Профессиограмма Н. Бачманова и Н. Стафурина.
Профессиограмма Н. Бачманова и Н. Стафурина.
Пять уровней организации деятельности социального работника и соответствующих им психических свойств.
Первый уровень - свойства, связанные с умением полно и правильно воспринимать объект.
Второй уровень - свойства, связанные с умением понимать внутренние свойства и особенности объекта.
Третий уровень — свойства, связанные с умением сопереживать.
Четвертый уровень —умение анализировать свое поведение.
Пятый уровень - свойства, связанные с умением управлять самим собой и процессом общения.
Из данной гипотетической структурной организации авторы выводят главные составляющие специальных способностей: когнитивные (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации), аффективные (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку), волютивные (рефлексия, самоконтроль).
3) Системные (объединяет системные модели специальных способностей, главные составляющие которых выводят из характеристик более сложных динамических систем, в которых деятельность социального работника рассматривается как элемент инфра- или суперсистемы.)
Модель, предложенную Дж. Холландом.
Он, в соответствии с теорией интересов Дж. Гилфорда, выделил шесть основных типов профессий: реалистичные, интеллектуальные, социальные, конвенциональные, предпринимательские, артистические.
Каждый тип профессии имеет свою интерперсональную среду и привлекает людей сходных интересов, с одинаковыми реакциями на ситуации, ценностями, близостью позиций.
4) Прогностические (их главные составляющие выводят из «матриц корреляций», с одной стороны, показателей выраженности базисных свойств личности, а с другой — из критериев эффективности социально-психологического воздействия.)
Шестнадцатифакторный опросник личности Р. Кеттелла
Корреляция базисных свойств личности с тремя свойствами: готовность к контактам, умение налаживать и поддерживать контакты, общая интеллектуальность.
Практическое применение данного вида модели позволяет сделать следующий прогноз: лучший кандидат на профессию «социальный работник» тот, кто получает более высокие оценки по следующим факторам: потребность в общении, чувство дистанции, общий уровень вербального интеллекта, нечувствительность к социальной угрозе.
Все основные компоненты профессиональной успешности деятельности социального работника могут быть организованы на трех уровнях:интрапсихическом (индивидном), инер- психическом (межперсональном) и групповом (социальном).
4. Основные синдромы в деятельности социального работника и их профилактика.
Социальный работник должен обладать отличным физическим здоровьем, что служит залогом успеха в выполнении данной деятельности.
Кроме того, профессия «социальный работник» относится к классу профессий «субъект — субъект», которые наиболее подвержены синдромам психического (эмоционального) выгорания, хронической усталости и «лишения любви», что предопределяет необходимость психического здоровья социального работника.
Синдром профессионального выгорания
Он обнаруживается только среди профессионалов, чья работа прямо связана с тесными и интенсивными контактами с другими людьми в эмоционально насыщенной атмосфере.
Основными симптомами эмоционального истощения являются: появление чувства эмоциональной изнуренности (неспособность дальше «отдавать» себя другим); усиление негативной установки к клиентам (их дегуманизация и деперсонализация); снижение самооценки своей профессиональной компетенции; возникновение чувств деморализации, цинизма, пустоты, исчерпания эмоциональных и физических сил.
Все симптомы выгорания могут быть квалифицированы на три класса: симптомы физического утомления (усталости, скуки, истощения); симптомы эмоциональной усталости (депрессии, безнадежность, чувство тупика); симптомы ментальной слабости (чувство своей никчемности, разочарованности и обиды).
Синдром «лишения любви»
Больных «лишили любви» или на них просто перестали обращать внимание. Гормоны стресса — адреналин, норадреналин и кортизол — вырабатываются в организме «лишенных любви» гораздо интенсивнее.
Признаки болезни: головные боли, учащенный пульс, повышенное давление, панический страх, экземы, дерматиты, нейродермиты, различные аллергические реакции, ухудшение слуха в результате сужения кровеносных сосудов в ушной раковине, остеохондроз, воспаление слизистой оболочки желудка, тошнота и рвота, ожирение.
Возникновение всех трех синдромов связано с рядом объективных и субъективных причин. Прежде всего речь идет об индивидуальных характеристиках социальных работников, профессионалов, степени соответствия или несоответствия личности человека профессиональным требованиям, наличии или отсутствии у него специальных социально-психологических способностей. Среди индивидуальных факторов выделяют социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, страх работы и т. д.).
Профилактика описанных синдромов, по мнению авторов, заключается прежде всего в повышении социальными работниками их коммуникативной компетенции, развитии навыков рациональной терапии, выработке навыков снятия стресса при помощи эффективных, не вредных для здоровья приемов.
Работа по профилактике стрессов у социальных работников должна быть направлена на повышение их самооценки, уверенности в себе, развитие положительного отношения к себе.
5. Психология общения в социальной работе
Содержание общения — это информация, которая передается от человека к человеку.
Цель общения — то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми.
Средства общения — способы, с помощью которых оно реализуется.
Структура общения: коммуникативную, интерактивную и социальноперцептивную. Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.
коммуникатор (человек, который передает сообщение), содержание общения (то, что передается коммуникатором), канал коммуникации (то, как или с помощью чего осуществляется передача сообщения), адресат коммуникации (люди или аудитория, которой направляется сообщение), результат коммуникации (то, с каким эффектом передано соответствующее сообщение).
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ (возможно тогда, когда у участников процесса схожая или единая система кодификации; если нет – возникают барьеры)
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом. Сюда входят те компоненты общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами
Существует много классификацией видов взаимодействий. Наиболее распространенная — конкуренция и кооперация
Группа
- потребность избегания (страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов),
- потребность в постоянстве (привязанности человека к определенным людям, животным, предметам)
Группа
- потребность в автономии (идеях собственной независимости, свободы, упрямство, непринятие чужого мнения)
Группа
- потребности в любви
- потребности в отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям),
-потребости в творчестве.
ЮНГ
По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем:
1.Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.)
2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.
3.Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.
Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны, среди них важнейшее значение имеют описанные К.Юнгом:
1. Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.
2. Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти
3. Анима– архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.
4. Анимус– образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.
5. Самость – ядро личности, образ – модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
АДЛЕР
Подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Индивид из – за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности.
Каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти».
Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность».
Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы– так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение
Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству».
9. Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А. Бандура). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Онтопсихология (А. Менегетти).
Скиннер
Б.Скиннер выступил ПРОТИВ концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер. По мнению Б.Скиннера, все объясняется в поведении человека лишь на основе внешних обстоятельств.
Человеческий организм – это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования.
Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком.
В своем учении о поведении человека Скиннер различает 2 его типа:
1. Респондентное поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом – чайник и т.д.).
2 . Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) – поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).
Смысл оперантного научения – подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.
Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов):
- режим непрерывного подкрепления,
- режим прерывистого или частичного подкрепления.
БАНДУРА
По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения
Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить.
В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.
Люди обладают следующими пятью способностями:
1 )Способность к символизации (к преобразованию своего опыта в символы)
2)Способность людей к предвидению, к постановке целей.
3)Способностьопосредования(основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей)
4)Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения(на их основе происходит внутренняя самооценка своего поведения)
5)Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
МАСЛОУ
Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей.
По А. Маслоу, каждый человек – единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов.
В отличие от бихевиоризма, в гуманистических теориях неприемлемо переносить модели поведения животных на человека, потому что первые не обладают такими духовными чертами.
Деструктивные действия людей являются итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей.
Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей»:
- все потребности человека врожденны или инстинктоидны
- они иерархически организованы в пять видов
ТАБЛИЦА…
Самые возвышенные потребности – потребности в самоактуализации. Не каждый даже до них доходит. Выделил ПРИЗНАКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ…
РОДЖЕРС
Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора".
По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей.
Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение.
Организмический процесс актуализации означает безсознательнуюсаморегуляцию на основе поведенческого опыта.
«Я-концепция» - это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я-концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»).
«Я-концепция» формируется изначально ( в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя.
К. Роджерс, исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям.
Постоянно функционирующий человек обладает пятью основными личностными качествами:
1) Открытость к переживанию (соответствие « Я-концепции» и организмического процесса).
2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями.
3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, своих внутренних побуждений, которые берутся за основу выбора поведения.
4) Эмпирическая свобода – это субъективная свобода личности, чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.
5) Креативность – способность к творчеству и творческому образу жизни.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ МЕНЕГЕТТИ
Онтопсихология –наука о бытии в психике (Антонио Менегетти – основатель)
Согласно учению А. Менегетти, психика человека складывается из следующих инстанций и процессов:
1). Ин-се (сущность в себе) – внутренней позитивное ядро человека, его подлинное бытие
2). Естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции ин-се);
3). Монитор отклонения – психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации ин-се;
4). Искаженные проявления жизни организованные в виде психологических комплексов;
5). Сознательно – логическое «Я» - психологическая инстанция человека (является единственной осознанной частью психики)
С точки зрения онтопсихологии человек – продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур.
По мнению онтопсихологовин-сеположительно – оно заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности.
С помощью ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия. Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «Я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде.
Если интенции нашего «Я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Это совпадение проявляется в виде переживаний, радости, полноты жизни, счастья.
Но, к сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим ин-се.
Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения являются своего рода ошибками нашего собственного «Я».
Подобная ситуация порождает то, что в онтопсихологии называется «экзистенциальная шизофрения».
10. Биологические, физиологические и психологические типологии.
итьбю
11. Общая модель индивидуальной работы со случаем.
Сегодня ее принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».
СТАДИЯ 1: НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕССА
Это первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценкa» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии.
СТАДИЯ 2: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИНДУЦИРОВАНИЕ РОЛЕЙ
Однако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельcтвax. Это этап, когда происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
СТАДИЯ 3: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАКТ
На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке.
СТАДИЯ 4: ОЦЕНКА
Цель состоит в том, чтобы как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента.
Временной период стадии оценки зависит от запроса клиента и специфики его проблемы.
Стадия оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем, составляющих его окружающую среду, а социальному работнику определить цели для вмешательства.
Первичным инструментарием социального работника является интервью.
Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности, при этом необходимо выбрать проблему для обслуживания, чтобы в ней приняли участие как можно больше членов семьи. Ролевые позиции, отношения, ценности и нормы поведения могут стать предметом анализа и наблюдения социальным работником, дать дополнительную информацию о ситуации клиента.
СТАДИЯ 5: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
В процессе определения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосрдственное участие в целеполаганuu, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы.
Социальный работник и клиент взаимно согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые необходимо использовать, и задачи, вовлеченные в достижение целей. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.
СТАДИЯ 6: РАЗВИТИЕ ПЛАНА ИНТЕРВЕНЦИИ
При развитии плана интервенций социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуации клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.
Вмещателъство - последовательность шагов или плана действий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени.
СТАДИЯ 7: КОНТРАКТ
После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может быть в устной и письменной форме, в нем оговариваются частота, встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.
СТАДИЯ 8: ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЕНЦИИ
На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.
Идентифицированные системы должны быть определены в процессе изменения и вовлечены во взаимодействие. Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку для того, чтобы состоялся процесс изменения.
СТАДИЯ 9: ОСУЩЕСТВАЕНИЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ
Интервенции могут иметь различные направления и различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы; интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т. д. Репертуар вмешательств все время изменяется и модернизируется.
Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения (стимулирование положительного поведения и закрепление его; репетиция поведения, проигрывание ситуаций, трудных для клиента; систематическое развитие адаптивных моделей поведения)
Познавательные, методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социальном функционировании произойдет в том случае, если произойдут изменения в познавательных процессах.
СТАДИЯ 10: ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ
В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами.
Барьеры могут быть вызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи - может вызвать со стороны ее сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.
Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.
СТАДИЯ 11: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Социальный работник имеет большое разнообразие методов вмешательства Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим он должен вернуться на стадию 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентам.
СТАДИЯ 12: ЭВОЛЮЦИЯ
При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, в клиенте должны произойти необходимые перемены, а отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены. Пожелание о завершении контактов оговаривается контpaктом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.
РЕ3ЮМЕ
· Индивидуальная социальная работа, или работа со случаем, является одним из практических методов социальных работников.
· индивидуальная социальная работа осуществляется в ситуации «один на один». Социальный работник, используя знания и профессиональный опыт, помогает клиенту решить трудную жизненную ситуацию.
· Работа со случаем имеет большой спектр техник и моделей помощи и поддержки клиенту, но они сфокусированы вокруг трех основных теоретических моделей: рефлексивно-терапевтической, социалистически-коллективистской, индивидуально-реформистской.
· В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник руководствуется ценностями профессии.
· Существуют различные схемы индивидуальнай работы со случаем, но они имеют ряд обязательных этaпов открытие случая, определение потребностей клиента, планиравание, контрактиравание, оказание помощи, мониторинг, оценка и окончание работы.
12. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе.
- Преимущества индивида по отношению к обществу (Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента.)
- Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом (Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегий клиента, к ухудшению его жизненного сценария.)
- Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений (В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.)
- Стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям (социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями)
- Готовность к передаче знаний и умений другим(Знание о ситуации, проблеме, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Социальный работник должен критически проверять свои профессиональные знания и учитывать новые научные рекомендации, вносить посильный вклад в развитие профессии.)
- Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание(Социальный работник выступает против любых форм дискриминации)
- Стремление к развитию самопомощи клиента(Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой.)
- Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации(Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах.)
- Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества(социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всем членам общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости)
- Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности(Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той ее степени, в какой оно не вступает в противоречие с исполнением служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию)
Этические принципы социальной работы…
13. Теория и практика консультирования в помогающих профессиях.
Клиент— это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться.
В рамках консультативных отношений клиент ориентирован на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей клиента.
Фактически все консультанты соглашаются с тем, что отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами
В первом случае консультант имеет специальную подготовку и взаимодействует с клиентом в рамках формального контракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр., — определенных приемов консультативной работы
часто путают с предоставлением советов ( в словарях консультирование определяется в терминах советов и руководства). На самом деле совет — это главным образом односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения. Руководство — также главным образом односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие. Консультирование — это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия
Консультирование предназначено для помощи клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться достигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и межличностных проблем
Любая консультативная помощь должна базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:
1. повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
2. развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности
Можно сказать, что конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами
Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное, групповое и семейное консультирование.
По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.
Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия.
Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования, письменного консультирования, а также через печатные материалы.
По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.
Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:
1. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму).
2. Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.
3. Психоанализ.
4. Поведенческий подход.
5. Когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование.
6. Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика.
7. Эклектические и интегративные подходы:мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.
Базовыми навыками для всех стадий являются:
· внимание и слушание, точность и конкретность;
· навыки отражения: переформулирование, перефразирование, суммирование;
· навыки исследования (зондирования): вопросы и утверждения.
Цели начальной стадии:
· установление рабочих взаимоотношений;
· прояснение и определение проблем;
· диагностика и формулирование гипотез;
Стратегии и процедуры начальной стадии:
· изучение/зондирование: помощь клиентам в объяснении своих тревог;
· приоритаризация и фокусировка: принятие решения об очередности работы с проблемами клиента и выявление стержневого момента;
· коммуникация: принятие и понимание.
Цели срединной стадии:· переоценка проблем: помощь клиентам в видении самих себя и своих проблем в другой, более обнадеживающей перспективе; · поддержание рабочих взаимоотношений; · пересмотр контракта (если необходимо). Стратегии и процедуры срединной стадии: · конфронтация (помогает клиентам осознать используемые ими самими уловки и трюки, препятствующие изменениям); · предоставление обратной связи: дает возможность клиентам понять, как их воспринимает консультант; · предоставление информации (может помочь клиентам увидеть себя в другом ракурсе); · директивные предписания: направлены на изменение привычных стереотипов поведения; · самораскрытие консультанта: рассказ о собственном опыте (используется редко); · оперативная обратная связь: предоставление клиентам точки зрения консультанта на происходящее между ним и клиентом «здесь и сейчас». Цели завершающей стадии: · выбрать подходящее изменение: клиенты должны знать, какие изме