Влияние эмоциональных состояний на характер общения.
Эмоции могут как расцветить нашу жизнь всеми цветами радуги, так и сильно испортить. Не зря появилось стойкое мнение, что эмоции надо уметь контролировать. Именно они – главные механизмы, которые регулируют и психическую деятельность, и поведение.
Эмоции способны либо усилить, либо ослабить робость и скованность в общении. Однако барьеры в общении создают не случайные, одиночные, а – устойчивые отрицательные эмоции.
Рассмотрим главные эмоции, которые способны на такие великие «подвиги»: страдание (горе), страх, гнев, отвращение, презрение, вина и стыд, плохое настроение, дефекты речи и др.
В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:
барьер страдания,
барьер страха,
барьер гнева,
барьер отвращения,
барьер презрения,
барьер вины и стыда,
барьер плохого настроения,
барьер речи и т.д.
Влияние эмоций на общение и как преодолеть барьеры
Барьер страдания вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, застенчивостью, неудовлетворенностью своим социальным статусом и иными подобными причинами. Он снижает уровень общительности как человека, который переживает страдания, так и тех, кто пытается с ним контактировать.
Чтобы справиться с ним, надо прежде точно определить причину страданий.
Барьер страха – из самых труднопреодолимых. С человеком, который стал источником страха, контакты сводятся к минимуму: его избегают, стараются не попадаться на глаза, не оставаться наедине.
Но страх, как известно, притягивает то, чего боимся: мы все время об этом думаем. Потому важно избавиться от страха, преодолеть его.
Барьер гнева – еще один их труднопреодолимых барьеров. Гнев провоцирует на злые выходки, унижения, оскорбления. Он способен удвоить физическую и психическую энергию: чем сильнее гнев, тем активнее человек изливает его через слова и агрессивные действия.
Это как раз тот момент, когда нужно уметь «взять себя в руки», контролировать негативные эмоции. Но лучше всего – не допускать сильных гневных реакций. На мой взгляд, помочь в этом способно умение принимать мир таким, каков он есть. Я обычно напоминаю себе: всё, что ни происходит, – к лучшему, просто я пока не вижу этого лучшего.
Барьер отвращения и брезгливости возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.
Этот барьер могут спровоцировать:
небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание;
отталкивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация неприличных звуков и т. п.);
нарушение психологической дистанции общения;
мятая, грязная одежда и обувь;
гигиенически неприятные действия (почесывание, слюнотечение и т. п.);
мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки, неприятные запахи изо рта, от тела, ног, гнилые передние зубы и пр.
Обычно окружающие на физические дефекты перестают обращать внимание очень быстро, а вот гигиенические отклонения не приемлют всегда. Такие отклонения провоцируют стойкий барьер для общения. Однако его вполне можно избежать, если следить за своими манерами, внешним обликом и гигиеной тела.
Барьер презрения. Как и барьер отвращения, барьер презрения ограничивает контакты с человеком, который вызывает такие отрицательные эмоции.
Могут вызвать презрение:
аморальные поступки человека;
предрассудки;
неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
предательство и т. д.
Барьер вины и стыда возникает:
в результате осознания неуместности происходящего события,
как реакция на критику;
как реакция на неумеренную похвалу, лесть, ухаживания;
из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном;
от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д.
Обычно человек краснеет, отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, у него меняется голос, он старается минимизировать контакты или вовсе уйти от общения.
Барьер плохого настроения часто становится причиной конфликтов. Плохое настроение, как правило, отбивает желание общаться. Оно способно влиять и на окружающих, распространяясь, как вирус.
Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может искажать, а то и полностью делать непонятными слова говорящего.
Барьер возникает вследствие:
эмоционального возбуждения;
неправильного выбора слов;
ошибок в построении сообщения;
неверной оценки способностей партнера понять передаваемую информацию;
слабой аргументации высказываний и т. д.
Постарайтесь понять, что именно послужило тому, что вас не поняли.
Барьеры эмоций создают трудности в общении. Однако практически все они преодолимы. Главное – знать незримого «врага» в лицо и уметь сделать его своим другом или хотя бы нейтрализовать, а также проявлять искренний интерес и внимание к собеседнику. Помогут также уверенность в себе и терпимость по отношению к другим людям.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите функции делового общения
2. Дайте характеристику средствам общения. Приведите примеры их использования в Вашей деятельности.
3. Охарактеризуйте виды общения.
4. Охарактеризуйтеневербальный поток коммуникации.
5. Обьясните влияние эмоций на общение. Как преодолеть барьеры?
Литература по теме:1. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск, 2011
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. Санкт-Петербург, 2005.
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология/ Л.Д. Столяренко. М., 1996.
Практическое занятие
Овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний личности в типовых ситуациях делового общения. Методика «Волевая саморегуляция», методика «Уровень субъективного контроля». Обучение техникам и приемам общения в типовых ситуациях делового общения.
Отработка умений прогнозировать поведение людей в деловых отношениях, считывая вербальную и невербальную информацию.