Социальная работа с группой наркозависимых клиентов
Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, отбор средств вмешательства, работа с клиентами выбранным методом.
Согласно подходам Р. М. Мак-Олифф и М. Б. Мак-Олифф, выявить степень биологической зависимости у клиента можно при помощи диагностики.
Для этого применяют следующую схему, позволяющую определить степень привыкания к наркотическим средствам:
· психологическая зависимость;
· навязчивые мысли;
· навязчивые эмоции;
· низкая самооценка;
· негативные ригидные установки;
· ригидная система оценок;
· галлюцинации;
· бессилие;
· физическая толерантность;
· физическое привыкание;
· нарушение памяти
Инсайт-ориентированные подходы Данная методика направлена на работу с госпитализированными клиентами, проходящими курс дезинтоксикации. Первичная помощь социальным работником зависит от финансовых возможностей и места жительства клиента. В этот период возможны различные модели помощи, например клиент-центрированная терапия.
Поведенческие подходыЭтот вид социальной работы основан на изменении негативного или формировании позитивного поведения клиента.
Группы самопомощиСоздаются на основе взаимоподдержки людей, имеющих сходные проблемы.Люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг другу.
Основные стратегии группы самопомощи можно представить в такой последовательности:
· принятие групповой принадлежности;
· обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;
· предоставление возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, искать решение поставленных задач;
· договоренность об общей групповой ответственности;
· обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.
Группы синанон. Данные группы состоят из 10 — 16 членов, которые собираются ежедневно в течение 2—3 месяцев. Групповая работа строится на доверии, клиентов учат выражать свои чувства. Применяется метод марафона, при котором используют агрессивную конфронтацию, чтобы сломать негативные стереотипы поведения.
22. Определение конфликта. Субъекты конфликта. Специфика конфликтных ситуаций в социальной работе. Этические нормы поведения специалиста по социальной работе в конфликте.
В тетради
23. Восприятия речевого сообщения клиента. Активное и пассивное слушание. Фазы активного слушания.
Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.
Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:
1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
2. Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).
3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.
4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Побуждение («Ну и... И что дальше?»).
7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).
8. Наводящие вопросы (что? где? когда? почему? зачем?).
9. Оценки, советы.
10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).
11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина).
12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).
13. Логические следствия из высказываний партнера, например, предположить о причине события.
14. «Хамовитые реакции» («глупости», «ерунда все это»).
15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, егослова).
Техника пассивного слушания.Эта техника слушания характеризуется отсутствием реакции на слова собеседника, или минимальным вмешательством. Слушающий сосредоточен на себе. Иногда просто ждёт момента, чтобы начать говорить самому (Факторы использования: расхождение во взглядах на обсуждаемую тему, личное отношение к собеседнику, сильные эмоции собеседника, усталость или дискомфорт, желание говорить самому, внешние факторы, лень)
Техника активного (эмпатийного) слушания.Это слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и разделяют его чувства. Говорящий чувствует это и больше идёт на контакт, раскрывает свои чувства и переживания.
Обычно в слушании проявляется 3 такта:поддержка — уяснение — комментирование
На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», «отражение» чувств говорящего.
На этапе уяснения цель слушающего состоит в том, чтобы убедиться, что он правильно понял собеседника, для этого задаются уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.
На этапе комментирования слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии. На этом этапе человек, говоривший о своей проблеме может пережить катарсис ((от греч. katharsis — очищение), освободиться от переживаемых негативных эмоций, открыть новые смыслы в ситуации.
24. Влияние как способ психологического воздействия в работе с клиентом. Признаки варварского и цивилизованного влияние.
Психологическое влияние –это воздействие на состояние, мысли чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с представлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние чужому влиянию –это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния – тот из партнеров, кто первым предпринимает попытку влияния.
Адресат влияния – тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния.
Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
Воздействие изобразительными средствами – влияние на различные слои и группы населения с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд.
В процессе социального влияния и психологического воздействия нередко используются дезинформирование (обман, введение в заблуждение), слухи и мифы.
Цель влияния: удовлетворение своих потребностей с помощью других людей или через них
Психологические средства влияния могут быть вербальными, невербальными и паралингвистическими. (особенности произнесения речи)