Речевой и наглядный материал по темам: «Наше тело», «Предметы ухода за телом»

1.Баранников И.В., ВарковицкаяЛ.А. Русский язык в картинках. — М., 1984.— Ч. 1. —С. 26-29.

2. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. Киев, 1981.

3. Зыков С.А. и др. Звездочка: Картинное пособие по развитию речи для детей 1 класса школ глухих. — М., 1976. — С. 19-20, 38-40.

4. .Кузьмина Н.И., Рождественская В.Я. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 36-37.

5. Семко Г.Я. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 16.

6. Соловьева О.И. Альбом по развитию речи «Говори правильно»: Наглядное пособие для детских садов. — М., 1978.

7. Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. — Прага, 1979.

Занятие 7: «ОСЕНЬ»

Цели: дать представление о выразительной и изобразительной роли слова в предложении (слово — признак предмета); развивать язы­ковое чутье, активизировать речь детей.

Задачи:

Л. Активизация словаря глаголов и прилагательных по теме. Уточнение значения слов: листопад, осенний.

Г. Выделение слов на вопросы: какой? какая? какие? Согласование их с существительными им. п. в числе.

П. Составление предложений типа: П + С и С + П. Графическая запись предложения. Распространение предложения определениями.

С. Добавление слов, словосочетаний в речевой игре. Заучивание загадки об осени.

Материал:

1.Натуральные листья с деревьев (разного цвета, формы и состояния).

2. Репродукции картин И.С. Остроухова «Осень», В. Серова «Погожая осень».

3. Текст загадки.

4. Текст для речевой подвижной игры.

5. Полоски зеленого цвета (20 х 3 см) для графической записи предложения (демонстрационные).

Приемы, упражнения:

1. Узнать тему занятия по прочитанному логопедом четверо­стишию:

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад.

Листья с тополей летят,

Под ногами шелестят.

2. Беседа о признаках осени.

3. Составление предложений с использованием картин и наблю­дений детей.

Осень наступила. Осень пришла. Осень идет. Листья падают (опадают, осыпаются, летят). Листья шелестят (шумят, шуршат).

Побуждающий вопрос логопеда: «Как сказать по-другому?» или «Кто скажет по-другому?»

4. Дид. игра «Живые слова» (составление двусоставного пред­ложения П + С и перестановка его членов местами: С + П).

5. Графическая запись аналогичных предложений (Дождь идет. Идет дождь).

6. Подвижная игра с листьями с речевым сопровождением:

Мы, листики осенние,

На дереве висели.

Ветер дунул — полетели,

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Завертел их, закружил

И на место опустил.

7. Подбор определений к существительным:

листья (лист) —желтые, красные, зеленые, сухие, разноцветные, осенние;

ветер (ветры) — холодный, сильный, резкий, осенний;

дождь (дожди) —мелкий, частый, холодный, неприятный, осен­ний;

туча (тучи) — серая, темная, большая, низкая;

день (дни) — короткий, длинный, холодный, пасмурный, груст­ный, печальный, осенний.

Обратить внимание на значение слов «осенний, осенние, осен­няя» (погода).

8. Распространение предложений определениями:
Дует (какой?) ... ветер. Идет (какой?) ... дождь. Наступила (какая?) ... осень. Дни стали (какие?) ....

9. Заучивание загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает.

Когда это бывает?

Занятие 8: «ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА "ОСЕНЬ НАСТУПИЛА"»

Цели: учить детей соотносить явления действительности с их ото­бражением в живописи и речи; учить пересказу короткого текста с опорой на картину.

Задачи:

Л. Активизация глаголов и прилагательных в речи детей.

Г. Согласование прилагательных с существительными им. п. в числе и роде.

П. Употребление в практических упражнениях предложений усвоенных типов.

Анализ предложения из трех слов (П + определение + С).

С. Обучение детей пересказу короткого текста своими сло­вами.

Материал:

1.Натуральные листья с осенних деревьев (сухие).

2. Сюжетная картина об осени с дождем (или пейзаж).

3. Текст рассказа.

4. Таблица «Ветер» (картинки с изображением разных действий ветра).

5. Полоски для графической записи предложения.

Приемы, упражнения:

1.Выполнение различных действий с листьями, слушание их шелеста, шороха.

2. Составление предложений из трех слов: С + определение + П (Шумят сухие листья. Шуршат осенние листья. И т.п.).

3. Дид. игра «Живые слова» или графическая запись предло­жения указанного типа.

4. Рассматривание картины. Обратить внимание детей на изо­бразительные средства, используемые художником для отражения признаков осени.

5. Составление предложений о ветре по самодельной таблице (Ветер надувает парус. Ветер срывает листья. И т.п.).

6. Подвижная игра с листьями.

7. Чтение логопедом текста «Осень наступила».

8. Ответы на вопросы по содержанию.

9. Повторное чтение с акцентом на изобразительные средства (глаголы-синонимы, эпитеты).

10. Чтение рассказа с установкой на пересказ и добавление
слов, словосочетаний детьми.

Пересказ текста ребенком своими словами

Осень наступила

Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые. Скоро, видно, зима настанет».

Занятие 9: «ОГОРОД. ОВОЩИ»

Цель: обучать детей умению пользоваться условно-графической схемой при перечислении признаков предмета, умению' сравнивать два предмета одной группы по признакам.

Задачи:

Л. Активизация предметного словаря по теме, обобщающего слова «овощи» и прилагательных в речи детей (цвет, форма, вели­чина, вкус, на ощупь).

Г. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Закрепление навыка словообразования и словоизменения.

П. Составление предложений с противительным союзом «а» при сравнении овощей.

С. Сравнение овощей по их признакам и составление элемен­тарного описания овоща с опорой на условно-графическую схему.

Материал:

1.Набор натуральных овощей или муляжей.

2. Предметные картинки.

3. Условно-графическая схема (таблица) для описания овощей.

4. Картина «Овощи» из пособия Г.А. Тумаковой «Звучащее слово».

Приемы, упражнения:

1.Рассматривание овощей и их изображений на картинках.

2. Ощупывание натуральных овощей или муляжей.

3. Определение вкусовых качеств овощей (по возможности).

4. Называние овощей в натуре и по картинкам: каждого в отдельности и всех вместе.

5. Дид. игры: «Один — много», «Большой — маленький»:
огурец — огурцы огурец — огурчик
помидор — помидоры помидор — помидорчик
кабачок — кабачки репа — репка

тыква — тыквы морковь — морковка,

6. Сравнение овощей по два, называя их признаки с опорой на условно-графическую схему (помидор — огурец, репа — огурец, помидор — морковь и др.).

Например, помидор и огурец: I

Помидор круглый, а огурец овальный (длинный). Помидор красный, а огурец зеленый. Помидор мягкий, а огурец твердый. Помидор гладкий, а огурец шершавый. Помидор кислый, а огурец сладкий.

7. Описание помидора, репы с опорой на схему.

Это помидор. Помидор — овощ. Он круглый, красный, мягкий, сочный, вкусный.

8. Дидактические игры «Овощи-толстячки» и «Овощи-худышки».
Изобразить овощи круглые, толстые — надуть щеки, назвать их. Изобразить овощи овальные, длинные, тонкие — втянуть щеки, назвать их.

9. Называние овощей по заданному цвету или форме с опорой на картинки.

10. Упражнение на согласование прилагательного с существи­тельным — из двух овощей назвать тот, про который можно ска­зать: красная, красный; желтая, желтый; зеленая, зеленый и т.д.

11.Игра с движениями «Овощи завяли».

12. Задание воспитателям — уточнить понятие «огород»: забор — ограда, огораживать — огород. Дид. игра «Загородим огород».

Занятие 10: «ОГОРОД. ОВОЩИ»

Целъ: показать возможности расширения рассказа-описания путем введения слов-действий.

Задачи:

Л. Активизировать словарь действий и признаков по теме.

Г. Употребление в практических упражнениях глаголов 3-го лица настоящего времени ед. и мн. ч. (растет — растут), совершен­ного и несовершенного вида (сажает — посадил), прошедшего вре­мени муж. и жен. р.

Согласование прилагательных с существительными.

П. Составление предложений с однородными подлежащими.

С. Составление загадок-описаний об овощах. Составление рас­сказа-описания какого-либо овоща.

Материал:

1.Кнопочные грядки или изображение грядок на картоне с прорезями.

2. Муляжи.

3. Набор вырезанных по контуру овощей (для грядок).

4. Предметные картинки с изображением овощей.

5. Детские альбомы.

6. Таблица для описания.

7. Сюжетные картины («Посадка рассады овощей»).

8. Текст стихотворения «Огород».

Приемы и упражнения:

1.Дид. игра «У меня нет». Дети по своим альбомам называют овощи. Один называет, остальные отмечают фишками. У кого нет названного овоща, говорит: «Уменя нет свеклы (репы, огурца и т.д.)».

2. Называние овоща (картонный контур), лежащего на столе у каждого ребенка, со словами один, мой (огурец, кабачок, помидор); одна, моя (морковка, репа, тыква).

3. Составление загадок-описаний овоща (того, что лежит на столе) с опорой на таблицу. Загадку заканчивать вопросом что это?

Образец: Круглая, желтая, гладкая, твердая, сладкая, хрустящая. Что это?

4. Дид. игра «Сажаем овощи». Каждый вставляет в прорезь грядки свой овощ и говорит: «Я сажаю морковь».

Логопед: Дети:

Что делает Оля? Оля сажает морковь.

Что сделала Оля? Оля посадила морковь.

Что делают дети? Дети сажают овощи.

Что сделали дети? Дети посадили овощи.

5. Изменение по числам глагола расти (помидор, огурец, кабачок, тыква — растет; помидоры, огурцы, кабачки, тыквы — растут).

Помидор и огурец растут. Кабачок и репа растут Овощи растут.

6. Заучивание полного ответа на вопрос: Где растут овощи?
(Овощи растут в огороде на грядке).

7. Распространение предложений однородными подлежащими. Обратить внимание на место союза «и». Что растет в нашем огороде? В огороде растет морковь. В огороде растут морковь и репа. В огороде растут морковь, репа и огурцы. (Берем 2-3 однородных члена.)

8. Составление рассказа-описания овоща (более полного).
Образец: Это огурец. Он длинный, зеленый, твердый, хрустящий, вкусный, полезный. Огурец — овощ. Он растет в огороде на грядке.

9.Чтение логопедом наизусть (а затем вместе с детьми) стихо­творения «Огород»:

В огороде много гряд.

Тут и репа, и салат,

Есть и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Занятие 11: «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ "РЕПКА"»

Цели: развивать синтаксическую сторону речи детей; учить пере­сказу знакомой сказки с использованием прямой речи, соблюдать последовательность появления и расположения действующих лиц в ряду.

Задачи:

Л. Активизировать словарь по теме, слова-действия при уборке овощей.

Г. Познакомить с предлогами «на», «в» в пространственном значении (вопросы: куда? где?); формировать умение строить пред­ложные конструкции с ними.

Закреплять изменение глаголов (задача занятия 10).

П. Использовать в практических упражнениях предложения усвоенных типов.

С. Развивать связную речь при сопряженном проговаривании сказки «Репка» (в игре-инсценировке).

Материал:

1.Настенная картина-иллюстрация «Репка».

2. Набор фигур для фланелеграфа (настольного или пальчи­кового театра) по сказке «Репка».

3. Картонная грядка с прорезями (кнопочная или магнитная) с «посаженными» овощами: морковь вместе с ботвой, репа вместе с листочками, куст помидора с красными плодами.

4. Натуральная морковка (или муляж).

5. Игрушечные орудия труда: лопатка, нож.

6. Набор реальных и игрушечных предметов-вместилищ: сумка, ведро, корзина, мешок, ящик и др.

Приемы:

1. Закрепление понятия завершенности и незавершенности действия: капуста росла, росла и выросла; помидор рос, рос и...; помидоры росли, росли и... и т.д. — О чем еще так можно сказать?

2. Знакомство с короткими словами на, в; уточнение их про­странственного значения.

Овощи выросли по-разному.. Одни овощи выросли в земле, внутри, их не видно. Мы видим только ботву, листочки. А чтобы уви­деть овощ, надо его... (выдернуть). Выдернем. Что это? (Морковь). Где выросла морковь? (В земле, внутри). Какую загадку вы знаете про морковь? (Красная девица сидит в темнице, а коса на улице). Какие овощи еще выросли в земле? (Репа, редис, свекла...).

А капуста выросла не внутри, не в земле, а наверху, на земле, ее видно. Надо ее выдергивать? (Нет, не надо). Я возьму нож и срежу кочан капусты. Какие еще овощи вырастают наверху, на земле и не надо их выдергивать? (Огурцы, помидоры, кабачки и т.д.).

3. Дид. игра «Убираем овощи». Оставить сюжетные картинки, приготовить орудия труда, раздать предметы-вместилища. Изобра­жение необходимых действий с применением, где нужно, игрушеч­ных орудий труда.

Ответы на вопросы; что делает? что сделал(а)? (Рвёт) сры­вает — сорвала; выдергивает — выдернул (а); тянет — вытянул (а); срезает — срезал (а); роет -— вырыл (а); копает — выкопал (а).

4. Беседа по сюжетным картинкам «Как убирают разные овощи» (привлечение личного опыта детей).

5. Ответы на вопрос куда?

Куда положил морковь? (Репу, капусту и т.п.) — В сумку, в кор- ] зину, в ящик и т.п. Вывод: в — внутрь.

— На стол, на стул, на полку и т.п. Вывод: на — наверх.

6. Рассматривание картины-иллюстрации к сказке «Репка» и самостоятельные высказывания детей.

7. Активное обследование фигур для фланелеграфа (настоль­ного или пальчикового театра), выбор персонажа по желанию, установление последовательности появления персонажей.

8. Совместное с логопедом рассказывание сказки с использова­нием пластических упражнений (движения того или иного дейст­вующего лица, их совместных действий), введение прямой речи
(Бабка, иди репу тянуть! Внучка, иди репу тянуть! и т.д.).

9. Повторное, более самостоятельное инсценирование сказки.
Логопед исполняет роль автора.

Наши рекомендации