Логопедическое обследование детей

Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедиче­ское обследование.

Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить по­тенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы.

Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она явля­ется основным документом логопеда. Правильно заполненная рече­вая карта свидетельствует о профессиональной грамотности спе­циалиста.

Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее запол­нения. Это поможет при обследовании правильно идентифициро­вать отклонения в речевом развитии каждого ребенка

Логично начать работу по обследованию с заполнения в рече­вой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изу­чения документации, поступившей на ребенка: заключения спе­циалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характери­стики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д.

Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164).

В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявле­нию особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, пер­вые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращи­вание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно).

В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с услов­ным эталоном возрастной нормы.

В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику коорди­нации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания.

В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания.

Общее звучание речи. Возможные варианты

Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нор­мальный;

• тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный;

• сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, преры­вистый, громкий, неполетный;

• наличие модуляций (повышение, понижение тона): моду­лированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь.

Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый.

Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих.

Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замед­ленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.

Дыхание— носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); клю­чичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; рит­мичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэко­номный выдох.

В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строе­ние всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляцион­ного аппарата.

Строение. Возможные варианты

Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвис­лые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики.

Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса.

Прикус—правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мел­кий, прямой.

Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута впе­ред), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней че­люсти, смещение в ту или иную сторону.

Язык— толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка.

Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин.

Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвое­ние увуля, наличие расщелин.

Подвижность. Возможные варианты

Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро исто­щающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвиж­ные.

Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несиммет­ричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тре­мора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.

Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно вклю­чается в движение, отсутствует смыкание.

В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в про­цессе общения с ребенком уровень понимания речи.

Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих.

Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с оби­ходным предметным миром.

Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий.

Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов.

Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вноси­мых флексиями, приставками, суффиксами.

Связная речь

По всем этапам обследования обязательно приводятся примеры связной речи ребенка. Все вопросы, обращенные к ребенку в каче­стве помощи, фиксируются в речевой карте.

Диалогическая (беседа) — владеет связным высказыванием, не владеет; зафиксировать, какими ответами пользуется (мимикой, жестами, кивком головы, элементарной фразой или развернутым предложением); ответы правильны по содержанию или неадекватны; наличие самостоятельных высказываний.

Заученная (стихотворение) — не знает стихов; отказывается читать, но знает стихи; читает с помощью, читает с нарушением

рифмы, передает содержание прозаическим текстом; хорошо, вы­разительно читает (1-2 стихотворения).

Рассказ по сюжетной картинке— понимает содержание картинки, не понимает; рассказывает связно, последовательно, затрудняется; подражает речевому образцу, не воспринимает его; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; ограничивается поверхност­ным перечислением персонажей или деталей; допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изобра­женных лиц.

Рассказ по серии картинок—раскладывает серию самостоятельно, с помощью; понимает логику событий, не, понимает; умеет соста­вить рассказ, затрудняется; принимает помощь, не принимает; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; адекватно объ­ясняет причинно-следственные связи, не объясняет.

Пересказ — воспроизводит текст с пропусками, с искажениями, с перестановками материала; пересказывает схематично, обедненно; осмысленно, эмоционально; относительно полно, в нужной после­довательности.

Рассказ-описание предмета (игрушки) — активен, самостоятелен в построении высказывания; точно называет предмет (игрушку),' отмечает тот или иной признак,, указывает на действие, которое можно производить с предметом (игрушкой), или нет.

Словарный запас

Проверить и оценить объем и качество активного словаря, нали­чие обобщающих понятий, знание антонимов, умение подобрать эпитеты к словам.

Имя существительное

Родовое и видовое понятия— не знает названия предметов, не знает обобщающих слов, смешивает родовые понятия, не конкретизирует родовое понятие, называет только единичные предметы, словарь резко ограничен.

Слова, сложные для понимания— совершает лексические замены (форточка — «открывать»); не понимает и не употребляет то или иное слово (0); недифференцированно понимает слова (хобот — «нос», клюв — «нос»); правильно называет слово (+).

Предмет и его части — называет несущественные детали, а существенные опускает (не называет, например, у машины руль, мотор, но крышу, стекло и «такие штучки» замечает и перечисляет);

не называет части (0); пытается объяснить слово, не называя его (фары — «такие штучки»"); использует жесты.

Животные и их детеныши — называет (+); не называет (0); совершает лексические замены.

Существительные с уменьшительным значением— не образует (0); правильно образует (+); образует неправильно (записать так, как произносит ребенок: ковер — «ковреник»).

Название профессий — совершает лексические замены (врач — «лечит»); называет (+); не называет (0).

Глагол

Различные действия ц состояния предметов— называет (+); не назы­вает (0); заменяет сходным по значению (идти — «пошел и все»).

Возвратные глаголы — употребляет в активной речи (+); не упо­требляет, но понимает; не понимает, не употребляет (0).

Изменения глаголов— изменяет (+); изменяет частично (время +, число — 0; число +, вид — 0); не изменяет (0).

Приставочные глаголы — не различает оттенков (0); заменяет все одним словом (наливает, поливает, выливает — «льет»); пони­мает и употребляет (+).

Имя прилагательное

Качественные— называет (+); не называет (0); называет частично (только цвет, только размер и т.д.).

Антонимы — называет (+); не называет (0); заменяет (все вели­чины — «маленький»).

Относительные — не образует (0); образует неправильно, (груша — «грушный»); заменяет названием предмета (дерево — «деревяшка», стекло — «из стекла»); образует правильно (+).

Притяжательные— обследуются только у детей 6 лет.

Наречие — употребляет (+); не употребляет (0); заменяет (вверх — «там», медленно — «тихо» и т.д.).

Грамматический строй речи

Исследовать функцию словоизменения и словообразования.

Именительный падеж существительных ед. и мн. ч. — не изме­няет по числам (0); изменяет (+); изменяет неправильно (дом — «доми», ухо — «ухи», лев — «левы»).

Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают

окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»).

Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет непра­вильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+).

Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+).

Творительный падеж орудийности, времени — не изменяет (0); изменяет неправильно (чем? — «каским», «нозецем»); неправиль­ное ударение (топором); изменяет (+).

Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в дру­гих нет).

Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0).

Согласование числительных с существительными вроде— согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»).

Согласование прилагательных с существительными — согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («голубой ведро»); не понимает (не принимает задание).

Произношение

При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нару­шена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приво­дятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка.

Гласные— нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсут­ствует лабиализация (о, у).

Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает.

Слоговая структура слова

Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются.

Задания:

• повторить за логопедом слова;

• назвать предметы (картинки) отраженно;

• повторить предложения;

• повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения сло­говой структуры в речи ребенка).

Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокра­щает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»).

Фонематическое восприятие

Проверить способность ребенка воспринимать и различать фонемы, сходные по артикуляции и близкие по звучанию. Если нарушение выявляется на том или ином задании, то последующие задания не предъявляются.

Повторение оппозиционных слогов — повторяет (+); повторяет с ошибками (па-ба — «па-па»); не повторяет (0).

Выделение звука из слова — выделяет (+); выделяет с ошибками; не выделяет (0).

Определение наличия звука в слове в разных позициях— опреде­ляет (+); не определяет (0).

Отбор картинок с заданным звуком— выполняет (+); не выпол­няет (0); выполняет с ошибками.

Самостоятельное придумывание слов на заданный звук — при­думывает (+); не придумывает (0); придумывает с ошибками.

Общее развитие ребенка

На этом этапе обследования особенно важен качественный анализ всех действий, высказываний и реакций ребенка. Это дает возмож­ность выявить особенности познавательной деятельности: наличие познавательных интересов, любознательности, волевых усилий, пространственной ориентировки, способности к переносу показан­ного способа действия, понимать объяснение; сформированность понятий цвета, формы, величины и т.д.

При обследовании общего развития ребенка следует оценить: ориентировочную реакцию; устойчивость внимания; работоспо­собность; умение использовать предложенную помощь; переклю-чаемость с одного действия на другое.

Заключение логопеда

Заключение логопеда должно соответствовать педагогической клас­сификации речевых нарушений. Причина выявленного речевого нарушения может указываться по клинической классификации.

Примеры:

Общее недоразвитие речи, 2-й уровень речевого развития у ребенка с ринолалией.

Общее недоразвитие речи, 3-й уровень речевого развития у ребенка с дизартрией.

Общее недоразвитие речи, 1-й уровень речевого развития у ребенка с моторной, сенсорной алалией.

Результаты логопедического обследования дают возможность сделать вывод о состоянии речевых навыков ребенка и наметить пути восстановительного обучения.

Дополнительные рекомендации

Обследование слуха речью в сомнительных случаях (Правдина О.В. Логопедия. — М., 1989. — С. 168-169).

Сначала установить обиходный словарь ребенка. Из этого сло­варя выбрать и составить ряд слов с высокочастотными звуками (и, э, с, з, ш, ч, ж) и низкими звуками (у, о, м, н, р), например ряд слов из таблицы Л.В. Неймана: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, пампа, нос, часы... (состав и объем словаря зависят от уровня речевого развития обследуемого). Затем посадить ребенка спиной к себе и предложить ему повторить слова, которые он услышит. Слова произносить голосом разговор­ной силы и на разном расстоянии: сначала с близкого расстояния, постепенно отходить от ребенка до тех пор, пока он не перестанет повторять предложенные слова.

Для неговорящих детей повторение слов нужно заменить пока­зом картинок или выполнением действий (поднять руки вверх, встать со стула, закрыть дверь и т.д.).

Ребенка с выявленным нарушением слуха направить к участ­ковому отоларингологу или в сурдологический центр.

Выявление минимальных проявлений дизартрии — дать функцио­нальные пробы.

Проба № 1: Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещением в боковых направлениях пред­мета. Проба является положительной и свидетельствует о наличии Дизартрии, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в сторону.

Проба № 2: Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких

дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыва­нием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Некоторые организационные вопросы проведения логопедического обследования:

• У детей с ОНР начинать обследование речи необходимо с ее употребления, то есть с активной речи; затем проверять понимание речи и после этого вновь возвращаться к обсле­дованию экспрессивной речи, устанавливая при этом степень обучаемости ребенка.

• При обследовании использовать максимум наглядности.

• Не проявлять своего отношения к ответам ребенка.

• Ответы ребенка можно записывать не полностью, а только ту значащую часть, которую обследуем.

• Заполнение речевых карт заканчивается к 15 сентября.
После первых двух «диагностических» недель, начинается этап

«текущего» изучения детей. Он .включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и вос­питания и позволяет проследить динамику развития ребенка, свое­временно находить новые направления работы с ним, учитывать индивидуальные особенности и выбирать соответствующие методы и приемы коррекционного 'воздействия.

Речевая нарта (Образец)

Фамилия, имя (ребенка): Фролова Света.

Дата поступления в. группу: 12.09.95.

Возраст: 04.04.90.

Домашний адрес: ул. Шимборского, дом 16, кв. 23.

Из какого д/сада прибыл(а): д/сад № 96.

Номер протокола ПМПК: № 6 от 20.04.95.

Сведения о семье

Мать — Фролова Людмила Ивановна, 1966 г. рождения, образова­ние — среднее специальное, в настоящее время не работает.

Отец — Фролов Юрий Леонидович, 1964 г. рождения, образо­вание — среднее, в настоящее время не работает.

Жалобы родителей:Света плохо говорит.

Раннее развитие ребенка

Беременность 1-я, попыток прерывания беременности не было, токсикоз первой половины, лекарств не принимала. Роды в срок, с преждевременным отходом вод, затылочное предлежание плода. Закричала не сразу, к груди приложили на 3-й день (ребенок был слабым), брала грудь нормально, на грудном вскармливании — до 1 года, соску сосала до двух лет. Раннее развитие, по словам мамы, шло нормально, на 9-м месяце девочка перенесла воспале­ние легких с высокой температурой. Гуление — в 2 месяца, лепет — в 8 месяцев, первые слова появились после года,, набирала словарь медленно, слова звучали невнятно (звуковые комплексы), понимала их только мама; предложениями стала говорить после трех лет, невнятность речи сохраняется до сих пор.

Обращались к логопеду поликлиники, рекомендовано прийти на занятия после пяти лет. Детский врач никаких рекомендаций не давала. Детский сад девочка не посещала, дома не занимались.

Состояние общей моторики

Физическое развитие гармоничное, группа здоровья первая, дви­жения неловкие, некоординированные, переключается с одного движения на другое замедленно, обслуживает себя, но тоже очень медленно. Ведущая рука — правая.

Слух нормальный. ЛОР-патологии нет.

Диагноз психиатра — нервно-психическое развитие замедлен­ное (дата).

Общее звучание речи

(Голос, темп, артикуляция, разборчивость, дыхание)

Голос нормальный, темп нормальный, артикуляция смазанная, дыхание чаще с открытым ртом, учащенное, поверхностное.

Наши рекомендации