Состояние артикуляционного аппарата .

1. Строение

Губы — нормальные.

Зубы — нормальные.

Прикус — неправильный.

Челюсти — незначительная прогения.

Язык — укорочена уздечка.

Нёбо — нормальное.

Мягкое нёбо — нормальное.

2. Подвижность

Губы — движения быстро истощаются.

Язык — движения неполные, быстро истощаются.

Мягкое нёбо — трудно включается в движение.

Понимание речи

Предикативный уровень

Не понимает уменьшительного значения слов, изменения глаголов по числам, прилагательных по числам и родам; не различает совер­шенный и несовершенный вид глаголов; ограничено понимание пространственных предлогов.

Связная речь

(Примеры детской речи могут фиксироваться без учета фонети­ческих ошибок).

Диалогическая (беседа): — Как тебя зовут? — «Света». — А фами­лия? — «Митова» (Фролова). — Сколько тебе лет? — «Пать» (пока­зывает пальцы). — Посчитай свои пальчики. — «Яс, да, тые, пать, тетни». — Ты стихи какие-нибудь знаешь? — «Наю». (Ответы одним словом или жестом.)

Заученная речь: «Миска идет... И хотеа курить...» (Остальное невозможно разобрать и записать.) Стихов не знает.

Рассказ по картинке «Летом» (после предварительной беседы по плану: Когда это было? Куда пришли дети? Что они делают?): «Это бия сто. (Было лето.) Они ияють. (Играют.) Езики... баботьки исють... Я изяю». (Перечисляет персонажей.)

Рассказ по серии картинок «Кошка и мышка». (Не понимает сначала, что это одна и та же кошка): «Киська увидея миську. Она сапого пигиуя. Икать миську. А ее миська убезяя. Она икая, икая и насья». (Помощь принимает.)

Пересказ:

1.«Случай в трамвае» (незнакомый текст): «Ехай, ехай... зесия засья... Казай: садитесь. И казаи: пасибо» (схематично, обедненно).

2. Сказка «Репка» (знакомый текст): «Еить епка. Со еить, еить, еить. Посадиу дед епку. Тають и потають... Бабку посай... Тають, тають, икак. Посай сопаку. Тають, тають... И коску посай, и миску...» (обедненно, схематично).

Рассказ-описание предмета (игрушки): «И зяю» (Не знаю). Не может.

Словарный запас

1. Имя существительное:

а) родовое и видовое понятия:

овощи — «ябика, игуса, банан»; Смешивает.

фрукты — «катоська, сека, метая»;

посуда — «тяситька, куська, титотьки, мисотьки»;

одежда — «юбка, пати, сотыки, пати, пысия»;

мебель — «дивай, той, коса, коси, сиват, пойка, ковать, манион той»;

дом. животные — «коен, коза, идеть, оси, питька»;

транспорт — 0;

Где растут овощи? фрукты? — «И зяю».

Обобщающих слов не знает;

б) слова, сложные для понимания:

хобот – «нос» ноздри – «нос» клумба – 0 локти -0 подбородок – 0 ресницы – «тозе бови» колени + копыта – «когти» крючок -0 клюв — «нос» грядка -0 форточка – 0 брови + затылок - 0 бок + манжета – 0 молния - 0 когти – «ногти» калитка – 0 рама – 0 подоконник – «всё стоит» воротник – 0 рукав + петля – «дийка»

в) предмет и его части: кукла — «гова, ноги, юка»

г) животные и их детеныши

ед. ч. мн. ч ед. ч. мн. ч
кошка + собака - 0 лошадь – 0 коза + свинья - 0 «котаты» «собатьки маиньки» «ясятки» + медведь – 0 волк – 0 лиса – 0 курица –   утка - 0 «маиньки» «тозе маиньки» «тють, тють узе побосиу куицы»

д)существительные с уменьшительным значением:
Не изменяет сама, + только с помощью.

диван – 0 окно – 0 ведро – 0 стул – 0 голова - 0 ваза – 0 ухо – 0 лоб – 0 стол – 0 птица - 0 сумка – 0 гнездо – 0 ковёр + шкаф – 0 дерево – 0 трава - 0

е) название профессий:

учительница – «угник» продавец – «тотя» художник – «дада» милиционер – 0 шофёр - 0 врач + пожарный – «дяди» космонавт – 0 маляр - 0 воспитательница + почтальон – 0 сапожник – 0 лётчик - 0

2. Глагол:

а) различные действия и состояния предметов:

бегать + идти — «пошей и все» летать + смеяться — 0 рисовать + купать—0 шить — «сить» стоять + раскрашивать — О

б) возвратные глаголы:

моет + моется + катает + катается — 0 вытирает + вытирается — О одевает + одевается +  

в) глаголы разного вида, времени, числа:

идет — 0 шли — 0 бежит + бегут — 0 идут — 0 ушли — 0 (только «посей») убежал — О шел — О

г) приставочные глаголы:

наливает — «петь воду» поливает — «петь» («тетотьки») Выливает – «ииваеть воду»

3. Имя прилагательное:

а) качественные:

яблоко — величина — 0, форма — 0, цвет — «каси», вкус — «киси», вес — 0, температура — О

б)антонимы:

сладкий + широкий — «маиньки» старый — 0 твердый — 0 злой + высокий — «маиньки» длинный — 0 чистый + мокрый + легкий + веселый—О больной — О

в) относительные:



молоко — «маоко» железо — «зеезы» вишня — О мох — О осень — О весна - 0 дерево — «досяська» груша — О бумага — «бумаги» шоколад — О лето — О лето — О яблоко — О стекло — «и тока» слива — О пластмасса — 2мас-массий»

г) притяжательные (у детей 6 лет):

Коля — «Коя» мама — «мама» лиса — 0 папа — «папа» дедушка — О волк — О бабушка — О Люба — «Юба»

4. Наречия:

быстро – 0 громко + вверх – «тям» тихо + высоко — «тям» вниз – «тям» медленно — 0 низко - 0

Грамматический строй речи

1. Именительный падеж существительных ед. и мн. ч.:

кубик + лев — «ефи» дерево — «деси» дом — «доми» стол + гнездо — 0 ведро — 0 рот — 0 стул — 0 лоб — 0 рукав — О ухо — «ухо» окно — О коза — О перо — О

2. Родительный падеж со словами «нет» или «много»: . -
много «зюб, даей (деревьев), ягихик (ягод)».

3. Дательный падеж ед. и мн. ч. (кому?):

подарю «папе, маме, девкам (девочкам), майтикам».

4. Винительный падеж (кого? что?):

вижу за окном «деей (детей), деея (деревья), доми, сааку, воду».

5. Творительный падеж орудийности, времени (чем? когда?):

топором — 0 веником + вечером + молотком + ложкой + ножницами — «нозитим» красками — «каским»  

6. Предложные формы:

а) родительного падежа:

У (у кого?) из (из чего?) - «и» с, со (откуда?) - «и тоя» (со стола) без (без чего?) - 0

б) дательного падежа:

к (к чему? к кому?) - 0 по - 0

в) винительного падежа:

в (куда?) – опускает под (куда?) - 0 на (куда?) – «а» через - 0

г) творительного падежа:

с - 0 за - 0 над - 0 под - 0

д) предложного падежа:

в - опускает на - опускает

е) пространственные предлоги:

из + из-за - 0 из-под - 0

7. Согласование числительных с существительными в роде:

один мяч + одна груша – «один» два мяча – «да мяч» две груши - 0

Произношение

(Примеры детский речи фиксировать с дефектами звукопроизношения).

А + С + Н, Нь + Й + П, ПЬ + К, Кь + О + Сь+ М, Мь + Ш = С Б, Бь + Г, ГЬ + У + З + Р = Й Ж = З Т + Х, ХЬ + Ы + Зь + Рь = Й Ч = Ть Д + Ф, ФЬ + Э + Ц = С Л = Й Щ = С В, ВЬ + Дь + И + Ть + Ль =Й

В речи: ц = с, ч, тъ; дефект смягчения (твердые — мягкие соглас­ные не дифференцирует — «У тоти Кати пать котать»); дефект озвончения — «У Зои поели юпи» (У Зои болели зубы). Произноше­ние (отраженно): «Соя катаеса я санкам» (Соня катается на санках), «По уиче гуяют чипата и куитя» (По улице гуляют цыплята и курица), «Сяпка и сюпка, вот и есь мисютка» (Шапка да шубка, вот и весь мишутка), «Зкж упай и тать и мозить» (Жук упал и встать не может), «Цяйке цяй» (В чайнике чай), «У Ени боить коено» (У Лены болит колено), «Мияедотьке пия» (Мила в лодочке плыла), «Яя, яя ми таемь» (Рано, рано мы встаем), «Тоясь, тоясь, покоей, выходи зеей» (Сторож, сторож поскорей выходи кормить зверей).

Слоговая структура слова

1. Повторить за логопедом:

елка — «ейка» шкаф — «сяф» снеговик - «сигаик» приемник — «пиемиик» умывальник — «мивайик» строительство — О стол — «той» паук + скамейка — «камейка» мотоцикл — «мототикей» телевизор — «теизи» хоккеист — «хихись» стул — «туй» пушка — «пуська» карандаш — «каядась» гимнаст — «гинасы» велосипед — «весипед» электричество — О

2. Назвать предметы (реальные или по картинке) отраженно:

обезьяна —0 поросенок — 0 смородина — 0 шоколадка — 0 стрекоза — «ося» кошелек — «кисиек» учительница — «утится» космонавты — О ящерица — О табуретка — «туй» колокольчик — О левая (рука) — «еия»

3. Повторить предложения:

Ребята слепили снеговика — «Еяи епии сегаика»

Хоккеисты играют в хоккей — О

Библиотекарь выдает книги — О («И зяю»)

Физкультурники идут на парад — О

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки — О

Фонематическое восприятие

ма – мо мо – мо да – та та - та му – мю му – му са – за са - са па – ба ба – ба за – са са - са ба – па па – па мы – ми ми - ми та – да да - да

2. Выделение звука из слова:

гласный из начала под ударением - не выделяет согласный

из конца — не выделяет.

3. Определение наличия звуков в слове в разных позициях:
С: стол + автобус + кукла + бусы — 0.

4. Отбор картинок с заданным звуком: не выполняет.

5. Самостоятельное придумывание слов на заданный звук (детям, которые справились со всеми заданиями): 0.

Общее развитие ребенка

1. Мышление:

а) складывание разрезной картинки из 4-6 частей: корова из
3 частей +; дом из 4 частей + (с большой помощью);

б) понимание причинно-следственных связей в рассказе: не по­нимает (сама: 2, 3, 1);

в) исключение 4-го лишнего: по цвету +; по величине — 0; по форме + (с помощью); чайник из мебели +;

г) способность к обобщениям: низкая. Классификацию выпол­няет с большой помощью.

2. Знание стихотворений: не знает.

3. Счетные навыки: прямой до 5 нетвердо (1, 2, 3, 5, 4).

4. Пространственные представления: право +, лево +, вверху +, внизу +, впереди — 0, сзади — 0 (в отношении себя смешивает).

5. Временные представления: время суток— «ночь, день»; дни недели — 0, времена года — «холодно» (и ничего больше).

6. Основные цвета: белый +, красный +, зеленый + черный — О, синий +, желтый +.

7. Основные геометрические формы: квадрат — «окосетько», треугольник -— «домик», прямоугольник — 0, круг — «кузеток», овал — «кух» (круг).

8. Конструктивная деятельность: рамки Монтессори + (по зри­тельному соотнесению).

9. Внимание: сосредоточенность на задании замедленная, про­извольное внимание быстро истощается; устойчивость внимания зависит от яркости и привлекательности дидактического материала;ориентировочная реакция +.

Работоспособность снижена, быстро устает.

Заключение логопеда

Общее недоразвитие речи. II уровень р/р у ребенка с дизартрией

Логопедические занятия

Логопедические занятия... являются основ­ной формой коррекционного обучения, когда систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Основы логопедии

В логопедической группе проводятся два вида занятий: фронталь­ные и индивидуальные. Фронтальные занятия организуются по подгруппам (их две), на которые делятся дети в зависимости от уровня речевого развития или уровня сформированности произ­вольной деятельности (по усмотрению логопеда).

В данном пособии мы не даем образцов занятий по формиро­ванию звуковой стороны речи, а рассматриваем занятия двух типов:

1) по формированию лексико-грамматических средств языка;

2) по развитию связной речи.

Это деление довольно условно, ибо каждое занятие первого типа подводит детей к навыкам связной речи той или иной степени слож­ности (в зависимости от возможностей детей и этапа обучения). Занятия же второго типа обязательно предусматривают активиза­цию определенного словаря ребенка, практическое использование отработанного грамматического материала, тех или иных типов предложений. Меняются лишь удельный вес той или иной задачи в занятиях, методы обучения, и идет постоянное усложнение каж­дой поставленной ранее задачи.

Общей же задачей всех логопедических занятий на первом году обучения является уточнение и обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение кругозора и на основе этого обогащение и активизация словарного запаса, форми­рование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Если эта задача будет решена, то развитие повествовательной речи, речевого самоконтроля на втором году обучения будет более успешным и придаст процессу речевого развития ребенка твор­ческий характер.

Обучение на занятиях носит коммуникативную направлен­ность. Необходимо научить детей применять усваиваемый мате­риал в аналогичных и новых ситуациях, в постоянном общении, в различных видах деятельности.

Планируя занятия, логопед должен:

• четко определить тему и цель занятия;

• отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, инди­видуального подхода к речевым и психическим возможно­стям детей;

• выделить словарь, который дети должны усвоить в актив­ной речи;

• подчеркнуть наличие обучающего момента и последователь­ного закрепления материала;

• продумать обеспеченность занятия наглядным материалом;

• обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;

• обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

• включить в занятия игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

• включить регулярное повторение усвоенного речевого мате­риала;

• учитывать зону ближайшего развития, потенциальные воз­можности детей для развития мыслительной деятельности.

Процесс развития речи в дошкольном детстве органически свя­зан с умственным развитием. Эту связь следует рассматривать в двух аспектах: роль языка для развития мышления и роль интел­лекта в овладении языком. Поэтому задачи развития основных мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение), произвольного внимания, памяти, сложных форм восприятия, воображения, временных и пространственных представлений детей логопед должен предусматривать во всех речевых упражнениях. Но как самостоятельная цель они могут не ставиться.

Представленные далее логопедические занятия не являются законченными и обязательными конспектами. Они представляют собой лишь перечень приемов, упражнений при четко опреде­ленных теме, цели занятия и речевых задачах, решаемых на нем., Это предполагает творческий подход специалиста к предложен­ному материалу. Например, не обязательно использовать все пере­численные виды упражнений на одном занятии. Можно часть их вынести на индивидуальную работу или предложить воспитателю. Главное, чтобы отрабатываемый материал был достаточно разно­образно закреплен в речи детей.

Так как индивидуальные, различия речевого уровня детей могут быть довольно значительными (даже в пределах одной подгруппы),

необходимо осуществлять разноуровневый подход к выбору и применению описанных приемов, методов, упражнений на лого­педических занятиях. В данном разделе предлагается образец кон­спекта разноуровнего занятия на тему «Составление рассказа по сюжетной картине».

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

Занятие 1: «НАШЕ ТЕЛО»

Цели: учить детей слушать и слышать звучащую речь; формиро­вать представление о славе, его изменяемости и сочетаемости с другими словами в речи; развивать интерес к занятиям, побуждать детей к активным высказываниям.

Задачи:

Л*. Активизация предметного словаря по теме. Дифференциа­ция понятий: тело •— туловище, тело — части тела.

Г. 1. Изменение имен существительных по числам (оконча­ния -ы, -и).

2. Употребление притяжательных местоимений мой, моя, мои, числительных одна, две с существительными.

П. Принимать и поощрять любое самостоятельное высказы­вание детей: одним словом, словосочетанием («одна голова», «две руки», «мои ноги»), элементарной фразой (Это шея. Вот руки. Это мои ноги).

С. 1. Понимание и выполнение инструкций типа: «Подними руку», «Подними руки».

2. Ответы на вопросы: что это? кто это? кто ты?

3. Формирование умения задавать эти вопросы.
Материал:

1.Кукла-голышка.

2. Предметные картинки с изображением отдельных частей тела человека, куклы.

3. Демонстрационный конструктивный материал для склады­вания куклы из частей.

Здесь и в дальнейшем обозначения:

Л — лексические задачи (активизация словаря);

Г — задачи по развитию грамматического строя речи;

П — задачи по формированию предложения;

С — задачи по развитию связной речи

Приемы, упражнения:

1. Дид. игра «Давайте знакомиться» по типу игры «Телефон»:
Я — Нина Ивановна, а ты кто?

Я — Алеша, а ты кто? Я — Оля, и т.д.

2. Рассматривание, показ и называние тела друг друга и своего куклы-голышки и куклы на рисунке (тело обводится указательным пальцем с головы до ног).

3. Называние крупных частей тела на себе, друг на друге сверху вниз и снизу вверх: сопряженно, по показу, в дид. игре «Назови, не пропусти», самостоятельно (показывать и называть: голова, шея,
руки, туловище, ноги).

4. Дид. игры: «Один — много» (нога — ноги), «Много — один» (ноги — нога), «Найди одну» (одна голова), «Найди две» (дверуки).

5. Ответы на вопросы: это чья? чьи?

6. Складывание куклы из частей на фланелеграфе и провоциро­вание-стимулирование попыток детей задавать вопрос «что это?».

7. Физкультминутка (слово — движение). Дети стоят. Логопед, называя части тела сверху вниз или наоборот, выполняет указыва­ющие движения. Дети повторяют их вслед за логопедом, потом
вместе с ним, в дальнейшем — самостоятельно.

— Голова. Руки на голову, локти в стороны.

— Шея. Руки охватывают шею.

— Руки. Руки в стороны-вверх.

— Туловище. Руки на пояс.

— Ноги. Руки на бедра.

Занятие 2: НАШЕ ТЕЛО

Цель: та же. Задачи:

Л. 1. Активизация предметного (названия более мелких частей тела) и глагольного словаря. Дифференциация понятий: части тела — части головы, лица, руки, ноги, туловища.

2. Формирование представления о словообразовании. Г. 1. Выделение слов-действий по вопросам: что делать? что делает?

2. Связь слов в двусоставном предложении. П. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий.

С. 1. Формирование навыка ведения простейшего диалога (утвер­дительный или отрицательный ответ на вопрос).

2. Добавление слов, словосочетаний в играх, сопровождае­мых речью.

Материал:

1.Кукла-голышка.

2. Предметные картинки.

3. Конверты с деталями тела куклы (на каждого ребенка).

4. Детские альбомы.

5. Тексты для игр.

Приемы, упражнения:

1.Ответы на вопросы неопределенной формой глагола: для чего нужны руки, ноги? (брать, давать, держать, работать и т.д., ходить, бегать, прыгать, стоять и т.д.), для чего голова? (думать).

2. Выполнение инструкций и составление предложений по ним.

— Вова, встань!

— Что делает Вова? (Стоит. Вова стоит).

— Акцент на вопрос и слово-действие.

3. Сравнение одного из детей и куклы (большой —маленький).

4. Складывание куклы из деталей каждым ребенком (на столах) и называние частей ее тела в уменьшительно-ласкательной форме (ножка, ручка...).

5. Отрицательные и утвердительные ответы на вопросы: «Это ножки?» — «Нет, это ручки». Или: «Нет, это не ножки, это ручки».

«Это ручки?» — «Да, это ручки».

«Это головка?» — «Нет, это голова». И т.д.

6. Показ и называние мелких частей: головы (впереди, сзади, с боков, вверху), лица, руки, ноги, туловища (впереди, сзади, левый бок — правый бок).

7. Изменение названий по числам (один — много).

8. Игра с пальчиками: ладонь — кулак, ладонь — кулак — ребро.

9. Физкультминутка (движения в сопровождении речи логопеда; дети могут добавлять слова, словосочетания, запоминая их).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке Шаг в темпе марша.

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

Прыжки. Присесть. Замедленный шаг.

По камешкам, по камешкам,

В ямку — бух!

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Указательный жест на стул. Сесть.  

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Тут мы живем.

Занятие 3: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: развивать речевую активность детей.

Задачи: ,

Я. 1. Активизация всего лексического материала по теме.

2. Понимание слов (наречий), обозначающих пространст­венную ориентировку в схеме тела человека (впереди — сзади, впе­ред — назад, вверху — внизу, вверх — вниз).

Г. Упражнения в употреблении существительных ед. ч. в род. п. (окончания -ы, -и), в тв. п. (окончания -ом, -ой, -ами).

П. Употребление в практических упражнениях простых пред­ложений типа: П + С, П + С + Тв. п.

С. Добавление словосочетаний в играх, сопровождаемых речью.

Материал:

1.Детские альбомы.

2. Конверты с деталями куклы (из каждого конверта убрать по одной детали).

3. Тексты для игр с движениями.

4. Предметные картинки.

Приемы,упражнения:

1. Ориентировка в собственном теле:

а) показ и называние частей тела вверху, внизу, впереди, сзади; левой руки, ноги, уха, глаза, бока; правой руки, ноги, правого уха, глаза и т.д.;

б) выполнение инструкций типа: «Правой рукой покажите левую ногу».

2. Ответы на вопрос «чем?» одним словом:
— Чем мы показываем? (Рукой).

— Чем думаем? (Головой).

— Чем мы видим? (Глазами). И т.д.

Вопросы дифференцировать в зависимости от необходимости акцента на определенное окончание существительного в тв. п.: -ой (головой, рукой, ногой), -ом (носом, языком, плечом), -ами (глазами, ушами, ногами, руками, зубами, губами).

3. Составление предложений по демонстрации действий:

— Маша, топни!

— Маша что делает? (Гопает).

— Скажем про Машу. (Маша топает).

— Чем Маша топает? (Ногой).

— Маша топает ногой. И т.д.

4. Дид. игра «Да» и «нет».

— Марина слушает ушами?

— Да, Марина слушает ушами.

— Вова дышит языком?

— Нет, Вова дышит носом. И т.д.

5. Дополнение предложений существительными в тв. п.

— У зеркала мы работаем чем? (языком, губами).

— У зеркала нельзя двигать чем? (руками, ногами).

— Когда хочешь ответить, надо подумать чем? (толовой).

— Пищу надо жевать чем? (зубами). И т.п.

6. Дид. игра «Чего нет?» или «Чего не хватает?» Складывание куклы из деталей, помещенных в конверте, при отсутствии одной из них. Дети говорят: «У меня нет ноги (руки и т.п.)».

7. Подведение детей к выводу об изменении слов: нога — ноги — ногой, ноги — ногами и т.п.

8. Игра с пальчиками в сопровождении речи логопеда:.

Раз, два, три, четыре, пять, Кулак — ладонь.

Вышли пальчики гулять.

Сгибание или разгибание пальцев по одному, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот все сам съел, .

Оттого и потолстел. .

Обратить внимание: палец — пальчик, палец — пальцы, паль­цы — пальчики, пальчик — пальчики. 9. Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают, .

Глазками моргают,

А после отдыхают.

Наши рекомендации