Экспресс-тест «Художник или мыслитель?».

Инструкция:

Вам предлагается одиннадцатибальная система: категорическое отрицание высказанному мною оценивается в 0 баллов. Безоговорочное согласие — 10 баллов. Но в процессе ответов на вопросы, вы имеете возможность поставить любое промежуточное число — от 0 до 10. Ваша задача — записывать в тетради номер вопроса и ваш балловый ответ.

Вопросы теста:

1. У меня чаще всего бывает хорошее настроение 012345678910

2. Я хорошо помню то, что было уже достаточно давно 012345678910

3. Прослушав один-два раза мелодию, я уже могу напеть ее 012345678910

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю, как все это происходило 012345678910

5. Я не люблю, когда люди громко смеются 012345678910

6. Мне трудно дается решение алгебраических примеров 012345678910

7. Я легко запоминаю незнакомые мне лица 012345678910

8. Среди своих друзей я всегда первым начинаю разговор 012345678910

9. Я не поверю, пока мне не представят доказательства 012345678910

10. У меня чаще всего бывает плохое настроение 012345678910 Для работы теста включите Javascript!

Начало формы

Результат Очистить

Конец формы

Ключ к тесту:

Просчитаем отдельно суммы баллов по вопросам:

Для левого полушария

1 2 5 8 9

Для правого полушария

3 4 6 7 10

Возможно три варианта:

1. Сумма для левого полушария больше суммы для правого полушария более чем на 5 баллов:

o Логический тип мышления;

o Оптимист;

o Считает, что большую часть проблем может решить самостоятельно;

o Легко вступает в контакт с людьми;

o Больше полагается на расчет, чем на интуицию;

o Больше доверяет печатной информации, чем собственным впечатлениям.

2. Сумма для правого полушария больше суммы для левого полушария более чем на 5 баллов:

o Художественный тип мышления;

o Склонность к пессимизму;

o Предпочитает полагаться на собственную интуицию, чувства, чем на логический анализ и чаще всего не обманывается;

o Не общителен;

o Может работать в любых неблагоприятных условиях (шум, помехи).

3. Разница менее 5 баллов — зона гармоничного развития. Сочетает в себе перечисленные выше характеристики. А вот на каком уровне-примитивном (когда оба полушария не сделали скачек в своем развитие), или на высоком интеллектуальном уровне (когда оба полушария развиты) вы находитесь, мы сможем узнать, определив ваш интеллектуальный коэффициент в теме «Познавательные процессы».

И еще один факт, на который мне хочется обратить ваше внимание: у человека с развитым левым полушарием предрасположенность к праворукому написанию, т.е. он «правша». А при развитие правого полушария — человек «левша».

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Предположите, какие центры контроля находятся в каждом из полушарий, по результатам эксперимента Бехтеревского института.

2. Чем может быть вызвана «зона гармоничного развития полушарий» в ее высоком уровне развития? Какие индивидуальные особенности развития человека вам кажутся необходимы для данного результата?

3. Индивидуальное задание — доклад на тему «Психологические особенности жизнедеятельности «левши». Плюсы и минусы».

Урок 12
Право/левополушарное развитие

Цель урока: Определить биологический код право/левополушарного развития учащихся, обобщить основные характеристики доминирования каждого из полушарий.

Продолжая разговор о право/левополушарном развитие, я должен отметить, что свою принадлежность к «художникам» или «мыслителям», можно выявить и по некоторым чисто биологическим признакам.

Методика определения биологического кода право/левополушарного развития.

Инструкция:

В каждом из перечисленных случаев, вам необходимо определить, какая рука является «ведущей» и выставить в тетради букву своего кода «Л» или «П».

1. Переплетите пальцы рук в «замочек». Большой палец какой руки находиться сверху? левойправой

2. В небольшое отверстие в листе бумаги посмотрите на какой-либо предмет, например, свой палец, поочередно закрывая то правый, то левый глаз. (Поочередно — в данном случае означает, что сначала вы закрыли один глаз, потом открыли его и посмотрели в отверстие обоями глазами, и только после этого закрыли второй глаз).
Предмет перемещается, когда вы закрываете (какой?) глаз? левыйправый

3. Переплетите руки в «позе Наполеона» (скрестите руки на груди). Какая рука оказалась сверху? леваяправая

4. Изобразите «бурные аплодисменты». Какая ладонь оказалась сверху? леваяправая Для работы теста включите Javascript!

Начало формы

Результат Очистить

Конец формы

Ключ к тесту:

Каждый код «заостряет» в вашем характере ту или иную черту, которая является неотъемлемой частью вашей сформированной личности.

ПППП

консерватор, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ

темперамент слабый (меланхолик), преобладает нерешительность.

ППЛП

сильный, артистичный, энергичный, при общении с таким человеком не помешает решительность и чувство юмора.

ППЛЛ

близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленно привыкает к новой обстановке. Встречается редко!

ПЛПП

аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность, избегает конфликтов, терпим и расчетлив. В отношениях с людьми предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ

слабый тип, чаще всего встречается среди женщин, подвержен чужому влиянию, беззащитный, но способен пойти на конфликт.

ПЛЛП

артистизм, непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый стиль поведения. Среди женщин встречается вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ

характерен для мужчин, независимость, непостоянство.

ЛППП

один из самых распространенных. Эмоционален, легко контактирует со всеми, недостаточно настойчив и подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ

похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен (требует бережного отношения к себе).

ЛПЛП

самый сильный тип личности. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, несколько консервативен и пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ

сильный, но не навязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к взаимодействию, но взаимопонимание при этом отсутствует.

ЛЛПП

дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ

простодушие, мягкость, доверчивость. Редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП

эмоциональность в сочетание с решительностью приводит к непредсказуемым поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ

обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Остается добавить, что полярные коды — ЛЛЛЛ и ПППП соответствуют 100% выражению право/левополушарного развития. ЛЛЛЛ — «правши», а ПППП — «левши»!

Обобщая знания по право/левополушарному развитию человека, мы можем выделить основные характеристики каждого из полушарий, за что оно отвечает, что контролирует в нашем с вами организме.

Таблица «Основные характеристики полушарий».

Правое полушарие

· Хорошая память на лица

· Лучше воспринимают наглядную информацию (демонстрируемую)

· Охотно делятся своими переживаниями

· Любят делать то, что раньше делать не приходилось

· Любят делать много дел одновременно

· Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы

· Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом

· Остроумны, большие шутники

· Действуют наугад, опаздывают, не любят ограничений, детализации, планов

· Хорошо переносят суматоху, неорганизованны и беспорядочны

· Невнимательны, «витают в облаках», мечтательны, восторженны

· Рисковые, с авантюрной жилкой, не боятся неудач

· Не любят предписаний

· Отвечают наугад и интуитивно в проблемных ситуациях, для осуществления замысла используют все, что попадет под руку

· Предпочитают систему организации по типу «феерии»

· Любят рисовать

Левое полушарие

· Хорошая память на имена

· Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию (указание)

· Держат свои чувства и мысли при себе

· Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело

· Предпочитают делать одно дело

· Любят тесты, в которых надо выбрать из двух (да/нет) или нескольких альтернатив

· Ждут, когда человек сам сообщит о своем состоянии

· Серьезны, не остроумны

· Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения

· Ценят аккуратность в себе и в других

· Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии

· Не склонны к риску, осторожны, не любят ошибаться и любят определенность

· Следуют предписаниям

· До принятия решения задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны

· Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы

Естественно, что вы найдете свои особенности, как в левой, так и в правой колонке таблицы, ведь у каждого из нас развиты оба полушария. Но в одной из колонок вы увидите гораздо больше своих черт и особенностей. Скорее всего, это будет означать, что данное полушарие у вас развито лучше.

И, в заключении, хочу привести интересные статистические данные: канадский психолог Стенли Корен установил интересную зависимость между возрастом матери и вероятностью рождения «левши»:

Возраст матери 17–24 года Вероятность 25% (т.е. каждый 4-ый)
Возраст матери 25–35 лет Вероятность 65%
Возраст матери более 35 лет Вероятность 85%

Т.е. чем позже, тем вероятнее!

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Поработайте с таблицей характеристик и выявите, сколько характерных черт каждого из полушарий присутствует в вашем собственном характере.

2. Предположите, какая психологическая основа может лежать под приведенными статистическими данными. Сопоставьте данную статистику с собственными индивидуальными особенностями, — подтверждаете вы ее или опровергаете?

3. Какие данные таблицы можно сопоставить с материалами по ведущему типу восприятия? Вычлените их и обоснуйте.

Урок 13
Экспресс-анализ по теме

Цель урока: обобщить знания о ведущем типе восприятия и право-/левополушарном развитие человека. Выявить уровень усвоения этих знаний.

Для разнообразия используемых методов проверки, можно предложить тест незаконченных предложений, в котором ученикам необходимо будет понять, какое понятие пропущено, и выписать в тетрадь только это понятие.

Возможные варианты предложений:

1. Автором теории биологических основ личности является………

2. Если для человека ведущее значение имеют линии, формы, цвета предметов, то его ведущий тип восприятия………

3. Если человек «левша», то ведущим для него является………

4. Если в описанном на уроке эксперименте, человек впал в состояние эйфории, то в тот момент у него было отключено………

5. Если человек может понять состояние другого человека, не спрашивая его об этом, то его ведущим полушарием будет………

Возможны и вопросы, на которые необходимо дать расширенный ответ, к примеру:

1. Перечислите основные типы восприятия и их анализаторы.

2. Расскажите об эксперименте Бехтеревского института. Укажите его «плюсы» и «минусы».

Урок 14
Биологическая основа личности — темперамент

Цель урока: раскрыть историю возникновения теории темперамента, дать понятие темперамента, разграничить понятия темперамент и характер.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых «все знают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — одного именуем «типичным холериком», другого «сангвиником», «флегматиком» или «меланхоликом».

Наши рекомендации