Различается первичное и вторичное подкрепление.
Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления – стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером, так как удовлетворяют биологическую потребность.
Вторичные подкрепления – это условные подкрепления, т.е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением, которое обусловлено прошлым опытом организма
• Люди абсолютно зависят от прошлого опыта, т. е. поведение людей – это продукт предшествующих подкреплений
• Индивидуальные различия людей в поведении – это результат различного прошлого подкрепления
• Поведение человека – это система оперантных реакций, сформированных на основе прошлого научения, и чтобы понять поведение, надо только понять этот прошлый опыт.
БАНДУРА
По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения
Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить.
В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.
Люди обладают следующими пятью способностями:
1 )Способность к символизации (к преобразованию своего опыта в символы)
2)Способность людей к предвидению, к постановке целей.
3)Способностьопосредования(основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей)
4)Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения(на их основе происходит внутренняя самооценка своего поведения)
5)Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
МАСЛОУ
Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей.
По А. Маслоу, каждый человек – единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов.
В отличие от бихевиоризма, в гуманистических теориях неприемлемо переносить модели поведения животных на человека, потому что первые не обладают такими духовными чертами.
Деструктивные действия людей являются итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей.
Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей»:
- все потребности человека врожденны или инстинктоидны
- они иерархически организованы в пять видов
ТАБЛИЦА…
Самые возвышенные потребности – потребности в самоактуализации. Не каждый даже до них доходит. Выделил ПРИЗНАКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ…
РОДЖЕРС
Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора".
По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей.
Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение.
Организмический процесс актуализации означает безсознательнуюсаморегуляцию на основе поведенческого опыта.
«Я-концепция» - это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я-концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»).
«Я-концепция» формируется изначально ( в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя.
К. Роджерс, исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям.
Постоянно функционирующий человек обладает пятью основными личностными качествами:
1) Открытость к переживанию (соответствие « Я-концепции» и организмического процесса).
2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями.
3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, своих внутренних побуждений, которые берутся за основу выбора поведения.
4) Эмпирическая свобода – это субъективная свобода личности, чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.
5) Креативность – способность к творчеству и творческому образу жизни.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ МЕНЕГЕТТИ
Онтопсихология –наука о бытии в психике (Антонио Менегетти – основатель)
Согласно учению А. Менегетти, психика человека складывается из следующих инстанций и процессов:
1). Ин-се (сущность в себе) – внутренней позитивное ядро человека, его подлинное бытие
2). Естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции ин-се);
3). Монитор отклонения – психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации ин-се;
4). Искаженные проявления жизни организованные в виде психологических комплексов;
5). Сознательно – логическое «Я» - психологическая инстанция человека (является единственной осознанной частью психики)
С точки зрения онтопсихологии человек – продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур.
По мнению онтопсихологовин-сеположительно – оно заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности.
С помощью ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия. Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «Я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде.
Если интенции нашего «Я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Это совпадение проявляется в виде переживаний, радости, полноты жизни, счастья.
Но, к сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим ин-се.
Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения являются своего рода ошибками нашего собственного «Я».
Подобная ситуация порождает то, что в онтопсихологии называется «экзистенциальная шизофрения».
10. Биологические, физиологические и психологические типологии.
итьбю
11. Общая модель индивидуальной работы со случаем.
Сегодня ее принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».
СТАДИЯ 1: НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕССА
Это первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценкa» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии.
СТАДИЯ 2: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИНДУЦИРОВАНИЕ РОЛЕЙ
Однако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельcтвax. Это этап, когда происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
СТАДИЯ 3: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАКТ
На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке.
СТАДИЯ 4: ОЦЕНКА
Цель состоит в том, чтобы как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента.
Временной период стадии оценки зависит от запроса клиента и специфики его проблемы.
Стадия оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем, составляющих его окружающую среду, а социальному работнику определить цели для вмешательства.
Первичным инструментарием социального работника является интервью.
Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности, при этом необходимо выбрать проблему для обслуживания, чтобы в ней приняли участие как можно больше членов семьи. Ролевые позиции, отношения, ценности и нормы поведения могут стать предметом анализа и наблюдения социальным работником, дать дополнительную информацию о ситуации клиента.
СТАДИЯ 5: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
В процессе определения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосрдственное участие в целеполаганuu, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы.
Социальный работник и клиент взаимно согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые необходимо использовать, и задачи, вовлеченные в достижение целей. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.
СТАДИЯ 6: РАЗВИТИЕ ПЛАНА ИНТЕРВЕНЦИИ
При развитии плана интервенций социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуации клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.
Вмещателъство - последовательность шагов или плана действий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени.
СТАДИЯ 7: КОНТРАКТ
После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может быть в устной и письменной форме, в нем оговариваются частота, встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.
СТАДИЯ 8: ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЕНЦИИ
На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.
Идентифицированные системы должны быть определены в процессе изменения и вовлечены во взаимодействие. Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку для того, чтобы состоялся процесс изменения.
СТАДИЯ 9: ОСУЩЕСТВАЕНИЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ
Интервенции могут иметь различные направления и различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы; интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т. д. Репертуар вмешательств все время изменяется и модернизируется.
Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения (стимулирование положительного поведения и закрепление его; репетиция поведения, проигрывание ситуаций, трудных для клиента; систематическое развитие адаптивных моделей поведения)
Познавательные, методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социальном функционировании произойдет в том случае, если произойдут изменения в познавательных процессах.
СТАДИЯ 10: ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ
В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами.
Барьеры могут быть вызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи - может вызвать со стороны ее сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.
Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.
СТАДИЯ 11: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Социальный работник имеет большое разнообразие методов вмешательства Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим он должен вернуться на стадию 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентам.
СТАДИЯ 12: ЭВОЛЮЦИЯ
При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, в клиенте должны произойти необходимые перемены, а отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены. Пожелание о завершении контактов оговаривается контpaктом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.
РЕ3ЮМЕ
· Индивидуальная социальная работа, или работа со случаем, является одним из практических методов социальных работников.
· индивидуальная социальная работа осуществляется в ситуации «один на один». Социальный работник, используя знания и профессиональный опыт, помогает клиенту решить трудную жизненную ситуацию.
· Работа со случаем имеет большой спектр техник и моделей помощи и поддержки клиенту, но они сфокусированы вокруг трех основных теоретических моделей: рефлексивно-терапевтической, социалистически-коллективистской, индивидуально-реформистской.
· В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник руководствуется ценностями профессии.
· Существуют различные схемы индивидуальнай работы со случаем, но они имеют ряд обязательных этaпов открытие случая, определение потребностей клиента, планиравание, контрактиравание, оказание помощи, мониторинг, оценка и окончание работы.
12. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе.
- Преимущества индивида по отношению к обществу (Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента.)
- Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом (Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегий клиента, к ухудшению его жизненного сценария.)
- Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений (В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.)
- Стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям (социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями)
- Готовность к передаче знаний и умений другим(Знание о ситуации, проблеме, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Социальный работник должен критически проверять свои профессиональные знания и учитывать новые научные рекомендации, вносить посильный вклад в развитие профессии.)
- Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание(Социальный работник выступает против любых форм дискриминации)
- Стремление к развитию самопомощи клиента(Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой.)
- Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации(Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах.)
- Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества(социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всем членам общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости)
- Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности(Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той ее степени, в какой оно не вступает в противоречие с исполнением служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию)
Этические принципы социальной работы…
13. Теория и практика консультирования в помогающих профессиях.
Клиент— это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться.
В рамках консультативных отношений клиент ориентирован на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей клиента.
Фактически все консультанты соглашаются с тем, что отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами
В первом случае консультант имеет специальную подготовку и взаимодействует с клиентом в рамках формального контракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр., — определенных приемов консультативной работы
часто путают с предоставлением советов ( в словарях консультирование определяется в терминах советов и руководства). На самом деле совет — это главным образом односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения. Руководство — также главным образом односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие. Консультирование — это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия
Консультирование предназначено для помощи клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться достигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и межличностных проблем
Любая консультативная помощь должна базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:
1. повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
2. развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности
Можно сказать, что конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами
Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное, групповое и семейное консультирование.
По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.
Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия.
Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования, письменного консультирования, а также через печатные материалы.
По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.
Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:
1. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму).
2. Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.
3. Психоанализ.
4. Поведенческий подход.
5. Когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование.
6. Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика.
7. Эклектические и интегративные подходы:мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.
Базовыми навыками для всех стадий являются:
· внимание и слушание, точность и конкретность;
· навыки отражения: переформулирование, перефразирование, суммирование;
· навыки исследования (зондирования): вопросы и утверждения.
Цели начальной стадии:
· установление рабочих взаимоотношений;
· прояснение и определение проблем;
· диагностика и формулирование гипотез;
Стратегии и процедуры начальной стадии:
· изучение/зондирование: помощь клиентам в объяснении своих тревог;
· приоритаризация и фокусировка: принятие решения об очередности работы с проблемами клиента и выявление стержневого момента;
· коммуникация: принятие и понимание.
Цели срединной стадии:· переоценка проблем: помощь клиентам в видении самих себя и своих проблем в другой, более обнадеживающей перспективе; · поддержание рабочих взаимоотношений; · пересмотр контракта (если необходимо). Стратегии и процедуры срединной стадии: · конфронтация (помогает клиентам осознать используемые ими самими уловки и трюки, препятствующие изменениям); · предоставление обратной связи: дает возможность клиентам понять, как их воспринимает консультант; · предоставление информации (может помочь клиентам увидеть себя в другом ракурсе); · директивные предписания: направлены на изменение привычных стереотипов поведения; · самораскрытие консультанта: рассказ о собственном опыте (используется редко); · оперативная обратная связь: предоставление клиентам точки зрения консультанта на происходящее между ним и клиентом «здесь и сейчас». Цели завершающей стадии: · выбрать подходящее изменение: клиенты должны знать, какие изменения возможны и каких конкретно результатов они хотят добиться; · перенос результатов научения: применение результатов консультирования в работе с проблемами в повседневной жизни; · осуществление изменения: конкретные действия клиентов; · завершение консультативных отношений: предполагает признание прекращения этих отношений, а также выполнения контракта. Стратегии и процедуры завершающей стадии: · целеполагание: определение при помощи специальных приемов (дискуссия, воображение, ролевая игра и др.) совместно с клиентами ожидаемых результатов; · планирование действий: выбор из всех доступных для клиентов возможностей и планирование конкретных действий; · оценивание: оценка успешности действий клиентов с точки зрения решения их проблем; · завершение (обзор проделанной работы, помощь клиенту в осознании всего происшедшего, работа с клиентом по преодолению чувства печали, возникшего из-за прекращения консультативных отношений).
14. Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы.