Механизм возникновения ощущений.
Из курса анатомии нам известно, что аппаратом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо чтобы было, что ощущать, т.е. какой-то предмет, явление. Этот предмет должен воздействовать на рецептор своим определенным свойством — цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом.
Такое воздействие может быть двух видов:
· Контактным — вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык.
· Дистантным — вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря.
Такое воздействие раздражает чувствительные клетки рецептора. Раздражение — это физический процесс, а вот под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение. Оно-то и передается в соответствующий участок мозга. И только здесь физиологический процесс превращается в психический, и человек что-то ощущает.
Виды ощущений.
Деление на виды можно осуществлять по различным основаниям:
1. В соответствии с органами чувств — зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
2. По наличию (или отсутствию) непосредственного контакта — дистантные (зрения, обоняние и слух) и контактные (вкусовые, болевые, тактильные).
3. По расположению рецепторов на поверхности тела или внутри организма: зрение, слух или голод, жажда.
4. По времени возникновения в ходе эволюции живого мира.
Объединяя все подходы, выделяют так называемые общие виды:
1. Зрительные
2. Слуховые
3. Вибрационные — отражают колебания упругой среды
4. Обонятельные
5. Вкусовые
6. Кожные — тактильные (ощущения прикосновений), температурные и болевые ощущения.
Существуют определенные психологические закономерности — законы, определяющие соотношение между внешними воздействиями и возникающим психическим отражением.
Пороги чувствительности.
Не всякий раздражитель вызывает ощущения. Он может быть так слаб, что рецепторы его просто не почувствуют. Всыпьте в стакан воды несколько крупинок сахара. Попробуйте. Не сладко? Раздражитель слишком слаб. Если продолжить этот опыт и постепенно досыпать сахар, то в определенный момент вы почувствуете сладковатый привкус воды. Можно даже вычислить, сколько сахара понадобилось. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Если подобному эксперименту подвергнуть несколько человек, то можно выявить, что пороги их чувствительности различны. У кого-то более высокая чувствительность вкусового анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность!
Существует и верхний порог чувствительности — это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. За этим порогом свет уже ослепляет.
Существует еще одно интересное понятие — дифференциальный порог чувствительности или порог различения. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений
Величина порогов зависит от многих причин, особенно от деятельности человека и его интересов. Например, текстильщики отличают до сорока оттенков черного цвета. Трудно состязаться со скрипачом в умении различать музыкальные звуки, а вкусы и запахи — в соперничестве с дегустаторами. Но высокий уровень чувствительности может быть и природным задатком.
Статистика к теме.
Примеры чувствительности органов чувств:
1. Зрение. Способно ясной темной ночью воспринимать пламя свечи на расстоянии до 48 метров от глаза.
2. Слух. Способен различать тикание ручных часов на расстоянии до 6 метров.
3. Вкус. Способен ощутить присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 литров воды.
4. Обоняние. Способно уловить присутствие одной капли духов в воздухе, заполняющем помещение из 6 комнат.
5. Осязание. Способно уловить движение воздуха, производимое падением на поверхность кожи крыла мухи с высоты 1 см.
Естественно, что речь идет о зафиксированных случаях уникальной чувствительности человеческих анализаторов. Но путем тренировок можно очень многого добиться.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?
2. Человек несет связку из десяти книг, каждая из которых весит 300 г. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему брошюру весом в 80 г.? Почему?
3. Почему самолет, «пойманный» лучами прожекторов, нередко теряет управление и сбивается с курса?
4. Подготовить доклад на тему «Компенсация в области ощущений и восприятий» (например, об удивительной женщине О. И. Скороходовой, по ее книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»).
Урок 21
Познавательные процессы — ощущение и восприятие
Цель урока: раскрыть сущность ощущения и восприятия как познавательных процессов.
Давайте продолжим разговор о психологических закономерностях, которые определяют соотношение между внешними воздействиями и возникающим психическим отражением.
1. Чтобы выжить, любой организм должен находиться в равновесии с окружающей средой. В прямой форме, это означает усвоение того, что полезно, и выведение из организма того, что вредно. Отсюда стремление к положительным воздействиям и избегание отрицательных. Оказывается одна из самых острых жизненных потребностей организма человека — потребность в нормальном потоке ощущений. Нехватка какого-то из видов информации вызывает свой вариант жажды, голода, желания. Зрительное желание отличается от сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим для всех желаний, связывается образное представление. А в слуховом — представление звука.
Отсюда такие переживания человека, как скуку, нехватка телесных ощущений и т.д. Это явление получило название сенсорная депривация (или сенсорный голод). Но есть и « обратная сторона медали». Дело в том, что в обычной жизни, нас часто утомляет, выводит из состояния нормы не только недостаток внешних воздействий, но и их изобилие. Слишком громкий звук ваших магнитофонов действительно может быть очень болезненным для окружающих. Или пример, связанный с излишней кожной чувствительностью, — многих людей действительно раздражают прикосновения (например, к волосам).
2. Интересным явлением является компенсация ощущений. Психика, как мы уже говорили, целостная система. Это единство при потере органов чувств проявляется в том, что сохранившиеся органы ощущений частично как бы берут на себя функции утраченных. К примеру, у слепых обостряется слух, осязание, обоняние.
3. Все ощущения приятны или неприятны, т.е. все имеют эмоциональный тон, эмоциональный компонент. Еще до анализа полученного ощущения цвета и звуки, запахи и вкусы, прикосновения и температура оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Нежный звук флейты воспринимается иначе, чем скрежет тормозов. А особенно сильной является эмоциональная окраска запахов.
4. Что происходит, когда из ярко освещенной комнаты человек выходит в темную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а потом постепенно начинает различать отдельные предметы. Аналогично при смене темноты на яркий свет. Это явление получило название адаптации — приспособление органа чувств к действующему раздражителю. Мы не ощущаем привычной одежды. Адаптация повинна в том, что старушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Опасна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, сегодня оставляет спокойным и равнодушным. И чтобы вновь всколыхнуться нужны новые, более сильные раздражители.
5. Существует феномен взаимодействия ощущений, при котором изменение чувствительности одной системы происходит под воздействием другого анализатора. Красиво прорисованные фрукты вызывают у нас чувство голода и реальные вкусовые ощущения. Мягкие звуки музыки расслабляют кожные рецепторы и т.д.
6. Наконец, осталось упомянуть о контрастности ощущений — изменение интенсивности и качества одного ощущения под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Зубная боль, которая не давала покоя долгое время, забывается при просмотре увлекательного фильма и т.д.
Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса — восприятия. Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом! Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.
Восприятие — всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.
О делении на виды, характерные для восприятия, мы с вами говорили, определяя ведущий тип восприятия. А к перечисленным уже закономерностям, которые определяют соотношение между внешними воздействиями и возникшим психическим отражением, можно добавить характеристики, специфические для восприятия:
1. Активность, т.е. поиск воспринимаемых объектов.
2. Осмысленность, которая зависит от сочетания прошлого опыта и данного внешнего воздействия. По одному ощущению, знакомому нам, мы может воссоздать целостное восприятие предмета. Например, легкий запах духов подскажет нам о присутствие женщины, даже если другие раздражители еще ничего не зафиксировали.
3. Обобщенность, т.к. мы воспринимаем все признаки предмета или явления (как существенные, так и несущественные).
4. Целостность восприятия. Любой предмет мы воспринимаем на каком-то фоне. Предмет можно выделить за счет динамики (движения), за счет использования контрастов, подчеркиванием значимости предмета или необычной формой его предъявления.
5. Избирательность, т.к. восприятие зависит от установок, интересов и потребностей личности. Если вы не хотите чего-то видеть, то вы действительно можете этого долго не замечать, в силу своих внутренних установок.
6. И, наконец, аперцепция — направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства его знаний. К примеру, вы знаете, что какой-то предмет всегда лежит на одном и том же месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
o Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший отчетливо ощутил его;
o При обтирании лица холодной водой, острота зрения повышается;
o При усилении освещения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
2. Какая закономерность восприятия проявляется в каждом примере:
o Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление;
o Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический оркестр или один рояль.
3. В чем сходство и различие двух психических процессов: ощущения и восприятия?
Урок 22
Наблюдательность
Цель урока: дать понятие наблюдательность, раскрыть его существенные признаки.
Сегодня мы посвятим урок наблюдательности. Это скорее свойство личности, чем познавательный процесс, т.к. присутствие наблюдательности или ее отсутствие не является особенностью психики человека, ее необходимым элементом.
Наблюдательность — это психическое свойство, которое базируется на восприятии и ощущении. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия. Замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе и т.д.
Наблюдательность — это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные черты и свойства предметов и явлений, в том числе и малозаметные.
Как свойство, наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Но самыми главными я бы назвал:
· хорошо развитый зрительный анализатор;
· высокую абсолютную и относительную чувствительность.
И то, и другое можно в себе развить! Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте над зрением. Держите его, как говориться, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до того вы не видели на лицах и сотни того, что заметили теперь. А через два месяца вы уже научитесь видеть, и вам не надо будет понуждать себя к этому!»
Уже в развитие этой чувствительности начинает сказываться влияние личностных особенностей человека: наблюдательность приобретает избирательный характер! Именно поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, проходящих в ней, но слабо различающих состояние и процессы, возникающие в их взаимоотношениях с людьми.
А еще в большей степени, личностные особенности проявляются при осознание и понимание того, что человек видит, за чем наблюдает.
От чего зависит осмысленность наблюдаемого?
1. Прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и знаний о наблюдаемом явлении, т.е. от познавательного опыта человека.
2. От уровня мыслительной деятельности — развития таких мыслительных процессов как систематизация, классификация, обобщение.
3. От установки человека. Известный биолог Н. В. Тимофеев-Рессовский подчеркивал, что при наблюдении можно что-то увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно увидеть.
И, наконец, результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти человека. Именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий о наблюдаемом, составляющих структуру знаний человека, его опыт.
В этих своих особенностях наблюдательность подтверждает уже известный нам факт о взаимодействие и взаимодополняемости всех познавательных процессов, их неразрывности друг от друга. Но ведущим познавательным процессом, лежащим в основе наблюдения, остается восприятие.
Можно говорить о том, что наблюдение (понимание наблюдаемого) есть определенный вид мыслительной задачи, в которой решается вопрос: что это значит? к чему это относится? Т.е. это задачи на систематизацию и классификацию. Психологи, которые придерживаются этой позиции, проанализировали наблюдения Шерлока Холмса и доказали, что это процесс решения элементарных задач. В этом варианте процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения познавательной задачи. Шерлок Холмс говорил своему другу доктору Уотсону:
— Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз.
— Отлично, сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну а я знаю, что семнадцать, потому что я видел и наблюдал.
Каждый из вас может проверить свою наблюдательность. Опишите коридор, аудиторию, где мы с вами занимаемся, вестибюль, т.е. помещения, которые каждый из вас видел сотню, тысячу раз. Потом проверьте себя. Этот опыт может стать упражнением для развития вашей наблюдательности.
Подведем итог. Наблюдательность, как и любое психологическое явление, элемент сложной системы, имеет разнообразные связи с различными сторонами психической жизни человека:
· с одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, т.е. напрямую связана с ощущением и восприятием;
· с другой стороны, наблюдательность обусловлена особенностями памяти и мышления;
· а так же, наблюдательность входит как составная часть в прошлый опыт, направленность и эмоциональные предпочтения человека.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Сторонником какой из перечисленных теорий наблюдательности вы являетесь и почему? Приведите аргументы в защиту своей позиции.
2. Пронаблюдайте по дороге до школы, какие явления окружающего мира привлекут ваше внимание, а затем, возвращаясь домой, зафиксируйте, какие изменения они претерпели. Проанализируйте свои наблюдения.
3. Не разглядывая специально, опишите, как выглядят ваши наручные часы. После выполнения, внимательно разглядите часы и выявите неточности и забытые вами особенности. Оцените уровень вашей наблюдательности.
Урок 23
Познавательный процесс — представление
Цель урока: раскрыть понятие представление, как познавательный процесс.
Вслед за ощущением и восприятием, обратим наше внимание на такой феномен человеческого сознания, как представление. Представление — это вторично обобщенный образ предмета, возникающий на основе ощущений и восприятий.
Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.