Формирование лексико-грамматических средств языка
— Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящее из двух слов, — зимующие птицы.
— Развивать наблюдательность детей, учить выделять характерные особенности, повадки зимующих птиц.
— Совершенствовать сенсорные способности детей — учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать разные их виды по очертанию, оперению, называть увиденное и услышанное.
- Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (птицы над кормушкой, около кормушки) и во времени (Летом птицы были в лесах, а зимой прилетели в город).
— Закреплять в сознании детей категорию одушевленности (различать вопросы: кто? что?).
— Активизировать словарь по теме. Обратить внимание на образование им. п. множественного числа существительных на -ья, -ъи (перья, крылья, деревья, воробьи) и их род. п. (перьев, крыльев,
деревьев, воробьев), а также на род. п. в значении принадлежности (Чьи следы?— Вороны, синицы).
— Продолжать закреплять умение использовать в речи родственные слова (зима — зимушка, зимующие, зимовать; снег — снежок, снегирь, снеговик; корм — кормятся, кормушка, кормить).
- Продолжать учить детей различать понятия нос — клюв, руки — крылья, ноги — лапы, волосы — перья —- пух, ногти - когти.
— Упражнять детей в ответах на вопрос чем? (клювом, крыльями, лапками, зерном., пшеном, салом).
- Расширять глагольный словарь детей за счет слов, обозначающих способы передвижения (прыгать, летать, ходить, скакать), образованных способом звукоподражания (каркать, чирикать, ухать, стрекотать, ворковать, цвенькать), приставочных глаголов (клевать — склевать — поклевать, летать — прилетать — подлетать — улетать, прыгать — подпрыгивать — отпрыгивать), глаголов совершенного и несовершенного вида (летели, прилетели).
— Продолжать закреплять понятия многозначности глаголов (летит птица, самолет, снег).
— Упражнять в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе (снегирь прилетел, синица прилетела, птицы прилетели).
— Совершенствовать умение подбирать к существительному глаголы, нужные по смыслу (ворона летит, клюет, каркает, зимует, прыгает, Отлетает), и к заданному глаголу соответствующие существительные (летят воробьи, вороны, снегири).
— Закреплять знания детей о цвете.
- Активизировать в словаре детей сложные прилагательные (белобокая (сорока), красногрудый (снегирь), разноцветные (птицы, перья).
— Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам какой?, какая? (Сорока болтливая, хлопотливая, большая, белобокая, быстрая,
проворная. Воробей маленький, серый, проворный, юркий, быстрый).
— Закреплять умение согласовывать числительные с существительным (один клюв, одна голова, два крыла, две птицы, одна синица, две синицы, пять синиц). На занятиях по математике использовать раздаточный материал, приближенный к теме.
— Продолжать, упражнять детей в использовании предложений разной конструкции: распространенных с однородными подлежащими (Ворона, синица, воробей, голубь — это зимующие птицы. На кормушке сидят воробьи, синицы, галки...) и определениями; в использовании противительных союзов а (Воробей серый, а галка черная), и (Ворона серая, и воробей серый); предлогов на, в, из, к, с, от, у (сидят на ветках, на кормушке; прилетели в город; насыпали из пакета, прилетели из леса; подлетели к дереву; клюют с кормушки;
отлетели от кормушки. У синицы желтая грудка).
— Учить детей составлять предложения с конструкцией много...,а нет (На дереве много снегирей, а синиц нет).
Развитие разговорно-описательной речи
-Уточнить содержание обобщающего понятия птицы, их характерные особенности. Учить связно рассказывать о них.
- Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать птиц и людей, птиц между собой, устанавливать зависимость их поведения от времени года и погоды).
— Учить детей задавать вопросы воспитателю и друг другу, используя вопросительные слова где, куда, откуда.
- Упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям и в объединении их в рассказ (Это галка. Галка черная. На шее белая полоска. У галки острый крепкий клюв. Галка летает. Она собирает крошки, клюет рябину).
— Учить использовать эти предложения и небольшие рассказы- описания при составлении рассказа по сюжетной картинке.
— Продолжать упражнять в составлении загадок о зимующих птицах и в умении обосновывать сбою отгадку.
Методы и приемы работы
— Изготовление кормушки и систематическое кормление птиц на участке.
— Наблюдение за зимующими птицами во время прогулок и из окна.
— Рассматривание картин, чучел зимующих птиц (Какая это птица? Чем она отличается от других,?}.
— Загадывание загадок о зимующих птицах и отгадывание их.
— Решение речевых логических задач («Кто обедал в птичьей столовой?» и др.).
— Дидактические игры «Собери птицу» (выложить птицу из отдельных частей), «Узнай птицу по силуэту», «Кто как кричит?», «Что напутал художник?», «Летает — не летает».
— Составление предложений и рассказов из собственного опыта и по серии картинок о зимующих птицах («Кормушка», «Синичка») («Дидактический материал по исправлению недостатков речи у
детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичева, Г.А. Каше и др.).
— Беседы и рассказы воспитателя.
— Чтение художественной литературы.
— Драматизация диалогов, стихов, разыгрывание сценок, заучивание песен.
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Продолжается выполнение задач, поставленных в лексико-грамматических заданиях к теме «Зимующие птицы». Дополнительные задачи:
— Продолжать вводить в активный словарь детей обобщающие понятия, состоящие из двух слов (домашние птицы), дифференцировать понятия дикие птицы — домашние птицы.
— Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние птицы.
-Вводить в пассивный словарь детей родственные слова (птицы — птичница — птичий двор — птицеферма).
— Активизировать в речи детей названия домашних птиц и их детенышей. Обратить особое внимание на трудные формы мн. ч. (курица — куры, яйцо — яйца, гнездо — гнезда, цыпленок — цыплята, утенок —утята).
— Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (птичья, утиная, куриная) и согласовании относительного прилагательного пуховый с существительными (пуховая подушка, пуховое одеяло, пуховый платок).
— Продолжать учить отвечать на вопросы У кого кто?, Кто у кого? (Уутки утята. Гусята у гуся) и Кто с кем? (Индюк с индюшатами. Цыплята с курицей).
— Учить детей отвечать на вопрос о ком, используя предлог о (Кто о ком заботится? — Курица заботится о курах).
— Продолжать упражнять в согласовании числительных с существительным, а также в умении включать эти сочетания в предложения (У утки пять утят. В пруду плавают два утенка. Червячка нашел один утенок). Использовать этот материал на занятиях по математике.
Методы и приемы работы
— Наблюдение за домашними птицами дома, в деревне и в детском саду (по возможности).
— Беседы с детьми об их пребывании в деревне летом и их помощи в уходе за домашними птицами.
— Рассматривание иллюстраций (Лоза Г.Ф. «Русский язык в картинках»; «Скоро в школу», «Альбом для развития речи детей раннего возраста» и др.).
— Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры («Зоологическое лото», «Кто у кого?», «Птицеферма», «Кто плавает, а кто летает?», «На птичьем дворе», «Уточка», «Курочка-рябушечка»).
— Исключение четвертого лишнего предмета (различение понятий домашние и дикие птицы, птицы и их детеныши, птицы и люди).
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Продолжается выполнение задач, поставленных в лексических темах «Зимующие птицы» и «Домашние птицы». Добавляются следующие задачи:
— Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов (домашние животные), дифференцировать понятия домашние животные — домашние птицы и птицы — животные.
— Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут (конура, хлев, конюшня), как за ними ухаживает человек.
— Вводить в пассивный словарь детей названия профессий (конюх, доярка, пастух, свинарка, телятница), родственные слова (пасти — пастух — пастбище, конь — конюх — конюшня). С учетом возможностей детей вводить эти слова в активный словарь.
— Учить различать понятия нос— клюв, лапы — ноги — крылья, шерсть — волосы — перья, лицо — морда, рот — пасть — клюв, ногти — когти — копыта, пить — лакать, жевать — грызть.
— Активизировать в речи детей существительные и прилагательные, обозначающие характерные признаки животного (пятачок, грива, рога, щетина, верный, умный, лохматый и т.д.)-
—- Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, жеребенок, телята, щенята, котята).
— Упражнять в подборе существительных с суффиксом -ищ (глазищи, усищи, когтищи).
— Активизировать употребление в речи глаголов, образованных способом звукоподражания (мяукать, хрюкать, рычать, лаять...), приставочных глаголов, образованных от неопределенной формы ходить, бегать, скакать (приходить, убегать, прискакать и т.д.).
— Упражнять в подборе существительных к глаголу (скачет
конь, кролик; жует корова, коза...).
— Продолжать закреплять умение согласовывать числительные с существительным (пять коров, коз, собак и пять коней, свиней). Включать этот материал в занятия по математике.
— Упражнять детей в использовании прилагательных с уменьшительным значением (мягонький, пушистенький, мохнатенький).
— Закреплять умения образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительным (пух и мех — собачий, козий; шерсть — собачья, овечья; молоко — коровье, козье;
морда — собачья; хвост, голова...).
— Закреплять навыки использования предлогов, изученных ранее.
Методы и приемы работы
Используются указанные, ранее в темах «Дикие птицы», «Домашние птицы».
Добавляются и другие методы:
• Большее внимание уделяется самостоятельному составлению загадок о домашних животных и объяснению отгадки, решению речевых логических задач, составленных воспитателем.
• Использование в речи воспитателя сложных предложений с союзами потому что, чтобы (Конюх ухаживает за лошадью, потому что она приносит пользу людям), поощрение использования их детьми.
• Дидактические игры «Чей хвост?», «Чья голова?», «Кто у кого?», «Кто с кем?», «Отгадай, у кого пятачок»). Рисование «диковинного» животного.
• Заучивание стихов, потешек.
• Чтение художественной литературы.
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Основные задачи, методы и приемы работы по этой теме такие же, как в лексических темах «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные». Дополнительные задачи:
— Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов «дикие животные», дифференцировать понятия домашние животные — дикие животные, животные — птицы.
— Обратить внимание детей на многозначность существительных иголки (у ежа, у ели, для шитья), шишки (на сосне, на голове).
— Продолжать упражнять детей в употреблении существительных с суффиксом -ищ при описании животных и в использовании прилагательных с уменьшительными суффиксами -к, -ик
при описании их детенышей (глазищи, усищи; глазки, усики, хвостик).
Рекомендуется использовать:
• Решение речевых логических задач: «О чем рассказал ежик» и др.
• Дидактические игры «Когда это бывает?», «Охотник», «Где чей домик?», «Кто чем питается?», «День рожденья», «Кто потерялся?» (узнать животное по описанию не только
внешнего вида, но и особенностей поведения), «Что умеют делать звери?», «Отгадай, кто это?» (узнать животное, которого изображает ребенок), «Кто в домике живет?».
• Драматизация диалогов, стихов, сказок («Теремок», «Заяц- хваста» и др.).
; • Чтение художественной литературы.
• Коллективный пересказ сказки с помощью рисунков детей или фланелеграфа.