Разделы и направления педагогического обследования

1.Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, возраст.

2. Общие особенности поведения:

— реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное; проявляет интерес, любознательность или равно­душен; боится, плачет, тяжело расстается с родителями; излишне
стесняется, волнуется, нервничает; поведение агрессивное, ситуативно-импульсивное и т.д.);

— взаимоотношения с детьми .(проявляет симпатию, доброжелателен; стремится к совместной жизни и к совместным играм; не считается с мнением сверстников, без надлежащего повода всту­пает в конфликты, стремится подчинить своему влиянию других; умеет уступать, заметить затруднения товарищей и прийти к ним на помощь; стремится к устойчивым объединениям или вариативным временным контактам);

— взаимоотношения со взрослыми (по какому поводу чаще вступает в контакт; общителен или, наоборот, сторонится, избегает общения; стремится выполнить поручение, задание, просьбу или]
отказывается; умеет обращаться по имени и отчеству ко взрослым или упрямится; умеет здороваться и прощаться или избегает этих моментов и т.д.).

3. Функциональное состояние здоровья и уровень физической подготовленности.

Успешность труда, обучения, творчества, психическое здоровье в значительной мере зависят от функционального состояния здо­ровья ребенка. Поэтому в первую очередь воспитателю необходимо изучить карту физического развития каждого ребенка, побеседо­вать с врачом и родителями.

Необходимо выявить:

• функциональные нарушения (из заключения врача);

• органические нарушения (из заключения врача);

• перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, из беседы с матерью);

• утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр и занятий).

Показатели физической подготовленности

Обследование проводится на участке или в спортивном зале.

Прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с про­движением вперед; перепрыгивание через предмет.

Метание — подбрасывание мяча вверх и ловля его; отбивание мяча о землю; перебрасывание мяча друг другу; прокатывание мяча в ворота; попадание в цель.

Лазание — ползание на четвереньках; пролезание в обруч; лаза­ние по гимнастической лесенке вверх и вниз; перелезание с одного пролета на другой.

Равновесие — ходьба по доске прямо и боком; ходьба и бег по наклонной доске; стояние на одной ноге.

Развитие общей и мелкой моторики

Уровень развития общей моторики (крупной моторики, то есть дви­жений рук, ног, всего тела):

— походка: вялая, расслабленная; быстрая,,размашистая; напря­женная; ходит вразвалку, задевает за все руками; при ходьбе опи­рается на наружный край стопы или на кончики пальцев;

— осанка: правильная, неправильная, нормальная, асимметрич­ная; наличие дефектов плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий, положение лопаток, сведенность плеч);

— наличие плоскостопия (или нарушений свода стопы);

— активные движения: объем движений — полные, неполные, ограниченные, истощающиеся;

— скорость движений: замедленные, неслитные, неритмичные, неповоротливые;

— точность движений: точные, неточные, неуклюжие, нелов­кие, угловатые, напряженные;

— координация движений: координированные, некоординиро­ванные, расторможенные; производит много лишних движений; затруднено переключение с одного движения на другое;

— полноценность участия в подвижных играх (возникающие трудности из-за низкого уровня развития крупных движений);

— толчковая нога.

Уровень развития мелкой моторики:

— способен ли нанизать бусы на леску; выложить простейший узор из мозаики; удержать условную позу («зайчик», «коза-дереза», «колечко») на одной руке, на двух руках; выполнить упражнение
на переключение поз («палец — кулак»);

— ведущая рука.

Эмоционально-волевое развитие

В процессе наблюдений за каждым ребенком на занятиях и вне занятий выявить:

— умеет ли ребенок чувствовать чужую боль и сопережи­вать ей;

— есть ли у него чувство уважения к другим людям;

— готов ли он поделиться своими вещами и какими-то ново­стями;

— способен ли работать самостоятельно, соревноваться с дру­гими детьми;

— умеет ли поставить себе цель и удержать ее до конца;

— умеет ли давать себе отчет в том, что он делает;

— организаторские умения: умение подготовить место и необхо­димый материал для предстоящей деятельности, спланировать ее, довести начатое до конца; умение справедливо разрешить конфликт,
спокойно и терпеливо объяснить, исправить ошибающегося.

Игровая деятельность

В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей выявить" у каждого ребенка стремление к совместной или одиночной игре; склонность к устойчивой игровой группировке или к вариа­тивным, более широким коллективным связям со сверстниками; отметить активность в игре, характер взаимодействий с партнерами

по игре; устойчивость интересов; особенности речевого общения в игре.

Оценить следующее:

• умение самостоятельно выбрать игру, развить сюжет;

• умение распределить роли в игре;

• умение самостоятельно поставить игровую задачу;

• умение принять игровую задачу, поставленную другими
(взрослыми или сверстниками);

• способы решения игровой задачи (предметные, ролевые).

Предметно-практическая деятельность

Организуя продуктивные виды деятельности, выявить уровень знаний, умений и навыков детей, владения техническими навыка­ми и способами достижения результата.

Рисование:

• умение держать карандаш;

• проводить горизонтальную линию, вертикальную линию;

• рисовать круг, овал;

• знание основных цветов.

Аппликация:

• умение держать ножницы;

• резать бумагу вдоль и поперек;

• вырезать круг, овал;

• располагать узор из готовых форм на квадрате.

Лепка:

• умение скатать колбаску, шарик;

• умение соединять детали.

Конструирование:

• умение различать строительные детали (куб, пластину, брусок);

• конструировать из кубиков (ворота, башню, дом, машину);

• складывать целое из частей (разрезные картинки или кубики из 2, 3, 4 частей);

• сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Самообслуживание:

• умение мыть руки, пользоваться полотенцем;

• умение пользоваться столовым прибором, салфеткой;

• умение расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки;

• умение следить за своим внешним видом, за одеждой;

• привычка пользоваться умениями и навыками.

Хозяйственно-бытовой труд:

• умение накрыть на стол;

• умение убрать постель, игрушки.

Элементарные математические представления

При обследовании выявить уровень сформированности элемен-; тарных математических представлений:

• счет предметов в пределах пяти;

• отсчет предметов по образцу, по данному числу;

• сравнение множеств (чего больше? чего меньше?);

• владение основными величинными понятиями (большой —маленький, узкий — широкий, толстый — тонкий, высо­кий — низкий, длинный — короткий);

• различение геометрических форм (круг, квадрат, треуголь­ник, прямоугольник);

• различение геометрических тел (куб, шар, цилиндр).

Представление о времени:

• части суток, дни недели, времена года, их последовательность и признаки.

Ориентировка в пространстве:

• знание схемы тела;

• пространственная направленность: вперед — назад, вверх —М вниз, влево — вправо;

• пространственные взаимоотношения: под — над, сзади, спереди, около, в — из и т.д.

Работоспособность

К концу педагогического обследования уже можно сделать выводи о психофизиологических ресурсах каждого ребенка для целесооб­разной деятельности:

• способность к продолжительной деятельности;

• старательность, целенаправленность;

• умение мобилизовать внимание;

• умение принять помощь;

• самостоятельность ребенка.

Оценить его работоспособность: высокая, оптимальная, сни­женная, низкая.

Такое обследование поможет воспитателю «выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различ­ных видов деятельности, а также зафиксировать существующие отклонения», позволит учитывать обнаруженные индивидуальные особенности и возможности детей и правильно строить восстановительно-коррекционную работу.

В группах для детей с ОНР рекомендуется проводить повтор­ное обследование в середине и в конце учебного года. Это необхо­димо для динамичного наблюдения за ходом речевого и общего развития каждого ребенка.

Воспитатели обследуют состояние познавательной сферы детей, логопед тщательно обследует индивидуальные особенности их ре­чи и мышления. Результаты обследования двух специалистов об­суждаются на малом педсовете, в тесном профессиональном контакте вырабатываются целесообразная, конкретная взаимо­связь в их деятельности, верное понимание коррекционных и вос­питательных задач.

Наши рекомендации