Внимательность как черта личности.

Внимательность — это свойство личности, противоположное рассеянности. Мы уже сказали, что внимание связано с личностью человека, его интересами, склонностями, призванием. А что такое призвание, утверждал Т. Рибо, как не внимание, направленное в течении всей жизни? С другой стороны, внимательным назовут человека, который всегда поможет в сложном положении. Здесь под внимательностью понимается нравственная черта личности. Так же известны случаи, когда внимательность возникает в силу обстоятельств, например, при нарушении слуха или зрения.

Внимательность формируется на основе относительно устойчивого сочетания свойств и видов внимания. Напрямую связана с уже известной нам наблюдательностью.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненных, хотя многие падали недалеко от него.» Как можно объяснить, что Пьер не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера рассеянным человеком?

2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — для непроизвольного внимания:

А.

Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;

В.

Особенности воздействующих раздражителей: новизна, контраст между ними, изменения в раздражителях;

С.

Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;

Д.

Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал;

Е.

Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Урок 26
Память как познавательный процесс

Цель урока: дать понятие памяти, раскрыть ее существенные признаки.

Вряд ли есть необходимость доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память. У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может годами сохранять какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве, но может и коварно подвести: вдруг откажется вспомнить, как выглядел человек, с которым ты беседовал несколько минут назад. Память — это основа, на которой творит мозг. Память — это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

Как видно из определения, в памяти можно выделить четыре основных процесса. Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им.

В магнитофоне мы закладываем кассету, нажимаем на нужные клавиши, и записанная когда-то музыка снова зазвучала. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.

Сочтем ли мы магнитофон исправным, если он не будет стирать с ленты записи, которые уже отслужили? В памяти тоже есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс — процесс забывания.

Часто о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным. Желательно, чтобы информация выдавалась тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти. Чего стоят сетования ученика, который уверяет, что после экзамена он все вспомнил. Дорога ложка к обеду!

К запоминанию можно предъявить такие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, — лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много. К сохранению предъявляются требования — хранить надежно, долго и без потерь.

Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и восремя воспроизводить. Что толку долго хранить, если потом некачественно воспроизводить?

Виды памяти.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Вся информация генетической памяти хранится в клетках ДНК, причем в каждой клетке организма находится вся наследственная информация.

Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание, — является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения. То, что было запомнено с помощью запечатлевания, сохраняется в памяти так же долго, как и наследственная информация.

Некоторые специалисты выделяют память внутриутробного периода. Над этим вопросом работают многие психологические школы, но грамотного научного обоснования мы с вами пока не получили.

Виды прижизненной памяти.

1. Двигательная память — это, прежде всего память на позу, на положение тела. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков (привычки, переходя улицу, посмотреть сначала налево, а потом направо и т.д.). Развиваясь раньше других форм, часто остается ведущей на всю жизнь.

2. Образная память. Одна из основных форм — зрительная. Отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти, он претерпевает определенную трансформацию: упрощение (происходит опускание отдельных деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. Обычно ярче проявляется у детей. У взрослого человека, как правило, ведущей не является. Однако, есть отдельные профессии, где необходимо иметь развитую образную память!

3. Эмоциональная память — воспроизводит определенные эмоциональные состояния при повторном воздействие. Особенности эмоциональной памяти таковы: быстро запечатлевает, прочно сохраняет и непроизвольно (независимо от нашего сознания) воспроизводит эмоции и чувства. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек хранит дольше всего!
Психологи проводили эксперимент, который показал, что точность запоминания школьников напрямую связана с эмоциональным отношением к учебному материалу. Учащимся показывали 50 картин. При положительном отношении, ученики запоминали все 50 картин, при отрицательном — 28 картин, а при нейтральном — только 7.

4. Символическая память. Подразделяется на словесную и логическую.

o Словесная память — формируется в процессе развития, вслед за образной памятью, и достигает наивысшего развития к 10–13 годам. Отличительная черта — точность воспроизведения и, в этом ее преимущество, зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще!
Однако, и при словесном сохранение информация искажается: при запоминании ряда слов, точнее запоминаются начальные и конечные; деталь в рассказе, которая привлекла человека, в пересказе передвигается к началу; точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением.

o Логическая память. Проявляется в запоминании смысла информации (текста). Это запоминание может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе такого запоминания, происходит переработка текста и обобщение его смысла. Таким образом, логическая память тесно связана с процессом мышления.

Все виды памяти тесно взаимодействуют друг с другом. Одну и ту же информацию мы запоминаем разными способами, но каждый один вид будет ведущим, а остальные вспомогательными.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Вспомните свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это?

2. Спрогнозируйте, какие виды памяти являются ведущими для вас. Подтвердите примерами свое предположение.

3. Для каких профессий необходимо развитие образной памяти? И почему у детей образная память развита больше, чем у взрослых?

Урок 27
Память как познавательный процесс

Цель урока: дать понятие памяти, раскрыть ее существенные признаки.

Мы продолжаем разговор об одном из интереснейших познавательных процессов — памяти. И сегодня мы поговорим о формах памяти, выделенных специалистами на основе временной последовательности запоминания информации и ее сохранения.

Формы памяти.

1. Мгновенная память — объект, воздействующий на человека, прежде всего, изменяет состояние органов чувств, которые обладают некоторой инерцией, что и определяет сохранение следа этого воздействия несколько мгновений. Особенность мгновенной памяти в том, что запечатленный след угасает через несколько секунд, т если информация не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется. Вы вошли в класс и сели за парту. «Холодная», — отмечаете вы, и, через несколько секунд эта информация стерлась из вашей памяти.

Информация из мгновенной памяти не поддается волевому управлению, т.е. ее нельзя специально задержать, сохранить, воспроизвести или сделать более отчетливой. Время сохранения мгновенной памяти — 10–60 секунд.

2. Кратковременная память — объем такой памяти невелик, а время сохранения информации составляет несколько минут. На существование кратковременной памяти обращал внимание каждый из нас. Например, когда вас знакомят с кем-то, долго ли вы потом помните имена и фамилии новых знакомых? Если не сделаете в момент знакомства усилие, не западет имя в памяти, вы уже не в силах его восстановить. Или на уроке, учитель только что объяснил материал, и вы удачно «улучив момент» повторили объяснение учителя на каком-то конкретном примере. В конце урока, учитель снова обращается к вам за помощью, но вы уже не в силах повторить свой ответ. Почему? Информация была сохранена в кратковременной памяти и уже стерта, забыта.

Кратковременная память представляет собой последовательность фрагментов, поступающих из мгновенной памяти. Каждый такой фрагмент вытесняется вновь поступающей информации. Удержать этот процесс можно только с помощью повторения.

3. Промежуточная память. Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее выводится в промежуточную память, в которой и сохраняется до тех пор, пока не появится возможность перевести ее в долговременную память.

Когда информация поступает в мозг, она проходит «первичную сортировку». Часть информации — наиболее интересная, нужная в данный момент, — передается на некоторое время в промежуточную память. Если при дальнейшей сортировке она «удостоится внимания», специальный механизм нашей памяти переведет эту информацию в долговременную память. Понятно, что информация, зафиксированная слабо, может выпасть и часто выпадает из системы, если не будет подкреплена повторением. Отсюда: «Повторение — мать учения!» Но и при этом, память может сыграть «злую шутку». Вы учили стихотворение механически, не окрашивая этот процесс никакими эмоциями, не давая себе личные установки (т.е. внутри вы уверены, что вам это не надо), и память разгрузилась. Утром вы совершенно не помните «выученный» стих. Это не исключение из правил, а закономерность!

Время хранения в промежуточной памяти исчисляется часами. Важная особенность — если в течение нескольких суток промежуточная память не очищается, то организм перестает принимать информацию из внешней среды. Процесс очищения промежуточной памяти происходит в основном во сне. Если вы встали утром с «тяжелой головой», как будто и не спали, то скорее всего, ваша промежуточная память осталась заполненной, и пытаясь ее чем-то заполнить в течение дня, вы только заработаете головную боль. Как исправить ситуацию? Желательно хотя бы час поспать.

4. Долговременная память. Объем долговременной памяти практически неограничен, так же неограниченно и время хранения в ней. При необходимости использовать информацию из долговременной памяти, она должна на время быть переведена в кратковременную. Доступность этой информации зависит от степени организованности долговременной памяти.

Информация в долговременной памяти непрерывно преобразуется и, предполагается, что она не повреждается. Все затруднения в воспроизведении информации связаны с нарушением доступности (человек не может отыскать в долговременной памяти необходимую информацию).

Здесь хранится память на такую информацию как свое имя, адрес, возраст, информация о родителях, основной жизненный опыт и т.д.

Безусловно, существуют и другие подходы к пониманию механизма запоминания, которые имеют право на существование. Просто у других классификаций будут иные основания. Мы лишь описали последовательность преобразования информации от чувствительных входов, до долговременного хранения. У каждого человека память работает по такому принципу, но у каждого по-своему. Не только лучше или хуже, а именно по-своему, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Остается добавить, что запоминание может быть непроизвольным (непреднамеренным) — когда человек не ставил перед собой цель запомнить, а информация все равно отложилась в его памяти, и произвольным (преднамеренным) — это сложная целенаправленная деятельность со своими мотивами, средствами, объектами и результатами.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. В каждом из конкретных случаев уместно использование одного из этих способов запоминания. Если необходимо уловить логику информации, то запоминание должно быть осмысленным. Если задача заключается в большом объеме информации, то можно использовать и механическое запоминание. Хотя объем можно увеличить за счет структуирования информации, т.е. снова осмыслить ее.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте типологию памяти, предложенную на уроке, с типологией, предложенной в учебнике Р. С. Немова «Психология. Пособие для учащихся. 10–11 класс». Выскажите свое мнение по поводу каждой из них.

2. Приведите примеры, когда механическое запоминание окажется более эффективным, чем осмысленное. Обоснуйте свой ответ.

3. Оцените объем своей долговременной памяти. Ученику сообщается, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно будет внимательно прослушать и, запомнив, пересказать через две недели (через два теоретических урока). Текст состоит из 16 смысловых единиц. Необходимо будет зафиксировать их наличие или отсутствие через две недели.

Волк.

Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка длинная, жесткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. А зимой ходят большими стаями.

Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой забегает в деревни, села и загрызает скот.

Борьбу с волками ведут охотники. Для ловли волков делают ловушки и капканы. Пойманных волков убивают.

Урок 28
Мышление как познавательный процесс

Цель урока: раскрыть понятие мышление и указать его существенные признаки.

Тема «Мышление» является центральной в психологии познавательных процессов. Что же такое мышление?

Мышление — это опосредованное отражение окружающей действительности. Опосредованно словом и прошлым опытом человека. Мышление это обобщенное отражение окружающей действительности, т.е. отражает существенные признаки, особенности, связи окружающего мира. Соединив два этих постулата, мы получим завершенное определение: Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях.

Будучи неразрывно связанным с чувственным познанием, мышление, однако, представляет собой творческую активность человека. Это процесс творческого преобразования субъективных образов предметов и явлений внешнего мира в сознании человека.

Происхождение мышления.

Мышление является продуктом общественно-исторического развития, т.к. всегда существовало в слове, а язык — это общественно-историческое явление. Вспомните предпосылки развития сознания. Общественно-исторический характер мышления постоянно возрастает, т.к. продолжается общественное развитие (развитие системы программирования, новые научные открытия и т.д.).

Компоненты мышления.

1. Содержательные — содержат знания. Знания, полученные в результате чувственного познания, сохраняются в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие — это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.

2. Операционные — это система мыслительных операций:

o Анализ — разделение целого на части, выделение отдельных признаков. Развитие анализа идет от практически-действенного, когда каждый этап реализуется в практической деятельности человека, до — чувственного (интуитивного). Данное развитие проходит ряд этапов: частичный (преобладает у большинства), комплексный и системный анализ.

o Синтез — объединение отдельных элементов. Синтез проходит развитие от простого, суммирующего, до широкого, сложного, который дает качественно новый результат, новые знания о действительности.
Анализ — более легкая мыслительная операция, но т.к. анализ и синтез существуют в единстве, то и развиваются, совершенствуются они вместе. Чем глубже анализ, тем полнее синтез.

o Сравнение — выявление сходства и различия между понятиями, предметами или явлениями. Часто человек не может провести грамотное сравнение и заменяет его «рядоположением» — сначала выдает информацию об одном предмете (или явлении), а потом о другом. Многие испытывают сложность в сравнение предметов, с которыми нет возможности действовать непосредственно; в сравнение предметов, которые обладают большим количеством признаков. Часто не могут самостоятельно составить план сравнения (по каким основаниям сравнивать).

o Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других. В основе этой операции лежит способность выделять общие и существенные признаки. Но даже взрослые часто принимают за существенные яркие, но несущественные признаки. Легче абстрагируются свойства предметов и явлений, чем связи и отношения между ними.

o Обобщение — операция объединения по существенным признакам и свойствам. Часто заменяется синтезом, т.е. объединяют предметы не по общим признакам, а по причинно-следственным связям. Развитие обобщения проходит три этапа: сначала практически-действенное, затем образно-понятийное и высший уровень развития — понятийно-образное, т.е. научное.

o Классификация — разделение с последующим объединением по каким-то основаниям.

o Систематизация, конкретизация (существует в единстве с обобщением), осознание собственных мыслительных процессов.

Все операционные компоненты мышления существуют во взаимосвязи. От уровня усвоения мыслительных операций зависит успешность овладения содержательными компонентами мышления! С другой стороны, качественные особенности знаний влияют на возможности формирования мыслительных процессов.

3. Мотивационные — успешность любой мыслительной деятельности зависит от наличия мотива (желания) к совершению этой деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека:

А.

Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира;

Б.

Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений;

В.

Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;

Г.

Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений;

Д.

Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств;

Е.

Отражение действительности опосредованным путем, при участие речи.

2. Какие компоненты мышления проявляются в следующих примерах:

А.

Подойдя к трамвайной остановке не в «час пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.

Б.

Придя домой и заметив, что сынишка — младший школьник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

Урок 29
Мышление как познавательный процесс

Цель урока: раскрыть понятие мышление и указать его существенные признаки.

Виды мышления.

Различные виды мышления развиваются одно за другим в процессе возрастного развития человека. Появление нового стиля мышления автоматически поднимает человека на новую ступень развития.

1. Предметно-действенное мышление — предполагает опору на конкретные действия с предметами, т.е. мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний (развивается в детском возрасте) вид мышления.

2. Наглядно-образное мышление — опирается на восприятие и представление, образы. Содержание данной мыслительной задачи основано на образном материале.

3. Словесно-абстрактное (словесно-логическое) мышление — осуществляется понятиями, лишено непосредственной наглядности, т.е. мыслительная задача решается в вербальной (словесной) форме.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. У каждого человека в определенной мере развиты все виды мышления, но какой-то вид всегда преобладает. Будем считать, что наиболее развитой будет мыслительная организация человека, у которого ведущим является словесно-абстрактное мышление.

Качества мышления.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются также в разнообразии качеств ума.

Качества ума — это те свойства личности, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность. Наиболее существенные из них:

· Самостоятельность — определяет свободу выбора задач и их решений;

· Критичность и гибкость — обеспечивают нахождение проблемы и проверку гипотез;

· Широта — обеспечивает разносторонний подход к решению проблемы;

· Глубина, быстрота и логичность мышления.

Кроме этого, нас отличают друг от друга интеллектуальные особенности, такие как:

· Различия в подходе к решению мыслительных задач;

· Различия в соотношение разных видов мышления;

· Различное соотношение и проявление содержательных, операционных и мотивационных компонентов;

· Различное сочетание качеств ума;

· И, наконец, свой, отличный от всех остальных, стиль мышления, стиль умственной деятельности человека.

Типы мышления.

Различают два основных типа мышления:

1. Эмпирическое мышление — преобладает, происходит посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений, важных для последующих действий.

2. Теоретическое мышление — более высокий уровень развития мышления. Предполагает наличие следующих компонентов: рефлексия, как осмысление собственных действий и их соответствия мыслительной задачи; анализ содержания задачи с целью выделения способа решения; и, внутренний план действия (планирование и выполнение в уме).

И, наконец, кратко рассмотрим процесс решения любой мыслительной задачи. Мы можем выделить следующие этапы:

1. Нахождение задачи и ее формирование. Создается проблемная ситуация, характеризующаяся наличием противоречий: что известно? — что надо узнать? Успешность процесса решения обусловлена точностью формулировки гипотезы.

2. Выдвижение и анализ гипотез;

3. Решение мыслительной задачи. Способ решения выбирается человеком в зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи. Возможные способы решения:

o Метод проб и ошибок (не служит условием умственного развития, в отличие от других);

o Пассивное использование алгоритма;

o Целенаправленная трансформация условия задачи;

o Активное использование алгоритма;

o Эвристические (творческие) способы решения задач.

4. Проверка решения задачи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Оцените развитие своих качеств ума по десятибальной системе. Выделите наиболее развитые из них и укажите, какие преимущества в мыслительной деятельности вам дает развитие этих качеств?

2. На конкретном примере из практической деятельности, докажите, что вы владеете словесно-абстрактным видом мышления.

3. Возьмите любую учебную задачу и проанализируйте ваш ход ее решения по перечисленным нами этапам. Особо остановитесь на выбранном вами способе решения мыслительной задачи. Почему вы использовали именно этот способ решения?

Урок 30
Воображение как познавательный процесс

Цель урока: раскрыть понятие воображение и указать его существенные признаки.

Сегодня мы рассмотрим последний познавательный процесс. — воображение. Наличие в воображении творческого начала позволяет считать фантазию (так можно называть воображение) и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но в то же время между ними есть различия.

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!

Как воображение связано с действительностью?

Воображение — это свойство, характерное только человеку и возникает только с возникновением трудовой, познавательной деятельности. Уже этот факт говорит о том, что связь между действительностью им воображением прямая. Для нас же будут интересны следующие взаимосвязи:

· Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;

· Образы вызываются и порождаются реальными запросами действительности;

· На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;

· Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;

· Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.

Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто «витает в облаках», но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.

Приемы воображения.

Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:

1. Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.

2. Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).

3. Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.

Виды воображения.

Воображение бывает пассивным и активным.

Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджы (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.

Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.

Активное воображение — это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.

Какое место занимает воображение в структуре личности?

· Воображение связано с ощущением и восприятием — они дают основу для преобразований;

· Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;

· Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;

· Образы воображения могут вызывать реальные чувства;

Воображение так же можно соотнести с волевой организацией личности, если это воображение действенно.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Как вы понимаете слова С. Л. Рубинштейна: «воображать- это преображать»? Приведите примеры в их подтверждение.

2. Объясните слова А. Петровского: « Воображение выступает как временно исполняющий обязанности логического мышления»?

3. Нарисуйте животное, которое не существует на самом деле.

4. Нарисуйте дерево, дом и человека. (Данные проективные методики дают материал для глубокого анализа особенностей личности человека).

Урок 31
Экспресс-анализ по познавательным процессам внимание, память, мышление и воображение

Цель урока: обобщить знания о познавательных процессах внимание, память, мышление, воображение и выявить уровень усвоения материала.

Возможные варианты вопросов и заданий:

1. Перечислите основные свойства внимания человека?

2. Какие процессы памяти вы знаете? расскажите более подробно об одном из них.

3. Как связаны между собой кратковременная и долговременная памяти?

4. Что такое мышление и чем оно отличается от внимания и памяти?

5. Что называется интеллектом и как оценивается уровень интеллектуального развития человека?

6. Какую роль воображение играет в жизни человека?

Глава 4
Эмоции и чувства.

Урок 32
Эмоции

Цель урока: раскрыть понятие эмоции и указать их существенные признаки

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей…
К. Д. Ушинский

Разговор об эмоциях мы начнем с вопроса: зачем нужны эмоции? На самом деле мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаков предметов и явлений, восприятие дает их целостное представление (образы), память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы… Может, легко было бы обойтись без радости и страданий, удовольствия и досады, без любви и ненависти? Наша жизнь немыслима без эмоций! Недаром издавна возникало представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу». Однако, изучению познавательных и волевых процессов внимание уделялось всегда, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. (Возможно приведение конкретных примеров — музыкальный фрагмент, стихотворение). В наше время ученые активно занялись проблемой эмоций и чувств и один из главных вопросов остается тот , с которого мы начали: зачем нужны эмоции и чувства? Каковы их функции, какую роль они играют в психической жизни человека?

Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько: как и все познавательные процессы, эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания; во-вторых эмоции и чувства — это различные психические явления, имеющие свои специфические особенности; и, наконец, в эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

Эмоции — (от французкого — волнение, от латинского — потрясаю, волную), это реакции человека и животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные) и неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма.

Если рассматривать эмоцию как процесс, мы скажем что это деятельность оценивания поступающий в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний.

Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:

1. Эмоциональное возбуждение — если происходит событие, имеющее для человека важное значение, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (а в отдельных случаях, напротив, уменьшаться).
Эмоциональное возбуждение может принять форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется: страх — но бегство исключено, радость — но надо соблюдать серьезность и т.д.

2. Знак эмоции — положительная эмоция возникает, когда событие оценивается как позитивное для личности и побуждает действия поддержки этого события, отрицательное — когда событие оценивается как негативное и побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

3. Степень контроля эмоции — эмоции мало поддаются волевому контролю со стороны личности. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения:

1. Аффекты — бурные кратковременные эмоции (страх, гнев, радость), возникающие как правило в ответ на сильный раздражитель. В уголовном праве, преступление совершенное в состояние аффекта, рассматривается <

Наши рекомендации