Общие типы стратегий работы с клиентами.
1. Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.
2. Стратегия «почтового ящика». Члены группы собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе.
3. Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды.
4. Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов группы будет вести данный случай.
5. Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о достигнутых результатах, потребностях клиента и рекомендациях на будущее; затем группа решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме. 6. Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах.
19. Практические методы социально-психологической работы с группой.
Модели потребления (оценка/индукция) (Hankinson, Stephens, 1985; Todd, Barcome, 1980). Основная цель этих моделей — процесс потребления, однако индивиды, взаимодействуя с сотрудниками агентства, первоначально не ставят цель изменить или улучшить свои специфические условия, так как не выявлены их специфические потребности
Модели управляемого группового взаимодействия (Stephenson, Scarpitti, 1974). Модели групповой работы управляемого взаимодействия направлены на директивную работу с группами риска, с целью коррекции антиобщественного поведения
Психотерапевтические модели, центрированные на клиенте. Эти групповые модели характерны для работы с человеческими эмоциями, чувствами и отношениями.
Гешталът-терапия (Perls, 1971) — терапия, базирующаяся на принципе «здесь и теперь». В основе ее — использование техники «горячего места», создание ситуаций, при которых клиенту позволяют войти в контакт с непосредственным (немедленным) проблематичным опытом, работают с эмоциями клиента, через конфликт или тупик решают его личностно значимые проблемы. Другие члены группы косвенно вовлечены в ситуацию через идентификацию и поддержку.
Психодрама (Blatner, 1973; Gale, 1990) — динамический подход к групповой работе, цель которого — вызвать определенные чувства, вовлеченные в личностные проблемы в процессе ролевой игры. Главная задача метода — помочь участникам повторно пережить и повторно сформулировать их социальные проблемы в драматической форме, чтобы уметь им противостоять. Опыт в действии является пробным опытом.
Трансактный анализ (Pitman, 1984) — техника, развитая в индивидуальной работе, но применяемая и в работе с группами. Основная концепция базируется на Эго- структуре клиента, которая идентифицируется как «ребенок взрослого родителя».
20. Основные психологические модели социальной работы с группой.
первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е г. Дж. Клейном:. Основные модели:
1. Группы досуга.
2. Образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональной ориентации; группы свободного выбора.
3. Социальные группы:нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения; нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения.
5. Терапевтические группы
Группы восстановления Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени.
Группы восстановления умений Основная цель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их.
Образовательные группы Социальная работа в образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме
Посредничество Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса
Группы самопомощи Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе.
21. Социально-психологическая групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества.
Психосоциальная практика работы с группами лиц, употребляющих психоактивные вещества, первоначально определилась как клиническая модель работы с индивидами, больными алкоголизмом.