Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве
Социальная ситуация развития ребёнка раннего детства:
Ребёнок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Соц. ситуация развития в раннем детстве - это ситуация совместной деятельности ребёнкасо взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребёнка «предмет – взрослый» (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная.
По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребёнка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях осуществления предметного действия. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Центральные новообразования- развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью. Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.
Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций- восприятие, мышление, память, внимание-доминирует восприятие.
Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.
Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте
Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность;
Вид общения: ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное (Лисина)
Новообразования: развитие предметной деятельности, развитие речи; развитие прямохождения;
Ведущая психическая ф-я (Л.С.Выготский) – восприятие;
Центральные задачи возраста: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение; автономия (Э.Эриксон);
Центральное новообразование: возникновение у ребёнка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Преобладающие виды памяти- двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребёнок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.
Восприятие отличается двумя особенностями:
Первая - его аффективный характер, его страстность.
Вторая (она составляет общий закон и для последующего развития) - когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.
Кризис трёх лет
Благодаря ведущей (предметной) деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное.
Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам».Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:
1) негативизм – нежелание ребёнка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;
2) упрямство – когда ребёнок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;
3) строптивость – ребёнок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;
4) своеволие – желание ребёнок быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;
5) обесценивание взрослого – ребёнок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;
6) протест-бунт – любое действие ребёнок начинает походить на протест;
7) деспотичность – ребёнок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.