Тема 4. Психологические особенности взаимодействия в трудовом коллективе

Программное содержание

Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы. Социально-психологические особенности рабочей группы.

Морально-психологический климат и его динамика. Проблема лидерства.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо рассмотреть понятие группы и их классификацию.

В течение жизни каждый человек непосредственно взаимодействует и общается с другими людьми, реализуя свою общественную сущность. Такое общение происходит в группах.
Группа - объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их совместной деятельности, в частности в общении.

В социально-психологическом анализе групп одной из важнейших проблем является их классификация. Богатство признаков, при этом можно выбрать в качестве критерия, порождает различные ее варианты. Так, в зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы делят на условные и реальные.
Условная группа - объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др. Примерами условных групп являются подростки (все дети в возрасте 10 - 15 лет), символическая сборная команда мира по футболу, которую формируют журналисты и т.д.
Реальная группа - контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими.
Малая группа - относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы - от 2 до 30-40 человек. Человек может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.
В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа - объединение людей, связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 - 7 человек). Вторичная группа - где объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной - община, которая объединяет несколько семей.
В отечественной психологии этот термин имеет несколько иное значение. Выдающийся педагог Антон Макаренко (1888-1939) предлагал делить группы на первичные и вторичные коллективы.
Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).
Вторичный коллектив - группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др.).
По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Формальная группа - группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения декана вуза, военное подразделение - по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их численность, а иногда и срок существования.
Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой направленности психологической мотивации - симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)
Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая - общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей.
Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношениях, возникающих в условиях совместной деятельности.





Наши рекомендации