Суть, виды, приемы и признаки манипуляции в общении
Введение
Сама по себе проблема манипуляций в конфликтном процессе и противодействие им является, по сей день, очень актуальной.
В процессе общения люди, сами того не замечая, часто используют методы манипуляции или технологии, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться.
Феномен манипуляции человеческого поведения изучается преимущественно в рамках психологической науки.
Изучение данной проблемы занимались многое авторы, такие как Е.Л. Доценко, С.А. Зелинский, Э. Берн, Д. Карнеги, Э. Шостром, И.А. Стернин, Р. Гарифуллин и др.
В их работах очень подробно раскрываются феномен манипуляции, виды, приемы, механизмы манипуляции в общении, а также и то, как стоит противодействовать манипулятивному поведению.
Очень интересными являются книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». В них Э. Берн остроумно называет и отчетливо объясняет нам более 120 игр, в которые люди впадают, втягиваются или вталкиваются (включая такие обычные способы проведения времени, как «Холодный мужчина», «Все из-за тебя», «Загнан в угол», «Алкоголик»)[1]. И он сообщает нам испытанные, интеллектуально изящные антиигры, с помощью которых мы можем освободиться от любой из этих игр – если только захотим.
Манипуляция – преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей [2].
На сегодняшний день существует огромное количество различных манипулятивных приемов, техник, но не нужно забывать и то, что столько же существует и способов противодействия манипуляциям.
Поэтому целью данной работы является раскрытие манипулятивных приемов и противодействия им в конфликтных ситуациях.
Манипуляция в конфликтном процессе
Исследователи переговорного процесса отмечают, что при переговорах активно используются различные приемы воздействия на партнера, в том числе психологические манипуляции. Так, например, В.Мастенбрук, рассматривая переговорный процесс, указывает, что иногда возможно добиться определенных преимуществ в переговорах посредством использования определенных манипуляций.
«Эту стратегию можно отнести к тонким и искусным, которая очень сильно зависит от индивидуальности переговорника. Она предполагает специфический вид давления – специфичен он тем, что основывается на нормах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на таких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведения за столом переговоров» [10].
Таким образом, он разделяет механизм действия психологических манипуляций в зависимости от направленности воздействия на специфические структуры личности.
Во-первых, на социально-психологические характеристики: нормы и ценности человека, его социальные связи с окружающими [10].
Во-вторых, индивидуально-психологические особенности. В соответствии с этим им, в частности, выделяются две группы психологических манипуляций. Одна из них обозначается как манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости», другая – как манипуляции, направленные на унижение оппонента, или эмоциональные манипуляции [10].
Анализируя переговорный процесс, М.М. Лебедева выделяет ряд типичных тактических приемов воздействия на оппонента, из которых наиболее рельефно отражающим суть манипулятивного воздействия является тактический прием «косвенного ухода».
Данный прием является достаточно распространенным способом психологических манипуляций не только на переговорах, но и в других ситуациях межличностного взаимодействия. Суть его состоит в том, чтобы перевести обсуждение, разговор с нежелательной темы на другую.
То есть, можно сказать, что манипуляции могут быть успешны только тогда, когда они нераскрыты. Ведь они обязательно подразумевают воздействие на другого человека без его ведома. Обман возможен только там, где его не ждут: либо в силу своего полного неведения о возможности обмана с этой стороны, либо в силу своей уверенности в способности распознания обмана, либо по каким-то другим причинам.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Выявлено множеств видов и признаков манипулятивного поведения. На нас могут воздействовать с помощью любви, страха, вины, неуверенности в себе, гордостью, жалостью. Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата: эмоции, непонятные слова, повторы фразы, срочность, дробление смысла, навязывание стереотипов.
Существует огромное количество различных принципов и способов манипулирования над личностью. И в большинстве своем они действительно оказываются результативными для применяющего их. Но не нужно забывать то, что нужно противостоять манипуляциям.
Было рассмотрено 10 универсальных показателей эффективного противодействия манипуляциям: недоверие, избегание источников воздействия, смех, мнимое непонимание, критичность мышления, вера в собственную избранность, возможность выбора, наличие времени для обдумывания, бесстрашие и уверенность в себе, самодостаточность. Каждый из этих показателей включает в себя противодействие десяткам различных методов манипуляций.
Введение
Сама по себе проблема манипуляций в конфликтном процессе и противодействие им является, по сей день, очень актуальной.
В процессе общения люди, сами того не замечая, часто используют методы манипуляции или технологии, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться.
Феномен манипуляции человеческого поведения изучается преимущественно в рамках психологической науки.
Изучение данной проблемы занимались многое авторы, такие как Е.Л. Доценко, С.А. Зелинский, Э. Берн, Д. Карнеги, Э. Шостром, И.А. Стернин, Р. Гарифуллин и др.
В их работах очень подробно раскрываются феномен манипуляции, виды, приемы, механизмы манипуляции в общении, а также и то, как стоит противодействовать манипулятивному поведению.
Очень интересными являются книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». В них Э. Берн остроумно называет и отчетливо объясняет нам более 120 игр, в которые люди впадают, втягиваются или вталкиваются (включая такие обычные способы проведения времени, как «Холодный мужчина», «Все из-за тебя», «Загнан в угол», «Алкоголик»)[1]. И он сообщает нам испытанные, интеллектуально изящные антиигры, с помощью которых мы можем освободиться от любой из этих игр – если только захотим.
Манипуляция – преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей [2].
На сегодняшний день существует огромное количество различных манипулятивных приемов, техник, но не нужно забывать и то, что столько же существует и способов противодействия манипуляциям.
Поэтому целью данной работы является раскрытие манипулятивных приемов и противодействия им в конфликтных ситуациях.
Суть, виды, приемы и признаки манипуляции в общении
Сам процесс манипуляции состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем адресат не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические манипуляции в общении можно встретить везде: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека.
Виды манипуляций в общении. Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Адресат, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением, но это не так. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) - это фактически управление сознанием человека [4].
Виды манипуляций в общении представлены в таблице 1 [9].
Таблица 1. Виды манипуляций в общении
Виды манипуляций | Подвиды манипуляции | Характеристика |
Основные | Осознанные | Человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении) |
Неосознанные | Человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении) | |
Второстепенные | Лингвистические (коммуникационными) | Психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии) |
Поведенческие | Управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением) |
Приемы манипуляции в общении. Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого он хочет направит свою активность. Это может быть воздействие на одного человека или целую группу.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия.
Приемы манипуляции в общении представлены в таблице 2[9].
Таблица 2. Приемы манипуляций в общении
№ приема | Название приема | Характеристика приема |
«Воздействие любовью» | В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение | |
«Воздействие страхом» | Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования | |
«Воздействие виной» | Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие | |
«Воздействие неуверенностью в себе» | В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки | |
«Воздействие гордостью» | Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия | |
«Воздействие жалостью» | Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору |
Признаки манипуляции.Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них[5]:
1. Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства, значит, идет процесс управления сознанием.
2. Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
4. Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Мы видим, что существует огромное количество видов и приемов манипуляций, но не нужно забывать и то, что пользоваться ими необходимо лишь в некоторых случаях.