Проанализируйте взаимосвязь основных отраслей психологии

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник­новение и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие за­кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ­ностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает осо­бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи­тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло­гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси­хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос­питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол­лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей раз­ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз­вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи­ческих возможностей человека — быстроты и точности процессов вос­приятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику твор­ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы­ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че­ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ­ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушите­лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су­дебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психо­логию воинского коллектива и психологические особенности их про­фессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани­ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нару­шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социаль­но-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали­зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи­ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на­пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси­хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно­сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль­шое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за­дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя­зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо­ваний для совершенствования этих видов деятельности.


4. Определите факторы, влияющие на формирование и развитие личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр. Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.

В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Наши рекомендации