Разделы и направления педагогического обследования
1.Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, возраст.
2. Общие особенности поведения:
— реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное; проявляет интерес, любознательность или равнодушен; боится, плачет, тяжело расстается с родителями; излишне
стесняется, волнуется, нервничает; поведение агрессивное, ситуативно-импульсивное и т.д.);
— взаимоотношения с детьми .(проявляет симпатию, доброжелателен; стремится к совместной жизни и к совместным играм; не считается с мнением сверстников, без надлежащего повода вступает в конфликты, стремится подчинить своему влиянию других; умеет уступать, заметить затруднения товарищей и прийти к ним на помощь; стремится к устойчивым объединениям или вариативным временным контактам);
— взаимоотношения со взрослыми (по какому поводу чаще вступает в контакт; общителен или, наоборот, сторонится, избегает общения; стремится выполнить поручение, задание, просьбу или]
отказывается; умеет обращаться по имени и отчеству ко взрослым или упрямится; умеет здороваться и прощаться или избегает этих моментов и т.д.).
3. Функциональное состояние здоровья и уровень физической подготовленности.
Успешность труда, обучения, творчества, психическое здоровье в значительной мере зависят от функционального состояния здоровья ребенка. Поэтому в первую очередь воспитателю необходимо изучить карту физического развития каждого ребенка, побеседовать с врачом и родителями.
Необходимо выявить:
• функциональные нарушения (из заключения врача);
• органические нарушения (из заключения врача);
• перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, из беседы с матерью);
• утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр и занятий).
Показатели физической подготовленности
Обследование проводится на участке или в спортивном зале.
Прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с продвижением вперед; перепрыгивание через предмет.
Метание — подбрасывание мяча вверх и ловля его; отбивание мяча о землю; перебрасывание мяча друг другу; прокатывание мяча в ворота; попадание в цель.
Лазание — ползание на четвереньках; пролезание в обруч; лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз; перелезание с одного пролета на другой.
Равновесие — ходьба по доске прямо и боком; ходьба и бег по наклонной доске; стояние на одной ноге.
Развитие общей и мелкой моторики
Уровень развития общей моторики (крупной моторики, то есть движений рук, ног, всего тела):
— походка: вялая, расслабленная; быстрая,,размашистая; напряженная; ходит вразвалку, задевает за все руками; при ходьбе опирается на наружный край стопы или на кончики пальцев;
— осанка: правильная, неправильная, нормальная, асимметричная; наличие дефектов плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий, положение лопаток, сведенность плеч);
— наличие плоскостопия (или нарушений свода стопы);
— активные движения: объем движений — полные, неполные, ограниченные, истощающиеся;
— скорость движений: замедленные, неслитные, неритмичные, неповоротливые;
— точность движений: точные, неточные, неуклюжие, неловкие, угловатые, напряженные;
— координация движений: координированные, некоординированные, расторможенные; производит много лишних движений; затруднено переключение с одного движения на другое;
— полноценность участия в подвижных играх (возникающие трудности из-за низкого уровня развития крупных движений);
— толчковая нога.
Уровень развития мелкой моторики:
— способен ли нанизать бусы на леску; выложить простейший узор из мозаики; удержать условную позу («зайчик», «коза-дереза», «колечко») на одной руке, на двух руках; выполнить упражнение
на переключение поз («палец — кулак»);
— ведущая рука.
Эмоционально-волевое развитие
В процессе наблюдений за каждым ребенком на занятиях и вне занятий выявить:
— умеет ли ребенок чувствовать чужую боль и сопереживать ей;
— есть ли у него чувство уважения к другим людям;
— готов ли он поделиться своими вещами и какими-то новостями;
— способен ли работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми;
— умеет ли поставить себе цель и удержать ее до конца;
— умеет ли давать себе отчет в том, что он делает;
— организаторские умения: умение подготовить место и необходимый материал для предстоящей деятельности, спланировать ее, довести начатое до конца; умение справедливо разрешить конфликт,
спокойно и терпеливо объяснить, исправить ошибающегося.
Игровая деятельность
В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей выявить" у каждого ребенка стремление к совместной или одиночной игре; склонность к устойчивой игровой группировке или к вариативным, более широким коллективным связям со сверстниками; отметить активность в игре, характер взаимодействий с партнерами
по игре; устойчивость интересов; особенности речевого общения в игре.
Оценить следующее:
• умение самостоятельно выбрать игру, развить сюжет;
• умение распределить роли в игре;
• умение самостоятельно поставить игровую задачу;
• умение принять игровую задачу, поставленную другими
(взрослыми или сверстниками);
• способы решения игровой задачи (предметные, ролевые).
Предметно-практическая деятельность
Организуя продуктивные виды деятельности, выявить уровень знаний, умений и навыков детей, владения техническими навыками и способами достижения результата.
Рисование:
• умение держать карандаш;
• проводить горизонтальную линию, вертикальную линию;
• рисовать круг, овал;
• знание основных цветов.
Аппликация:
• умение держать ножницы;
• резать бумагу вдоль и поперек;
• вырезать круг, овал;
• располагать узор из готовых форм на квадрате.
Лепка:
• умение скатать колбаску, шарик;
• умение соединять детали.
Конструирование:
• умение различать строительные детали (куб, пластину, брусок);
• конструировать из кубиков (ворота, башню, дом, машину);
• складывать целое из частей (разрезные картинки или кубики из 2, 3, 4 частей);
• сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Самообслуживание:
• умение мыть руки, пользоваться полотенцем;
• умение пользоваться столовым прибором, салфеткой;
• умение расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки;
• умение следить за своим внешним видом, за одеждой;
• привычка пользоваться умениями и навыками.
Хозяйственно-бытовой труд:
• умение накрыть на стол;
• умение убрать постель, игрушки.
Элементарные математические представления
При обследовании выявить уровень сформированности элемен-; тарных математических представлений:
• счет предметов в пределах пяти;
• отсчет предметов по образцу, по данному числу;
• сравнение множеств (чего больше? чего меньше?);
• владение основными величинными понятиями (большой —маленький, узкий — широкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, длинный — короткий);
• различение геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• различение геометрических тел (куб, шар, цилиндр).
Представление о времени:
• части суток, дни недели, времена года, их последовательность и признаки.
Ориентировка в пространстве:
• знание схемы тела;
• пространственная направленность: вперед — назад, вверх —М вниз, влево — вправо;
• пространственные взаимоотношения: под — над, сзади, спереди, около, в — из и т.д.
Работоспособность
К концу педагогического обследования уже можно сделать выводи о психофизиологических ресурсах каждого ребенка для целесообразной деятельности:
• способность к продолжительной деятельности;
• старательность, целенаправленность;
• умение мобилизовать внимание;
• умение принять помощь;
• самостоятельность ребенка.
Оценить его работоспособность: высокая, оптимальная, сниженная, низкая.
Такое обследование поможет воспитателю «выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а также зафиксировать существующие отклонения», позволит учитывать обнаруженные индивидуальные особенности и возможности детей и правильно строить восстановительно-коррекционную работу.
В группах для детей с ОНР рекомендуется проводить повторное обследование в середине и в конце учебного года. Это необходимо для динамичного наблюдения за ходом речевого и общего развития каждого ребенка.
Воспитатели обследуют состояние познавательной сферы детей, логопед тщательно обследует индивидуальные особенности их речи и мышления. Результаты обследования двух специалистов обсуждаются на малом педсовете, в тесном профессиональном контакте вырабатываются целесообразная, конкретная взаимосвязь в их деятельности, верное понимание коррекционных и воспитательных задач.