Публикации рубрики - Науковедение. Страница: 924

На этой странице собрано около (~) 19473 публикаций, конспектов, лекций и других учебных материалов по направлению: Науковедение. Для удобства навигации можете воспользоваться навигацией внизу страницы.

Изменение представлений о психологической природе ребенка

Таким образом, во второй половине XX в. в американской психологии развития постепенно изменяется представление о психологической природе ребенка. Ребенок стал рассматриваться как существо более активное, как субъект, не только

Феномен научения через наблюдение, через подражание

Для объяснения приобретения сложного социального поведения механизмов респондентного и оперантного научения было недостаточно. В поисках ответа первостепенное значение стали придавать особому типу научения — визуальному

Социализация как центральная проблема концепций социального научения

В конце 30-х гг. XX в. в Америке возникло мощное психологическое направление социаль ного научения. Сам термин «социальное научение» был введен Н. Миллером и Д. Доллардом для обозначения прижизненного выстраивания социального

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904—1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Б. Уотсон (1878—1958), автор манифеста нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», считал, что

Молодость: достижение близости / изоляция.

Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака,

Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей

Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. эриксона

Эго-психология Э. ЭриксонаАмериканский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я

Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна

Основной предмет Развитие психики исследования Методы исследования Наблюдения Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш- ления, речи и других сторон

Теория созревания А. Гезелла

Основной предмет исследования Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания Методы исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты,

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

Среди психологов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине, Э. Мейман, Д. Селли, Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некоторые другие. Английский ученый Дж. Селли

Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.

Начальные этапы становления возрастной и педагогической психологии в России также относятся ко второй половине XIX в. Для российской культуры дореволюционного периода была органична идея гуманизма, идея интереса к внутреннему

Историческое становление возрастной психологии

Глава III ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки В психологических учениях

Схема организации эмпирического исследования

Существенное значение для возрастной психологии имеет схема организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом

Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в

Эксперимент как метод эмпирического исследования

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых

Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развитияОсновные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики

Проблема детерминации психического развития

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные,