение шагом (логическое ударение хорошо сочетается с шагом правой ноги).
Занятие 14: «ОДЕЖДА»
Цели: развивать языковое чутье детей путем образования и употребления приставочных глаголов; развивать понимание описательной речи.
Задачи:
Л. Активизировать лексику по теме; введение в речь детей слов портниха, швея, швейная машина, швейная фабрика, ателье; ткань в полоску, в клеточку, в горошек, без рисунка; виды отделок, украшений: оборки, складки, кружева, вышивка.
Различение глаголов: шить — вязать — вышивать.
Г. Образование и употребление приставочных глаголов (приставки при-, за-, вы-).
Ответы на вопрос кому?
П. Составление предложений типа: П + С + Вин. п. + Дат. п. (кто? что делает? что? кому?).
Употребление усвоенных типов предложений. С. Понимание описательного рассказа логопеда. Заучивание наизусть четверостишия. Материал:
1.Сюжетные картинки для составления предложений.
2. Табличка «Портниха».
3. Детали кроя кукольного платья у каждого ребенка.
4. Натуральные предметы одежды с различными украшениями (вышивка, оборки, кружева, складки).
5. Текст для заучивания:
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Подожди немного, кошка,
Будет и тебе одежка.
Приемы, упражнения:
1.Беседа «Где берем одежду».
2. Рассматривание и высказывания детей по сюжетным картинкам «Магазин одежды», «На швейной фабрике».
3. Составление предложений по табличке «Портниха»:
Портниха шьет платье. Портниха шьет брюки. И т.п. Портниха шьет платье и брюки. Портниха шьет брюки и платье. И т.п. Портниха шьет платье, брюки и пальто. И т.п.
4. Распространение предложений дополнением, отвечающим на вопрос кому?
Портниха шьет платье маме.
Бабушка шьет сарафан внучке (Маше, девочке).
5. Дид. игра «Портниха или портной». Детали кроя каждому ребенку. Составление словосочетаний:
Карман (пуговицы) надо пришить.
Рукав (рукава) надо вшить.
Низ (подол) надо подшить.
Дырку надо зашить.
Узор надо вышить.
Выделение действий: шить — пришить — подшить- заилить.
6. Украшение платья и обговаривание:
Я пришиваю кружева.
Я вышиваю узор. Я пришиваю оборки.
7. Рассматривание детской одежды (расцветка ткани, украшения, детали).
8. Дид. игра «Потерялся мальчик» или «Потерялась девочка».
Логопед: Внимание! Внимание! В нашем магазине потерялась
девочка пяти лет. На ней красное платье в белый горошек. На платье два кармашка и белый воротничок. На голове у девочки красный бантик. На ногах белые носочки и красные сандалики. Кто найдет эту девочку, приведите ее ко мне. И т.п.
9. Рассматривание вязаных предметов одежды, называние по памяти того, что необходимо для вязания, и составление предложений по сюжетным картинкам:,
Бабушка вяжет шарф внуку. Девочка вяжет кофту кукле. Мама вяжет шапку дочке.
10. Заучивание наизусть четверостишия.