Жизнь до рождения. Проблемы пренатальной психологии
Для полноценного положительного развития психики ребенка имеет большое значение то, желают ли родители его появления. Ученые утверждают, что психика ребенка травмируется еще до рождения, если он не является желанным. Если во время беременности женщина подвергается частым стрессовым ситуациям, то в ее крови могут образовываться стероидные гормоны, превышающие допустимые количественные нормы. Они, проникая через плаценту, негативно влияют на еще не сформировавшийся мозг ребенка. Ребенок, находящийся в утробе матери, и сама мать обладают сильной эмоциональной связью, которая во многом определяет становление и дальнейшее развитие психики малыша. Все, что ощущает и переживает мать, ощущает и переживает ребенок. А это может иметь как позитивное, так и негативное воздействие. Все отрицательные переживания матери во время беременности, ее стрессы, депрессии, могут отразиться на ребенке после его рождения, приняв форму невроза, общего тревожного состояния, нарушений и задержек в умственном развитии и пр. Нельзя не учитывать и роли отца, так как его отношение к будущему ребенку, положению матери и к ней самой во многом определяет общее психическое состояние женщины. Ученые, занимающиеся психологией пре-натального развития, говорят о том, что будущему ребенку очень важно создать наиболее благоприятные условия для развития (как физиологические, так и эмоциональные). Это окажет положительное влияние на развитие способностей ребенка.
Физиология и психология матери являются для ребенка своего рода базой его формирования. Мать выступает для него в роли посредника, связующего с внешним миром. Ребенок может ощутить, почувствовать переживания матери, возникающие при взаимодействии с ним. Факторы, влияющие на развитие будущего ребенка:
1) способность плода к сенсорному восприятию. Уже с трех месяцев ребенок начинает ощущать прикосновения. Ребенок может воспринимать звуки, находясь в утробе матери. Он успокаивается, слыша голос матери или отца, звуки музыки; 2) эмоциональные связи плода и матери. Положительное или отрицательное эмоциональное состояние матери передается плоду и влияет на процесс его развития.
26.Содержание психической жизни новорождённых. Первые психические новообразования.
Особенности психической жизни новорожденного. Младенчество. Разные взгляды на проблему:
1) Человек, переживший рождение на свет, получил травму. Это психоаналитический подход = «родовая травма» (З. Фрейд, Шопенгауэр). Отто Ранк – психоаналитик, разработал методы предотвращения, смягчения родовой травмы. Обосновал причины родовой травмы. Внутри у матери ребенку комфортно и хорошо, и вдруг среда меняется, ему некомфортно, первый крик младенца – крик ужаса. Для смягчения травмы в помещении должно быть тепло, тихо, нужно положить ребенка на живот матери. Станислав Гроф – создал картографию бессознательного – 4 матрицы бессознательного, 1 из которых– матрица перинатальных переживаний (сопровождающих роды). В последние 2 месяца ребёнок должен набрать позитивную энергию и эмоции. 2) Отечественная психология: до рождения человек – еще не человек. Рефлексологическая школа (Корнилов К.): вся психическая жизнь человека сводится к рефлексам. Джемс: жизнь новорожденного ребенка представляет собой бесформенный хаос. Л.С Выготский: это сплав ощущений, влечений, эмоций. Жизнь новорожденного – это промежуточное между биологическим и социальным, между внутриутробным и внеутробным. Доказательства: 1 - характер питания своеобразный: вроде бы извне, но это продукт материнского организма. 2 - передвижения: перемещаться не может, хотя сам двигается. 3 - сон: почти не спит, но и не бодрствует. Взгляд Выготского устарел. Он считает, что ребенок становится человеком спустя 2 мес. после рождения, начинается развитие психики, т.к. в жизни ребенка появляется социальность. Ребенок до 2мес не замечает плача других детей, а после 2 месяцев реагирует плачем, улыбается. Это дает мощный толчок развитию. Врожденные ненужные рефлексы исчезают после 3-х месяцев (нельзя ребенка держать в вертикальном положении). У ребенка формируется почти сразу условные рефлексы (ребенок начинает просыпаться в определенное время, если кормить по часам). Кормить ребенка нужно тогда, когда он захочет. Первые несколько дней ребенок не слышит локализация звука появляется в 3-4 недели. Новорожденный ребенок видит, но близоруко. Чувственность к запаху высокая, предпочтение сладкой пищи; очень высокая температурная чувствительность; Комплект оживления -основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества: 3 составляющие комплекса: - локализация (нараспев тянет звуки); -движения (появляются в 3 месяца); - мимика; Надо разговаривать с ребенком, брать на руки. 3) Промежуточная точка зрения: психическая жизнь у человека есть, но не так сложна, как ее описывают психоаналитики.