Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

По З.Фрейду, в живой природе, возникшей из неживой, действуют два рода сил:

Эрос (сексуальное влечение в природе человека - либидо), стремление к половому размножению, а в широком смысле тенденцию к сохранению жизни, к ее обновлению , к созиданию и т.д.

Танатос (влечение к смерти) тенденцию к деструкции, разрушению.

Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал:

«Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется только «принципом удовольствия».

«Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность «Оно», содержащим страсти. «Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром.

«Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я».

Большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное.

Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят несколько этапов:

I этап. Аутоэротизм и нарцизм – половые побуждения направлены на собственное тело (аутоэротизм – объект полового влечения еще не определен; нарцизм – объект определен, им становиться само тело ребенка).

II этап. Эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у девочек на отца. («Эдипов комплекс»).

Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии:

1. Оральная – становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.

2. Анальная – сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 – 3 года).

3. Фаллическая – дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.

4. Латентная – отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 – 12 лет).

5. Генитальная – стадия полового созревания (12 – 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.

ТРЕВОГА…

З. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы:

1.Вытеснение. Это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Вытесненные из сознания мысли и импульсы не теряют свою актуальность в бессознательном и проявляются в сновидениях, шутках, оговорках.

2.Проекция – это процесс, выражающийся в том, что индивид, приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение другим людям, т.е. возлагается вина на других

3.Замещение. Это проявление инстинктивного импульса переадресовки от более угрожающего объекта к менее угрожающему

4.Рационализация. Это искажение реальности с целью самозащиты. Ч-к утешает себя

5.Противодействие. Это выражение в мыслях и поведении обратных действий или побуждений (например, человек, у которого доминируют сексуальные импульсы, внешне ведет себя как борец с сексуальными отношениями, рассматривает их как разврат).

6.Регрессия. Это возврат к ребячливым, детским моделям поведения

7.Сублимация. Это процесс изменения своих импульсов, трансформация их в социально приемлемые мысли и действия.

8.Отрицание. Это отрицание, отказ признавать неприятные события.

ЮНГ

По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем:

1.Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.)

2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.

3.Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.

Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны, среди них важнейшее значение имеют описанные К.Юнгом:

1. Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.

2. Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти

3. Анима– архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.

4. Анимус– образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.

5. Самость – ядро личности, образ – модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

АДЛЕР

Подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Индивид из – за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности.

Каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти».

Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность».

Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы– так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение

Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству».

9. Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А. Бандура). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Онтопсихология (А. Менегетти).

Скиннер

Б.Скиннер выступил ПРОТИВ концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер. По мнению Б.Скиннера, все объясняется в поведении человека лишь на основе внешних обстоятельств.

Человеческий организм – это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования.

Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком.

В своем учении о поведении человека Скиннер различает 2 его типа:

1. Респондентное поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом – чайник и т.д.).

2 . Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) – поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).

Смысл оперантного научения – подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.

Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов):

- режим непрерывного подкрепления,

- режим прерывистого или частичного подкрепления.

Наши рекомендации