Модель, предложенную Дж. Холландом.

Он, в соответствии с теорией интересов Дж. Гилфорда, выделил шесть основных типов профессий: реалистичные, интеллектуальные, социальные, конвенциональные, предпринимательские, артистические.

Каждый тип профессии имеет свою интерперсональную среду и привлекает людей сходных интересов, с одинаковыми реакциями на ситуации, ценностями, близостью позиций.

4) Прогностические (их главные составляющие выводят из «матриц корреляций», с одной стороны, показателей выраженности базисных свойств личности, а с другой — из критериев эффективности социально-психологического воздействия.)

Шестнадцатифакторный опросник личности Р. Кеттелла

Корреляция базисных свойств личности с тремя свойствами: готовность к контактам, умение налаживать и поддерживать контакты, общая интеллектуальность.

Практическое применение данного вида модели позволяет сделать следующий прогноз: лучший кандидат на профессию «социальный работник» тот, кто получает более высокие оценки по следующим факторам: потребность в общении, чувство дистанции, общий уровень вербального интеллекта, нечувствительность к социальной угрозе.

Все основные компоненты профессиональной успешности деятельности социального работника могут быть организованы на трех уровнях:интрапсихическом (индивидном), инер- психическом (межперсональном) и групповом (социальном).

4. Основные синдромы в деятельности социального работника и их профилактика.

Социальный работник должен обладать отличным физическим здоровьем, что служит залогом успеха в выполнении данной деятельности.

Кроме того, профессия «социальный работник» относится к классу профессий «субъект — субъект», которые наиболее подвержены синдромам психического (эмоционального) выгорания, хронической усталости и «лишения любви», что предопределяет необходимость психического здоровья социального работника.

Синдром профессионального выгорания

Он обнаруживается только среди профессионалов, чья работа прямо связана с тесными и интенсивными контактами с другими людьми в эмоционально насыщенной атмосфере.

Основными симптомами эмоционального истощения являются: появление чувства эмоциональной изнуренности (неспособность дальше «отдавать» себя другим); усиление негативной установки к клиентам (их дегуманизация и деперсонализация); снижение самооценки своей профессиональной компетенции; возникновение чувств деморализации, цинизма, пустоты, исчерпания эмоциональных и физических сил.

Все симптомы выгорания могут быть квалифицированы на три класса: симптомы физического утомления (усталости, скуки, истощения); симптомы эмоциональной усталости (депрессии, безнадежность, чувство тупика); симптомы ментальной слабости (чувство своей никчемности, разочарованности и обиды).

Синдром хронической усталости

Его причинами являются дефицит времени, ускоренный темп жизни, физические и умственные перегрузки за счет подработок и т. д. Данный синдром проявляется в физической усталости, тяжести и сложности передвижения, нервном истощении, отсутствии интереса к жизни, к новым людям, явлениям, событиям, апатии, раздражительности и т. п.

Синдром «лишения любви»

Больных «лишили любви» или на них просто перестали обращать внимание. Гормоны стресса — адреналин, норадреналин и кортизол — вырабатываются в организме «лишенных любви» гораздо интенсивнее.

Признаки болезни: головные боли, учащенный пульс, повышенное давление, панический страх, экземы, дерматиты, нейродермиты, различные аллергические реакции, ухудшение слуха в результате сужения кровеносных сосудов в ушной раковине, остеохондроз, воспаление слизистой оболочки желудка, тошнота и рвота, ожирение.

Возникновение всех трех синдромов связано с рядом объективных и субъективных причин. Прежде всего речь идет об индивидуальных характеристиках социальных работников, профессионалов, степени соответствия или несоответствия личности человека профессиональным требованиям, наличии или отсутствии у него специальных социально-психологических способностей. Среди индивидуальных факторов выделяют социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, страх работы и т. д.).

Профилактика описанных синдромов, по мнению авторов, заключается прежде всего в повышении социальными работниками их коммуникативной компетенции, развитии навыков рациональной терапии, выработке навыков снятия стресса при помощи эффективных, не вредных для здоровья приемов.

Работа по профилактике стрессов у социальных работников должна быть направлена на повышение их самооценки, уверенности в себе, развитие положительного отношения к себе.

5. Психология общения в социальной работе

Содержание общения — это информация, которая передается от человека к человеку.

Цель общения — то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми.

Средства общения — способы, с помощью которых оно реализуется.

Структура общения: коммуникативную, интерактивную и социальноперцептивную. Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

коммуникатор (человек, который передает сообщение), содержание общения (то, что передается коммуникатором), канал коммуникации (то, как или с помощью чего осуществляется передача сообщения), адресат коммуникации (люди или аудитория, которой направляется сообщение), результат коммуникации (то, с каким эффектом передано соответствующее сообщение).

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ (возможно тогда, когда у участников процесса схожая или единая система кодификации; если нет – возникают барьеры)

ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом. Сюда входят те компоненты общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами

Существует много классификацией видов взаимодействий. Наиболее распространенная — конкуренция и кооперация

Наши рекомендации